Этнополитическая мозаика Азербайджана: курды (часть I)

4 сентября, 2020 - 12:53

Новости Армении – NEWS.am представляет цикл публикаций «Этнополитическая мозаика Азербайджана», посвященный проживающим в Азербайджанской Республике народностям. Первая серия публикация посвящена курдам. Автор советник президента Арцаха, доктор исторических наук Давид Бабаян.

Вводная часть

Нынешняя Азербайджанская Республика является государством, с которым у нас сложились весьма специфические отношения. Вот уже более трех десятилетий эта страна находится в состоянии открытого противостояния и войны с Арменией, Арцахом и армянским народом в целом. С самого первого дня своего появления на карте мира в конце мая 1918 года эта страна стала проводить агрессивную политику по отношению к Армении. После советизации в 1920 году вплоть до 1988 года был несколько иной период взаимоотношений. Открытого противостояния не было, но скрытое проходило весьма активно, особенно с конца 1960-х годов. В Азербайджане армяноненавистничество выступает государственной идеологией и в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится. Забывать этого не только нельзя, но и опасно. Ввиду этого необходимо всесторонне изучать Азербайджан, у нас должна быть создана сильная, даже, лучшая школа азербайджановедения. Задача эта вполне осуществима, хотя и требует целенаправленной и кропотливой работы. В данном контексте необходимо уделять пристальное внимание истории, политике, экономике и другим сферам жизни этой страны.

Этнополитическая специфика Азербайджана

Особую важность представляет этнополитическая специфика этого государства. С этой точки зрения Азербайджан – государство уникальное. Как известно, создание данного государства было результатом глобальной и региональной геополитической борьбы. Можно указать две даты создания данного государства. Это, как уже отмечалось, конец мая 1918 года, когда оно появились на карте мира впервые и конец апреля 1920 года, когда произошла советизация этого все еще неокрепшего и во многом рыхлого государственного образования. Если в 1918 году было создано данное государство и сам факт этого создал совершенно новую ситуацию в региональной и глобальной геополитике, то в 1920 году это образование было сохранено, хотя была весьма высокая вероятность его демонтажа большевиками. После этого существованию и развитию данного государства уже не грозила опасность.

Однако, несмотря на это, Азербайджан был единственной республикой СССР, можно сказать, даже единственной страной в мире, чье название не было производным от названия государство-образующего народа, т.е. не было нации под названием «азербайджанцы». Эта республика была многонациональной, тюрки составляли около 51% населения, остальную часть составляли различные народы.  «Азербайджанцы», как отдельный народ появились лишь в 1936 году, опять-таки ввиду глобальных и региональных геополитических процессов, в частности, в контексте германо-советско-турецкой геополитической борьбы. 

Создавали «азербайджанскую» нацию «сверху» и ускоренными темпами. Под новым названием «азербайджанцы» были объединены различные мусульманские народы и этногруппы с целью создания исторической, культурной и политической платформы для недопущения идентификации тюрок Восточного Закавказья с турками, проживающими в Турции. Базой консолидации мусульманских народов Азербайджанской Советской Социалистической Республики в единый азербайджанский народ должна была стать территориально-административная принадлежность. Люди различных национальностей должны были идентифицировать себя как азербайджанцы, сперва как жители Азербайджана, а затем по прошествии некоторого времени и как отдельный этнос.  Это были народы, исповедовавшие ислам, так как христиане (армяне, русские, грузины, украинцы, немцы и т.д.), а также евреи не могли влиться в новосоздаваемый народ.  

Реакция на политику ассимиляции разных народов и выработанная стратегия их дальнейшего существования

Азербайджанизация проходила форсировано, причем, если на первом этапе представителей различных народов попросту записывали в азербайджанцы, после этого надо было вести целенаправленную, кропотливую работу по ассимиляции, по отрыву от корней, по изменению традиционной идентичности и прививанию новой.

В результате данной политики в течение нескольких десятилетий практически исчез целый ряд народов, которые стали азербайджанцами. Так исчезли курды, таты, некоторые дагестанские народы. Другие народы ассимилировались частично или не ассимилировались вообще и до сих пор борются за свои права. К таким народам относятся, к примеру, талыши, лезгины и аварцы.

Очевидно, что азербайджанизация была борьбой, причем весьма интенсивной. Народы, которым навязывается новая идентичность, не слишком горят желанием отказаться от своих корней, забыть свою историю, культуру, язык и т.д. Это обычная и естественная реакция любого народа. Особенно сложно навязать новую идентичность достаточно многочисленному и древнему народу.  Конечно, представители некоторых слоев населения, возможно, более склонны к ассимиляции, видя в этом, к примеру, хорошие перспективы карьерного роста, несопоставимые с аналогичными перспективами при сохранении своей национальной идентичности. И Азербайджан здесь также не был исключением, но здесь нацменьшинства вынуждены были бороться не только с Азербайджаном, но и противостоять Советскому Союзу, ведь создание новой азербайджанской нации было общесоюзным геополитическим процессом, одним из ключевых геополитических проектов во всей истории СССР. Таким образом, для нацменьшинств создавалась весьма сложная ситуация, особенно учитывая закрытость советского государства, отсутствие каких-либо возможностей использовать внешние источники для противостояния данной ассимиляционной политике.  

В сложившихся обстоятельствах каждый из народов, оказавшихся в центре данной ассимиляционной политики, отработал тактику и стратегию своего дальнейшего существования. Если обобщить, то были выбраны две основные стратегии – ассимиляция и борьба за сохранение своей идентичности. Выбранные стратегии были во много спонтанны, они не координировались каким-либо центром, состоящим из представителей данных народов, или же силами за пределами Азербайджана. Все происходило естественным путем, являющимся производным от истории, культуры, этнопсихологической и этнополитической специфики каждого конкретного народа. Изучение этих процессов очень важно как с исторической и научной, так и политической и прикладных точек зрения.

Ряд малых народов полностью ассимилировался и растворился, но процесс ассимиляции некоторых народов происходил. Эти народы не то, чтобы растворились в новой азербайджанской тюркской массе, а влившись в нее, заняли ведущие позиции в политической, культурной, экономической элите новообразованного народа и государства. Именно это сделали курды и таты. Рассмотрим эти примеры более подробно.

Курды

Краткая этно-политическая история курдского народа

Курды являются одним из наиболее древних и многочисленных народов Ближнего Востока. Споры и дискуссии об их происхождении до сих пор продолжаются. Есть гипотезы, например, об их мидийском и парфянском происхождении. Кстати, в национальном гимне курдов «Эй, Ракиб!» прямо указано, что курды являются мидийцами и потомками царя Мидии Киаксара (Увахшатра), взявшего столицу Ассирии Ниневию в 612 году до н.э. Этот гимн был также официальным гимном автономного Иракского Курдистана, был в свое время также гимном  курдской Мехабадской Республики, существовавшей в 1946 году в Иране.

Курды также достаточно активно соприкасались с соседними народами, в результате чего последние приняли активную роль в этногенезе курдов, да и сами курды влились в ряды соседних народов, став их органической частью. Ряд генетических исследований показывает, что курды весьма близко стоят к армянам, грузинам, азербайджанцам и евреям.

Одним из интересных аспектов курдского народа является то, что в среде данного народа имеются достаточно глубинные разломы. Так, до сих пор не существует единого литературного курдского языка. Вместо этого имеются диалекты, которые в научной среде даже именуются языками. Это - курманджи, или севернокурдский, на котором говорят курды Турция, Сирии, части Ирака, Ирана, курды постсоветского пространства, Европы и США; сорани, или центральнокурдский, на котором говорят большая часть курдов Ирака и части Ирана; южнокурдский язык, на котором говорят курды, живущие в иранских провинциях Керманшах и Илам и в восточном Ираке.

Различия между ними столь велики, что взаимопонимание между носителями указанных языков практически утрачено. Не случайно, что целый ряд исследователей считают, что курды – это не единый народ, а скорее различные этноязыковые группы. В данном контексте весьма примечателен факт того, что в 2006 году представители курдов, говорящих на диалекте горани или хеврами, обратились к властям Иракского Курдистана или Курдского Автономного Района с петицией признать их отдельной языковой группой.

Кроме этого, курды разделены на множество племен, которые нередко враждуют и соперничают друг с другом и эта племенная принадлежность до сих пор очень важна в социальных отношениях в традиционном курдском обществе.

Подобного рода этнополитическая разобщенность и разношерстность курдского народа оказала сильнейшее влияние на его политическую историю. Будучи четвертым по численности народом Ближнего Востока, численность которого варьирует между 36,4 и 45,6 миллионами человек, они до сих пор не имеют своего независимого государства. Более того, курдам за всю свою историю так и не удалось создать своего независимого национального государства. Такие попытки предпринимались, особенно в XX веке, когда были провозглашены ряд курдских государственных образований, но они просуществовали максимум два-три года, да и то не успели оформиться в качестве полноценно функционирующих государств. Такими были Королевство Курдистан (1922-1924), образованное после распада Османской империи на подконтрольной Великобритании территории Месопотамии, Араратская Курдская Республика (1927-1930), провозглашенная на востоке современной Турции, уже упомянутая Мехабадская Республика (22 января - 16 декабря 1946 года), провозглашенное в Иранском Курдистане.

На сегодня наиболее состоявшимся курдским национально-государственным образованием является Курдский Автономный Район в Ираке. Это образование было создано в 1991 году, когда США начали боевые действия против Саддама Хусейна, а после американского вторжения в Ирак в 2003 году и последующие военно-политических трансформаций в регионе, в 2005 году регион получил статус широкой автономии в составе Ирака. В 2017 году курды Ирака снова попытались создать независимое государство и провели соответствующий референдум, где 93% участвующих проголосовали за создание независимого курдского государства. Однако данная попытка вызвала резко негативную реакцию региональных стран, в частности, Турции, Ирана, Ирака, обострила ситуацию в регионе и привела к боевым действиям между курдами и Ираком, которого поддерживали вышеуказанные страны.  В конце концов, курдов заставили отказаться от своих планов по созданию независимого государства, по крайней мере, на определенное время. 

Несмотря на то, что курды не могли создать свое собственное национальное государство, представители этого народа, как ни парадоксально, создавали весьма сильные и обширные государства в самых разных регионах Ближнего Востока. Например, курдское происхождение имела династия Зендов, правившая Ираном в 1753-1794. Основатель династии Мохаммад Карим-Хан Зенд, правивший Персией с 1763 по 1779 гг., был прозван Великим, стабилизировал ситуацию в Иране,  перевел столицу государства в город Шираз, расположенный в провинции Фарс. Ряд исследователей считают, что курдские корни имели и Сефевиды, восстановившие независимость Ирана и правившие в Персии в XVI-XVIII вв.

Конечно же, одним из самых известных этнических курдов является Салах ад-Дин или Саладин, который в 1187 году завоевал Иерусалим у крестоносцев, а также основал государство Айюбидов (1171–1260), простиравшееся от Ливии до Йемена, от Судана до истоков Тигра и Евфрата. Исторические источники указывают, что род Саладина происходил из города Двин в Армении.

Этно-политическая стратегия Саладина

Фигура Саладина здесь весьма символична, причем не столько в контексте его военных достижений, сколько в стратегии его карьерного роста, заложенной в ней философии. Фактически, Саладин боролся не за создание независимого государства для своего народа, а весьма долго и упорно боролся за высокое положение в элите более крупных образований, дойдя, в конце концов, до самого верха и основав свою собственную империю. Данной стратегии придерживались и многие видные представители курдского народа в самых разных странах и регионах. Именно это, как будет показано, произошло и с курдами нынешнего государства Азербайджан. Эту стратегию можно условно назвать этнополитической стратегией Саладина.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image