Как армянский лекарь Амирдовлат Амасиаци служил при дворе Мухаммеда Завоевателя

24 сентября, 2020 - 13:37

«Если врач не постигнет сути болезни, не следует ему использовать лекарства, чтобы не запятнать имени своего. А если он не сведущ, то лучше не призывать его к больному и вообще не почитать за врача», — так говорил средневековый эскулап (бжшкапет) Амирдовлат Амасиаци. О том, как жили и практиковали в XV веке армянские врачи, рассказывает Кари Амирханян, автор Армянского музея Москвы.

В Киликийском армянском государстве (XI–XIV вв.) медицина и здравоохранение считались делом государственной важности. Больницы, которые прежде работали только при монастырях и подчинялись духовенству, в Киликийском царстве перешли под опеку государства. При бжшканоцах (больницах) действовали высшие медицинские школы, где проводилось обучение молодых специалистов.  

С падением Киликийского царства Армения надолго лишилась возможности развивать свою науку — многие ученые вынуждены были эмигрировать в европейские страны, продолжить свое дело и заложить основы уже европейской научной мысли. 

XV век — одна из наиболее мрачных эпох в истории армянского народа. Страна еще не успела залечить раны, нанесенные нашествием полчищ Тимура (конец XIV – начало XV вв.), как стала ареной соперничества двух воинственных племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу («Черные и Белые бараны»). Однако несмотря на столь тяжкое для Армении время, за стенами монастырей и ряда академий, построенных еще в Средние века, пульсировала свободная творческая мысль.

Например, Татевская высшая школа не прекращала изучать и развивать вопросы естествознания, философии и медицины. Выделялись знаменитые ученые: Ованес Воротнеци, Григор Татеваци, Матевос Джугаеци. Наравне с Татевской школой творческую активность проявляли и представители Амасийской и Себастийской школ, где особое место выделялось лечебному делу. Именно с этими врачебными школами связано имя будущего бжшкапета (ученого врача) Амирдовлата Амасиаци, оставившего после себя колоссальные по своей значимости труды по почти всем важнейшим отраслям средневековой медицины (анатомии, патологии, гигиене, фармацевтике, хирургии и фармакогнозии). При этом его интересы не ограничивались медициной, многие из его трудов были посвящены философии, астрономии, зоологии, географии и минералогии.  

Годы скитаний

Амирдовлат родился в конце 20-х годов XV века в армянской семье на территории Османской империи, в древней Амасии — некогда столице Понтийского царства. Получив образование, он покидает родные пенаты и отправляется в путешествие. Возможно политика насильственных переселений, проводимая  османскими султанами, вынудила молодого ученого и врача покинуть родину. А может, причиной его ухода из alma mater стала жажда знаний? Как знать, свидетельства того времени утаивают сей факт. Известно лишь, что он много путешествовал по империи, от Ирана и Армении до Балкан, и, оказавшись в 50-х годах в Константинополе, завершил свое образование под руководством опытных врачей, получив ученую степень «магистра медицины». 

В те годы в Константинополе правил турецкий султан Мухаммед Завоеватель. Он слыл в миру жестоким деспотом, но при этом был зрелым государственным деятелем, сумевшим создать свой свод законов «Канун-намэ». История не утаивает и тот факт, что, будучи меценатом по части искусства, он прекрасно разбирался в нем. 

Когда в Константинополе заговорили о целительных способностях армянского лекаря Амирдовлата Амасиаци, успевшем в короткий срок не только написать свой первый труд «Учение медицины», но и перевести его на турецкий язык, Мухаммед II сразу же заинтересовался им. Он призвал во дворец армянского врача и долго с ним о чем-то беседовал. Не прошло и дня, как, к всеобщей неожиданности, турецкий султан назначил врача-христианина своим главным хирургом-окулистом. Понятное дело, что столь стремительное назначение чужестранца при дворе мусульманского владыки не могло не вызвать зависти и козней окружения султана. В итоге злопыхатели добились своего: Амирдовлат был изгнан из двора и обречен на десятилетнее скитание. 

Однако ссылка эта не сломила свободный дух ученого врача — годы скитаний обогатили его благотворным опытом врача-практика, а заодно и расширили его знания о лекарственных растениях тех стран, куда его забрасывала судьба. За эти годы он досконально изучил и классифицировал целебные травы Балканского полуострова, Малой Азии, Армении и Ирана. 

Черная смерть, полевые опыты и служение на посту лейб-медика

Амасиаци суждено было вновь оказаться во дворце султана. В 1466 году Мухаммед II приказывает разыскать и привести к нему армянского лекаря. Причиной тому стала бесчинствующая на Балканах эпидемия чумы. Турецкий султан, напуганный черной смертью, вспомнил о своем опальном лекаре и быстро восстановил его в прежнем статусе лейб-медика. Амирдовлат, не покладая рук, оказывал врачебную помощь больным в очаге эпидемии, позже описав эти события в своем труде «Польза медицины».  

Сохранились сведения, что за годы службы у султана, который впредь открыто покровительствовал своему врачу-иноверцу, Амасиаци написал немало книг о медицине, и среди них свой знаменитый труд — «Ненужное для неучей». 

Возвращение на родину и школа врачей себастийской традиции

В последние годы своей жизни Амирдовлат Амасиаци, покинув Константинополь, возвращается на родину, в Амасию, где и умирает в декабре 1496 года, окруженный своими преданными учениками. 

Его многочисленные воспитанники, а это были не только отдельные лица, но и целая школа себастийских врачей, продолжили дело своего учителя, изучая и переписывая его труды в области лекарствоведения и особенно фитотерапии. 

Интересно отметить, что свои работы бжшкапет писал не только для специалистов, но и для своих учеников. Именно поэтому он излагал свои мысли не на литературном древнеармянском языке, а, следуя традиции, идущей от Мхитара Гераци, на разговорном языке своего времени. При этом Амасиаци вклинивал в свои труды фрагменты небольших поэм, четверостиший и афоризмов, «дабы быть понятым всеми».  

Помимо армянского и турецкого, Амасиаци свободно владел еще и греческим, арабским, персидским и латинским. Посему он был знаком как с европейскими, так и с ближневосточными медицинскими источниками. 

Как бжшкапет из Амасии открыл в XV веке психосоматику

Обобщив опыт средневековых армянских врачей (Езника Кохбаци, Давида Анахта, Анании Ширакаци, Григора Магистроса, Мхитара Гераци), Амасиаци сделал настоящие открытия в области клинической медицины и особенно лекарственной терапии ряда болезней — аллергий, инфекционных заболеваний, нервно-психических недугов, глазных болезней, опухолей.  

В своих сочинениях армянский врач подробно описал клинику нервно-психических заболеваний: опухоли мозга, мигрени, менингита, гипертонической болезни, атеросклероза, инсульта, паралича, судорог, эпилепсии, шизофрении. К тому же он разработал систему комплексного лечения, включающего лекарственный, диетический и психотерапевтический методы. 

Интересно отметить, что армянский бжшкапет подробно изучил и изложил природу воздействия эмоций на физическое здоровье человека. А ведь это явилось тем направлением медицины, которое нынче именуется психосоматикой! 

И еще Амасиаци большое внимание уделял нравственному облику врача. Вслед за Гиппократом, он выделял такие качества врача, как опрятность, отвращение к пороку, презрение к деньгам, отрицание страха, умножение знаний. 

Большую роль он отводил и семейным врачам, ратовал за конфиденциальность. Он сравнивал врачей со священниками, считая, что «как грехи рассказываются священнику при исповедании, так и врачам нужно рассказать все о болезни, не утаивая ничего». Для средневекового восточного общества, когда посторонний человек, и к тому же мужчина, не мог быть посвящен в узкие семейные дела, подобный подход был более чем либеральным. 

Хотя Амасиаци занимался в основном хирургией и особенно офтальмологией, предпочтение все же отдавал традиционным методам лечения. 

«Ненужное для неучей» — самый известный труд Амирдовлата Амасиаци — был написан в течение четырех лет. Это своеобразный энциклопедический словарь, в котором обобщены многолетние исследования автора в области медицины, лекарственной ботаники, зоологии, минералогии и географии. Здесь дана обширная информация о лекарственных средствах растительного, животного и неорганического происхождения, их физико-химических и фармакологических свойствах, лечебном спектре действий. 

В общей сложности представлены ссылки на 50 источников, упоминаются 3754 названий растений,  расположенных в порядке букв армянского алфавита.

Фрагменты из книги «Ненужное для неучей» 

«Молоко согревает тело и усиливает мозг. Оно полезно при экземе и зуде, увеличивает половую силу. А молоко с медом помогает при язвах кишечника… Кислое молоко утоляет жажду и устраняет вредное действие ядов». Амасиаци рекомендовал пить не более 175 г молока за 1 раз и запивать его медовой водой. 

Амирдовлат рекомендовал употреблять арбуз с уксусомедом для лечения мочевого пузыря, а при простуде советовал прикладывать ко лбу корку дыни, считал, что «дыня очищает гнойные выделения, делает лицо блестящим, лечит витилиго и лишай». Он советовал употреблять семена дыни в качестве слабительного, лечения опухолей, очищения печени, почек, считал семена дыни чрезвычайно эффективным средством усиления мужской потенции.  

Лечебным средством он считал и бананы. «Зрелый банан устраняет заложенность горла и груди, полезен для почек, открывает мочевые пути и устраняет задержку мочи и жжение при мочеиспускании, усиливает половое влечение, делает обильным молоко у кормящих женщин. Но если съесть много, то вызовет закупорку печени и усилит выделение желтой желчи и слизи, а также вызовет чувство тяжести в желудке. Лучше его есть до приема пищи, а затем запивать уксусомедом». 

Амасиаци писал, что «кислый сок апельсина промывает желудок, вызывает аппетит, выводит мелких и крупных глистов, помогает при болях в костях», а «масло корок вместе с камедью вылечивает лишай», но считал апельсин «вредным для груди и нервов, но вредное действие апельсина устраняют мед и финики». Он считал, что «растертая мякоть апельсина с вином помогает при всех отравлениях ядами».  

Амирдовлат Амасиаци подробно описывает и лечебные свойства граната: «Кора кислого граната помогает при опухолях, если сделать припарку. А если сварить и сделать клизму с белой ячменной мукой и отваром ромашки, то поможет при язвах кишечника… полоскание из отвара коры укрепит десна». 

Большое значение придавал бжшкапет и огородной петрушке, которая «облегчает дыхание и успокаивает головную боль. Помогает при опухоли молочной железы. Выводит ветры (газы), мочу. Растворяет камень и помогает при болезни почек». Помогает петрушка и при укусе насекомых. А еще средневековый лекарь предупреждал, что хоть и огородная петрушка полезна для желудка, она опасна для беременной женщины, и «если она съест много петрушки, то выкинет плод». 

Под влиянием труда «Ненужное для неучей» были созданы многие армянские медицинские словари XVII–XVIII веков. 

В Институте древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца хранится 20 списков из этой книги и примерно столько же в библиотеках армянской конгрегации мхитаристов Венеции и Вены, в Парижской национальной библиотеке, библиотеке Британского музея и в других зарубежных собраниях. 

Этой книге суждена была долгая жизнь, она оказалась «нужной» не только для современников Амасиаци, но и для последующих поколений врачей.  

Журналист Кари Амирханян (Ереван)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image