Стезя веры

19 июля, 2014 - 20:11

В Армении все еще живут молокане — старообрядцы, высланные из Российской империи Екатериной Великой

Армянские староверы (молокане) бегло говорят по-армянски, не пьют водку, смотрят телевизор,  пользуются сотовой связью и резко осуждают мерзкую выходку “пусей” в храме Христа Спасителя в Москве.

Откуда взялись молокане в Армении?

Русскую православную церковь более 350 лет назад потряс так называемый раскол. Десятки и сотни тысяч людей не признали церковные реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I. Жестокие пытки и казни обрушились на радетелей “древнеправославного старообрядничества”. Но ничто их не смогло остановить. 

​“Трудолюбивые, добросовестные, законопослушные и миролюбивые русские люди”, — так характеризуют староверов жители Армении

Исторические документы повествуют, что в Армению старообрядцы заселились  в начале XVIII века. Согласно легенде, в нашу маленькую Закавказскую республику староверов выслала российская императрица Екатерина Великая. Думала ли она, что потомки староверов будут жить-поживать даже спустя три с лишним сотни лет? Что, несмотря на все катаклизмы, молокане сохранят свою суть, стержень и дух? Что за столетия  выкристаллизуется свой особый характер и менталитет?

Тем не менее продолжатели дел великих старообрядцев XVII  века — протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, изгнанные из Российской Империи, сегодня мирно живут в Армении.  Как и много лет назад, они придерживаются строгих правил, которые усвоили в раннем детстве. “Трудолюбивые, добросовестные, законопослушные и миролюбивые русские люди”, — так характеризуют староверов жители мононациональной Армении.

От древних манускриптов до современного  IPhone

Живут сегодня молокане особняком.  На протяжении трех веков здесь, высоко в горах, община переселенцев-раскольников жила натуральным хозяйством, продолжала креститься двумя перстами, не признавать никоновских и позднейших изданий Библии и жить, пользуясь только старинными манускриптами. Среди старообрядцев не существует общей церковной организации. Они делятся на три основных направления и множество более мелких подразделений — толков.

​Самые аскетичные верующие в Армении продолжают чтить своего апостола – Максима Гавриловича Рудометкина

Эти, пожалуй, самые аскетичные верующие в Армении продолжают чтить своего апостола – Максима Гавриловича Рудометкина. Он прибыл в Эриванскую губернию Российской Империи из Тамбова. Переехал сюда ради духовной свободы и основал течение прыгунов, которые подпрыгивали во время молитвы, приводя себя в состояние экстаза. Среди своих приверженцев Рудометкин стал вводить некий им изобретенный сионский язык — язык общения будущих христиан. Закончил свои дни Максим Гаврилович в суздальском монастыре, куда он был пожизненно заточен властями.

Староверы  Армении сохранили ценнейшие рукописные богослужебные книги Рудометкина, которые в последние десятилетия стали предметом ученых разысканий  историков.

Но, пожалуй, за последние десятилетия современная жизнь с ее манящими соблазнами не смогла не оставить след на житье-бытье переселенцев-раскольников. Это раньше молоканам было строго-настрого запрещено смотреть телевизор. Теперь в домах у многих старообрядцев телевизоры есть. Правда, некоторые староверы почему-то прячут их в шкафах. Ну а более продвинутые молокане научились пользоваться IPhonе.
   

Рубите капусту бочками

- Подходи, покупай! Капуста квашеная, хрустящая, — бодро зазывает к своему лотку с соленьями торговка-староверка на ереванском рынке, что расположен в I Норском массиве.

Раньше на базарах Еревана можно было встретить до десятка молокан, бойко торгующих вкусными разносолами. Особенно сочной так называемой молоканской капустой. Но в последнее время староверов на армянских рынках все меньше и меньше. Еще в бытность СССР квашеный продукт молокан продавали не только на местных рынках, но и вывозили в другие социалистические республики. Зарабатывали тогда староверы прилично. За одну поездку можно было “срубить” до 6000 рублей. Сумма по тем меркам – баснословная. Так что во времена Союза староверы «рубили капусту», то есть зарабатывали деньги, быстрыми темпами.

Теперь молоканской капустой на рынках все чаще торгуют … армяне. Правда, вкус не тот. Капуста у местных армян вроде бы хорошая получается. Только хрусту не хватает. Корреспондент “Кавказской политики” нашла настоящую мастерицу квашения капусты – Анну Ильиничну Михайлову:

- Надо все делать с душой. Важна каждая деталь, начиная с подготовки продуктов, их обработки и заканчивая подачей на стол. Самое главное в капусте – хруст. Внешний вид тоже имеет значение. Вся прелесть достигается в основном за счет сочетания капусты, моркови и соли. “Капустная кампания” начинается еще осенью. После сбора урожая белокачанную рубят, квасят, солят. Вот, попробуйте!

Староверы покидают Армению

Во времена СССР в Армении насчитывалось два десятка сел, которые основали молокане.  Но нет уже названий некоторых из них на карте современной Армении. Осталось Привольное, Фиолетово и Лермонтово… Но и над ними сгущаются тучи миграции. В поисках лучшей доли большинство переселенцев-раскольников уехали в Россию. Другие эмигрировали в США. И даже в далекой Австралии сегодня можно встретить старообрядцев из нашей Закавказской республики. Об Армении, где прошла большая часть их жизни, они вспоминают с теплотой. Но возвращаться сюда не хотят… 

​В поисках лучшей доли большинство переселенцев-раскольников уехали в Россию. Другие эмигрировали в США

А ведь еще до распада СССР в Армении проживало около 50 тысяч староверов.  Времена изменились. Волна социально-экономических проблем, накрывшая Армению, не могла не сказаться и на русских староверах. Сегодня в молоканских селах становится все меньше и меньше людей. Все реже встречаются колоритные старцы с типичной для староверов пышной бородой и в тщательно накрахмаленных нарядных рубахах.

Молоканский колорит

И только в дилижанском селе Фиолетове продолжают дружно жить староверы. Здесь им удалось создать свою Россию. У здешней ребятни русские мордашки: ясные голубые глазки, светлые, золотистые волосы и россыпь веснушек на курносых носах.

Сегодня колоритное молоканское село Фиолетово — словно этнографический уголок. И что  важно — благополучный. Живет там очень сплоченный, богобоязненный и трудяжный народ. Люди занимаются трудом, пашут, сеют и соблюдают строгие правила житья-бытья.

Бородатые старцы рассказывают, что ни разу не попробовали вкус табака.  Бывает, что от рюмочки по праздникам не отказываются, говорят, что выпить иногда немного спиртного их вера позволяет.  Но злоупотреблять белым напитком, который, как писал Антон Чехов, красит нос и чернит репутацию, староверы не любят. Всегда знают меру и не напиваются. И в этом феномен старообрядцев. “Главное — работать, и тогда все получиться”, — делятся пышнобородые старцы.

О житье-бытье и вере в Бога

-       Когда  в начале 90-х в Армении стали закрываться русские школы, старообрядцы стали постепенно уезжать на историческую родину, в Россию, — рассказывает пресвитер с длинной рыжей бородой Анисим Максимов, у которого есть старинная Библия. – Правда, сейчас в армянских школах есть русские классы, в которых учатся наши дети и внук. Кстати, при коммунистах во многих Совестких республиках староверов прижимали. Но только не в Армении. Здесь нас никогда не трогали. А так, жизнь бурлит. Работаем от зари до зари. С представителями официального православия, бывает, беседуем о вере в Бога. Вроде не агитируют, но иногда чувствую: потихоньку закидывают удочку...

​Религия молокан – это вера без икон, крестов и других изображений, созданных человеческими руками и по вымыслу людей

​- Я выросла в большой семье. У меня три брата и четыре сестры. Вот только жаль что разъехались все. Только я в Армении осталась. Зарабатываю тем, что прибираюсь в квартирах и домах армянских богачей. Работодатели относятся ко мне с уважением. Армяне считают, что русские люди наиболее чистоплотные, отвественные и аккуратные. По воскресеньям мы ходим на собрания, где читаем Библию и молимся. Поглядите, какой красивый платок я купила. Ох, и нарядной буду я в это воскресенье, — кокетливо рассказывает Аня Романова.

…Три столетия назад молокане отвергли священников, храм и церковь. С тех пор вместо церкви  староверы собираются в домах. Здесь они молятся. А в роли священника выступает глава молоканской общины – пресвитер. Религия молокан – это вера без икон, крестов и других изображений, созданных человеческими руками и по вымыслу людей. Армянские староверы любят повторять, что вера — это прыжок вслепую навстречу чьим-то рукам, которые подхватят и примут тебя. Это утешение перед лицом непонятных страхов и боли. Доверие ребенка к руке, выводящей его из темноты. Переселенцы-раскольники уверяют, что смысл веры вовсе не в том, чтобы поселиться на Небесах, а в том, чтобы поселить Небеса в себе.

Ирэн Саакян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image