Иерусалим нельзя делить без армян

9 декабря, 2017 - 12:21

Армянская патриархия Иерусалима вправе рассчитывать на участие в переговорах о судьбе Святого города

Признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля не могло не вызвать обеспокоенность у армян. И дело не только в том, что результатом этого шага Вашингтона может стать дестабилизация на Большом Ближнем Востоке, частью которой Армения является. Мы не можем быть безразличны прежде всего потому, что речь идет о городе, в котором армянское присутствие имеет многовековую историю. Как известно, один из четырех кварталов Старого города принадлежит армянской патриархии. Обсуждение вопроса о статусе Иерусалима недопустимо без прямого или косвенного участия армянских структур, которые обязаны нести ответственность за сохранение тысячелетнего наследия, оставленного основателями Иерусалимского престола Армянской Апостольской Церкви. Готова ли армянская дипломатия к такому экзамену?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, изложим предысторию проблемы. Известно, что армянская община Иерусалима почти ровесница христианства. Первые армянские храмы на Святой земле основала в середине первого века царица Эхинэ — жена царя Абгара, который еще при жизни Христа уверовал в него и адресовал ему письмо с приглашением укрыться от притеснений в армянском городе Урфа. Мовсес Хоренаци свидетельствует о том, что после смерти царя в 42-м году нашей эры вдова его отправилась в Иерусалим, где в это время свирепствовал голод. “Отдав все свои богатства, она закупила в Египте большое количество пшеницы и раздала ее всем голодающим”, — пишет летописец. Армянская царица воздвигла на Святой Земле часовни — на месте вознесения Христа, на месте его рождения в Вифлееме, на месте захоронения головы апостола Якова. Армянские паломники, приезжавшие в Иерусалим, постепенно начали здесь обосновываться.

Больше тысячелетия армяне — часть облика города. Новейшая история уже знает Иерусалим как город, состоящий из четырех секторов – Мусульманского, Еврейского, Христианского и Армянского. Армянский квартал по своим размерам больше, чем еврейский, но меньше, чем два арабских. (Христианский квартал так же, как и Мусульманский, населены исключительно арабами.) Вся земля Армянского квартала – собственность патриархии. В начале прошлого века на Святой земле у Армянской Апостольской Церкви было около 70 монастырей и церквей. Сейчас осталось 14. Большинство из них – в пределах Армянского квартала. Население квартала после первой арабо-израильской войны сократилось в 8 раз. Сейчас статус постоянных жителей Восточного Иерусалима имеют лишь около трех тысяч армян.

У Армянского квартала Иерусалима нет отдельно оговоренного статуса. Но в городе трех религий в течение многих веков действовало правило – здесь ничего не должно меняться. Этот неписаный закон уважали все правители Святого города – и османцы, и египтяне, и англичане, и иорданцы. Решение о создании в Палестине еврейского и арабского государств, принятое Организацией Объединенных Наций в ноябре 1947-го, вполне позволяло сохранить статус-кво и в равной мере защитить интересы всех заинтересованных сторон, в том числе и армянской. Резолюция Совбеза номер 181/II предполагала провозглашение Иерусалима и его окрестностей особой интернациональной зоной под мандатом ООН. Для нас главным было то, что город оставался неделимым, а статус Армянского квартала определялся согласно традициям, действовавшим столетиями.

Однако плану ООН не суждено было воплотиться в жизнь. В результате войны 1948-го года Иерусалим оказался разделен на Восточный (арабский) и Западный (израильский), а во время шестидневной войны 1967-го года израильтяне взяли под контроль и восточную часть города. ООН не признал суверенитет Израиля над завоеванными территориями. В Иерусалиме, провозглашенном израильтянами своей столицей, сегодня нет ни одного иностранного посольства. Почетный консул Армении хоть сам и живет в Западном Иерусалиме, официальным адресом представительства считается Тель-Авив.

Следует заметить, что решение Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля вовсе не означает, что он лишает палестинцев права считать город также и своей столицей. Если внимательно вчитаться в текст заявления президента США, то можно заметить, что речь идет о разделе города. “Мы не поднимаем каких-либо вопросов окончательного статуса, включая конкретные границы суверенитета Израиля в Иерусалиме”, — заявил Трамп. То есть Белый дом считает, что граница между Палестиной и Израилем должна проходить через Святой город. Но как быть в ситуации, когда стена, возведенная в свое время царем Соломоном, сейчас подпирает Храмовую гору, являющуюся святыней для мусульман. Стало быть, город все-таки придется делить по линии самой стены. Но к кому отойдет Армянский квартал?

Дискуссия о том, где должна проходить граница, разделяющая город на две столицы, имеет давнюю историю. В июле 2000-го года в Кемп-Девиде тогдашнему премьер-министру Израиля Эхуду Бараку и покойному лидеру палестинской администрации Ясиру Арафату при посредничестве президента США Билла Клинтона удалось достичь принципиального согласия по этому вопросу. Они договорились о том, что будущее мирное соглашение закрепит суверенитет Израиля над Еврейским кварталом Иерусалима, а к Палестине отойдут Мусульманский и Христианский кварталы. Что же касается Армянского квартала, то он, согласно плану Билла Клинтона, должен был быть разделен. Согласно арабским источникам, две трети Армянского квартала Клинтон обещал палестинцам, треть израильтянам. По сведениям газеты “Едиот ахронот”, под контролем Израиля должны были остаться улицы “Армянской патриархии” и “Сент Джордж”. При этом никто не интересовался мнением армян на этот счет. Предложенный американскими дипломатами план полностью пренебрегал правом собственности Армянской Апостольской Церкви. Кемп-девидское соглашение по сути было планом полного и окончательного уничтожения армянского Иерусалима. К счастью, этого удалось избежать. Ясир Арафат после долгих колебаний все-таки отказался от идеи расчленения Армянского квартала. Он публично заявил: “Впредь можете называть меня Арафатяном, потому что я ни за что не предам армян”.

Почему же именно армянский сектор стал яблоком раздора? Дело в том, что в сердце Армянского квартала находится священная для всех иудеев гора Сион. Вся идеология сионизма построена на возвращении к этой святыне. Спустя почти 16 веков евреи смогли наконец вернуться к Сиону, но обнаружили, что там давно уже живут армяне. Кроме того, контроль над улицами “Армянской патриархии”, “Арарат” и “Сент Джордж” крайне важен для Израиля, так как именно по этим улицам еврейские паломники обычно идут из Западного Иерусалима к Стене плача. Замечу, что этот путь вовсе не самый короткий. Но верующие евреи идут дальней дорогой, так как опасаются проходить через арабонаселенные кварталы.

Для нас является совершенно неприемлемым любой план, в основе которого может лежать расчленение Армянского квартала. Если квартал и должен перейти к одной из конфликтующих сторон, то только целостным. При этом, если разделение города между двумя государствами будет неизбежным, то армяне предпочли бы остаться с арабами. Но не потому, что у армян есть какие-то претензии к евреям. Просто священники армянской патриархии исключают для себя ситуацию, при которой наш квартал будет отделен государственной границей от арабонаселенного Христианского квартала, который израильтяне, судя по всему, собираются уступить Палестине. Не могут же священники в день по несколько раз пересекать границу для того, чтобы пройти от монастыря Святого Якова к Храму Гроба Господня и наоборот. Так что если стороны достигнут договоренности о том, что Христианский сектор отходит к Израилю, то и армянский патриарх с удовольствием примет израильское гражданство. Наша позиция абсолютно логична. Мы вправе рассчитывать на то, чтобы наш голос был услышан.

Попытки делить земли Армянского квартала без участия самих армян не только безнравственны, но и незаконны. Армянская Апостольская Церковь имеет все основания претендовать на роль если не прямого, то хотя бы косвенного участника переговоров по ближневосточному урегулированию. Но основные игроки не настроены обращать на нас внимание. Если палестинские лидеры время от времени все-таки предпринимают попытки заручиться поддержкой армянской патриархии, то правительство Израиля обычно избегает разговоров на этот счет. Между тем та из сторон конфликта, которая будет пользоваться поддержкой армян, обретет на переговорах дополнительный козырь. Как убедить в этом израильтян и палестинцев? Возможностей армянского патриарха Нурхана Манукяна для этого явно недостаточно. У патриархии нет ни тех профессиональных ресурсов, ни того политического потенциала, ни того международного влияния, которые необходимы для ведения переговоров на нужном уровне. Патриархия нуждается в поддержке как Святого престола Эчмиадзина, так и официального Еревана и структур армянской диаспоры.

Кстати, уже есть блестящий опыт эффективного сотрудничества патриархии, структур диаспоры и армянского МИДа. Именно благодаря совместным слаженным усилиям в свое время удалось добиться восстановления справедливости в вопросе прав на принадлежащее армянской церкви угодье Парон Тер (Барун Дер). Летом 2002-го года израильская армия начала возведение здесь стены безопасности, отделяющей Израиль от палестинской автономии. Были вырублены сотни вековых оливковых деревьев, из которых производится масло для церковных лампад. Это было не просто нарушение прав собственности. Ведь в результате земли патриархии оказались поделенными между Израилем и Палестиной, что создавало серьезные проблемы. Благодаря вмешательству правительства Армении и армянского лобби Америки проблему удалось решить. Министерство обороны Израиля уступило. Стена была перенесена. Так значит возможно заставить считаться со своими правами. Следовательно, мы просто обязаны заявить о том, что требуем право голоса при рассмотрении вопроса о статусе Иерусалима. Это не только способ отстоять многовековое наследие, но еще и возможность заметно расширить рамки своей внешней политики. Заявка на участие в переговорах о судьбе города трех религий предоставляет армянской дипломатии уникальный шанс стать реальным, непосредственным участником глобальных международных политических процессов. И мы обязаны этим шансом воспользоваться.

Артем Ерканян 

Комментарии

Надо поступать так, чтобы Святой Город не разделил судьбу Содома и Гоморры

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image