Образование армянских женщин на Среднем Востоке
Доступ к образованию у армянок широко распространился лишь во второй половине XIX века, когда в Османской и Российской империях, в Константинополе и Тифлисе, стали появляться частные женские организации, которые занимались сбором средств и открывали образовательные учреждения для женщин. Важно отметить, что в тот исторический период женщины не имели политических, экономических и образовательных прав, а также не могли заниматься наукой.
Только в течение 1879 года в османской столице были созданы две крупные организации — «Ассоциация патриотических армянских женщин» и «Ассоциация женщин-любительниц школ». Первая занималась поддержкой женского образования, вторая — активно продвигала образование преподавательниц. «Ассоциация женщин-любительниц школ» открыла школу в 1879 году в Константинополе, которая действует до сих пор. Большинство студенток обучались бесплатно, а также при необходимости обеспечивались расходы на их проживание. Тем временем в Тифлисе в 1882 году было основано «Армянское женское благотворительное общество» (в 1907 г. оно было переименовано в «Кавказское армянское женское благотворительное общество», которое действовало до 1921 г.)
За пределами Российской и Османской империй женское образование появляется и в Иране. Численность армян в этом регионе составляла около 70 тысяч человек. Если образование мальчиков развивалось с XVII века и было рассчитано на детей священников, то женское армянское образование появляется под влиянием американских протестантов, считает исследовательница Хури Бербериан¹. Связано это с тем, что протестантские миссионеры надеялись обратить мусульманское население в христианство, однако это не удалось, поэтому они переключили внимание на представителей других христианских течений. С этой целью были созданы протестантские школы сначала для мальчиков, а потом для девочек.
В конце XIX века идеи важности образования для женщин развиваются внутри армянской общины и в Иране, когда в силу культурно-политического контекста начинает пересматриваться роль женщин и широко распространяется идея о взаимосвязи образованности женщин и благосостоянии нации². Создаются благотворительные организации во главе с состоятельными женщинами в Тебризе и Исфахане, создаются школы, швейные и рукодельные мастерские. Организации финансируют учёбу девочек из бедных семей и помогают в поиске дальнейшей работы.
Армянские женские общества существовали также в Сучаве (Armenian Ladies’ Union), Лондоне (Armenian Women’s Union), Париже (Armenian Ladies’ Union of Paris), в различных общинах в США, Египте (Armenian Womens Union of Cairo), Алеппо (Mariam Society of Women), Бирме (Ladies' Union). Деятельность этих организаций в основном была направлена на поддержку эмигрирующих армян. Видной была деятельность в Париже, которая с 1913 года помогала сиротам, выделяла финансовую помощь студентам, поддерживала нуждающихся беженцев, оказывала медицинскую помощь больным.
В 1915-1916 годах армяне, которые пережили Геноцид и депортации, организованные турецким правительством, проживали в основном либо в Закавказье, либо в арабских провинциях к югу от исторического армянского нагорья. К 1925 году более 200 тысяч армян были приняты на территории Среднего Востока под французским или британским флагами: 100 тысяч в Сирии (увеличилось в 1938-1939 годах, когда Франция уступила санджак Александретта Турции); 50 тысяч в расширенной провинции Ливан; 25 тысяч в месопотамских городах и лагерях беженцев; 10 тысяч в Палестине и Трансиордании; 40 тысяч в Египте. Армяне также осели в Судане, численность их общины на сегодняшний день составляет 1500 человек; в Хартуме действует одна армянская школа; отдельные армянские поселения располагаются в Алжире и Марокко.
Почти в каждой мусульманской стране армянская повседневная жизнь основывалась на системе миллетов³, которая регулировала права и обязанности немусульманской религиозной группы. Со стороны армян культивировалось уважение к арабам⁴, вне зависимости от их вероисповедания. Многие армяне, и женщины, и мужчины обычно говорили только на разговорном арабском языке, стремясь к тому, чтобы идентифицировать самих себя как элемент христианского народа, будучи мигрантами второго или третьего поколения. Таким образом предотвращалась крупномасштабная ассимиляция. Однако, это не исключало существенного вклада в благосостояние государств или лояльность к правительству со стороны армян.
Как будто в знак протеста против Геноцида армян, каждая община в других странах яро отстаивала свою национальную и религиозную идентичность. Молодежь массово поступала в высшие учебные заведения. Даже во время первых лет мигрантской неустроенной жизни открывалось множество церквей, школ и молодежных ассоциаций. Это касалось и сферы женского образования.
В Трансиордании армяне были одной из малочисленных общин и проживали в основном в мухафазе Амман с 1915 года. По прибытии армяне начали строить собственные учреждения: церкви, школы, клубы и благотворительные общества. Деятельность учреждений и браки внутри собственных этнических групп помогли армянам сохранить свою этническую идентичность. В некоторой степени армяне также смогли интегрироваться в социальную, экономическую и политическую жизнь в Трансиордании, а позже Иордании и частично Палестины.
Уровень образования среди женщин на 2003 год в Иордании относится к наивысшему уровню: исследование показало⁵, что процент неграмотности среди армянских женщин ниже, чем процент неграмотности среди мужчин; 2,3% среди мужчин и 0,09% среди женщин. Более половины армянских женщин имеют образование, которое варьируется от среднего до колледжа, и почти четверть из них имеют университетские степени. Однако мужья имеют степени несколько выше, чем у их жен, хотя общий уровень образования схож. Это также указывает на то, что армяне осознают важность образования как для мужчин, так и для женщин.
Одна из самых крупных армянских общин располагается в Ливане. Переселение происходило французскими властями в 1921 году с территорий Киликии, Сирии и Анатолии после Геноцида, совершенного турками. В Бейруте армяне начали изучать арабский язык, они вливались в торговлю и основывали мастерские, которые превратились в фабрики. В 1975 году армянская община Ливана насчитывала около 150 тысяч человек, большинство из которых проживало в Бурдж-Хаммуде, а остальные в пригородах, в Анджаре, Чтауре и Захле. Община поддерживала ряд церквей, сеть школ, ежедневные газеты и журналы.
Некоторые женщины, получившие образование в миссионерских школах, работали учителями. Другие женщины, не имевшие его, работали поварами, нянями или занимались рукоделием и вышивкой, чтобы заработать на жизнь. Многие из них были вдовами с детьми, и матери должны были зарабатывать средства к существованию. Армянские женщины постепенно стали организовывать мероприятия для поддержки церквей и школ. Они организовывали базары, где продавали свои вышивки и домашнюю национальную еду, чтобы собрать деньги. У каждой церкви были свои женские вспомогательные организации, которые и по сей день выполняют функции поддержки веры и образования, такие как женские вспомогательные организации «Армянского всеобщего благотворительного союза» и «Армянский Красный Крест», которые спонсируют летние лагеря, содержат медицинские центры и оказывают первую помощь жертвам войны. Женская гильдия помогает детскому дому в Газире и домам престарелых. Другие женские группы работают в больнице в Азуние, Шуф. У монахинь сестёр Рипсиме есть детский дом в Бзоммаре, а «Фонд Карагезян» руководит специальной школой для девочек школьного возраста, которые по тем или иным причинам не посещают школу.
Различные женские организации финансово поддерживают школы и образование. Они также продвигают культуру и поощряют молодых художников, организуют выставки картин, спектакли, детские хоры, танцевальные группы, приглашают известных музыкантов и художников из-за рубежа. Две женские средние школы работают уже несколько десятилетий: средняя школа для девочек A.G.B.U. Tarouhi Hagopian и школа для девочек, основанная монахинями-рипсимянками. Благодаря развитию образования многие женщины делают профессиональную карьеру, в основном в сфере образования, сестринского дела, фармацевтики и секретарской работы. Основание армянского колледжа Айказян с (ныне Айказянский университет) в 1955 году стало значительным достижением в области высшего образования в диаспоре, в университете по сей день можно получать образование как на арабском, так и на армянском и французском языках. Армянская система образования Ливана — от детского сада до высшего учебного заведения — хорошо развита в диаспоре из-за большого количества школ, учеников, различных учебных программ, религиозных семинарий, воскресных и технических школ, а также школы для детей с трудностями в обучении.
В Египте в XX веке армянская диаспора достигала около 40 тысяч членов, отчасти потому, что иммигранты считали необходимым адаптироваться к арабо-исламской среде и учили язык. В экономической сфере армяне в значительной степени закрепились в коммерции, причем более 80% взрослого мужского населения были заняты в служебных профессиях, на административных должностях, в оптовой и розничной торговле и ремеслах. Менее 5% были рабочими и около 2% армян были землевладельцами или фермерами. Каир, сердце египетско-армянской колонии и внушительный мегаполис Среднего Востока, оставался комфортным местом для жизни. Как и в других арабских странах, жизнь армянской общины была сосредоточена вокруг Армянской Апостольской Церкви и, в гораздо меньшей степени, Армянской Католической (Униатской) Церкви, каждая из которых имела свои собственные гражданские, судебные, образовательные органы и церковное дело.
В Египте также издавались журналы на армянском языке, существовали приходские школы, различные спортивные и культурные ассоциации. До сих пор в Каире существует специальное образование, например Армянская Католическая Школа Сестёр, которая была основана в 1847 году, основная цель которой была сохранить наследие Армении для своих девочек, передавая знания о культуре и языке.
Частные армянские школы и сегодня разбросаны по всему миру. В рамках уникальной экосистемы понятие армянской национальной общности простирается далеко за пределы школ и охватывает все аспекты армянского языка и культуры. Изучение алфавита, армянская литература, знакомство с культурным дискурсом, изучение армянской истории, учитывая текущие политические события, всё это становится повествованием об идентичности прошлого, настоящего и будущего.
Добавить комментарий