Азербайджанцы в Степанакерте присваивают все имущество армян. Линдси Снелл
Интервью журналиста-расследователя Линдси Снелл радио «Азатутюн»
— Когда под Шуши появились так называемые экологи, вам уже было ясно, что это приведет к потере Карабаха? Честно говоря, в Армении никто в это не верил.
— Нет, сначала мне это даже в голову не приходило. Определенно были признаки того, что должно произойти что-то масштабное, поскольку за несколько дней до агрессии азербайджанские государственные СМИ начали распространять символы, подобные перевернутой букве А. Это как бы указывало на связь между Азербайджаном, Нахиджеваном и Степанакертом. Были признаки того, что что-то приближается. Я ожидала, что, возможно, Азербайджан потребует новых уступок, но не думала, что это будет тотальная потеря Арцаха.
— В прошлом году в этот день Азербайджан напал на Нагорный Карабах, за несколько дней насильственно выселив армян. Как бы вы прокомментируете заявления Баку о том, что армяне уехали добровольно?
— Это полный абсурд. Прежде всего потому, что это Азербайджан предпринял военную агрессию, и они атаковали не только военные, но и гражданские объекты. Например, я разговаривала с семьей из Мартакерта. Мать серьезно пострадала в результате азербайджанского обстрела. Ее 13-летний сын также был серьезно ранен. Ей потребовались десятки операций, а 16-летний сын женщины погиб в результате азербайджанского обстрела. Эти люди боролись за свою жизнь. Я разговаривала со многими другими жителями Арцаха, которые рассказали, что азербайджанские солдаты терроризировали их по дороге, когда они пытались собрать вещи и уехать. Я думаю, что количество вещей, особенно ценных, которые людям пришлось оставить, потому что они отчаянно пытались спастись, ясно показывает, что это не была добровольная эвакуация.
— Но азербайджанские телеканалы снимали в те дни армян в Лачинском коридоре, журналисты задавали вопросы. Теперь эти ответы преподносятся как доказательство того, что армяне мигрировали добровольно.
— Я думаю, что все азербайджанские СМИ, которые там были, напрямую связаны с правительством. С ними были военные, азербайджанские полицейские. Армяне бежали, чтобы спасти свою жизнь, они были в ужасеи сказали бы все, что помогло бы им благополучно выбраться оттуда. Так что не думаю, что интервью с ними можно воспринимать иначе.
— Вы по-прежнему активно расследуете происходящее в Карабахе. Насколько серьезный ущерб был нанесен материальному наследию армян за последний год?
— Конечно, это по сути уничтожение всего армянского. Азербайджанские СМИ каждый день показывают видео из Арцаха, а теперь мы начали видеть и кадры, сделанные мирными жителями, которых туда пустили. Они сами фотографируют и публикуют отснятый материал, и можно увидеть, что дворы Степанакерта завалены вещами домов армян. Многие предприятия, армянские рестораны, магазины были переданы азербайджанцам, которые узурпировали их. Я думаю это чистки в прямом смысле слова.
— Насколько возможно возвращение армян на азербайджанских условиях?
— Я думаю, что даже если бы у армян были гарантии безопасности, которых сейчас нет, то нужно было бы спросить, зачем они возвращаются, ведь их дома опустошены, и они предназначены для азербайджанских поселенцев. Многоквартирные дома превращаются в общежития для азербайджанских студентов. Так что, если бы у армян были гарантии безопасности для возвращения, непонятно, зачем бы они вообще вернулись…
— Вам удалось что-нибудь узнать об армянских пленных?
— Азербайджанцы молчат о состоянии пленных. Ранее они заявляли, что взяли интервью у пленников, но они не были опубликованы и непонятно почему.
— МИД РА не исключил, что после ноябрьской климатической конференции Азербайджан начнет новую войну против Армении. Есть ли какие-либо общедоступные факты об этих приготовлениях?
— Вполне возможно, что Азербайджан предпримет новую атаку или атаки сейчас, чтобы добиться своей цели. Есть информация, что Армения якобы нарушила режим прекращения огня, хотя Армения этого не делала.
— Когда вы говорите, что они сделают то, что задумали, вы имеете в виду открытие Зангезурского коридора?
— Именно на это все больше указывает азербайджанская риторика. Что касается мирного соглашения, то постоянно говорят, что сначала нужно изменить конституцию Армении, и это является основным условием. Даже президент Эрдоган заявил, что Зангезурский коридор является предварительным условием мира. Когда Азербайджан получит то, что требует, он выдвинет что-то еще.
Добавить комментарий