Никита Шангин: Кто и на чьей земле создал архитектурные шедевры Нагорного Карабаха?

14 октября, 2024 - 10:30

Христианство пришло в Кавказскую Албанию из Армении в 315 г.н.э.

За исключением короткого периода с VII по IX век, когда албанская церковь имела свою автокефалию, т.е. была самостоятельной поместной церковью,  она являлась органической частью Армянской Апостольской Церкви.

ТЕРРИТОРИЯ НАГОРНОГО КАРАБАХА НИКОГДА НЕ ВХОДИЛА В ПРЕДЕЛЫ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ, а культурно-религиозная жизнь здесь всегда была частью культурно-религиозной жизни Армении, и протекала независимо от того, что происходило в Кавказской Албании.

Подавляющее большинство средневековых храмов Нагорного Карабаха представляют развитый тип классического армянского зодчества XII-XIII в., тяготеющий к ее столичной Анийской архитектурной школе.

По документально подтвержденным данным международного мониторинга, в XX веке  в Азербайджане уничтожено более 27 тыс. памятников армянского культурного наследия. Из них только в Нагорном Карабахе 167 церквей, 8 монастырей, 123 кладбища, 13 археологических комплексов. Иначе как культурным геноцидом назвать такую государственную политику невозможно.

Недостойные спекуляции разворачиваются в последние годы вокруг одного из самых блистательных памятников армянского зодчества и особо почитаемого армянами монастыря Дадиванк, который в Азербайджане одни называют Худаваном, другие Худавенгом.

В последние годы в Азербайджане набирает силу чисто политическая компания по созданию отдельной и от русской, и от армянской церкви, так называемой, автокефальной (поместной) албано-удинской церкви.

Она являет собой предлог для отнятия всех храмов Арцаха у Армянской Апостольской Церкви.

Проживающие в Азербайджане, Армении и России удины ныне являются прихожанами Армянской Апостольской и Русской Православной церквей.

Лидер 3-тысячной удино-христианской общины Азербайджана (а по сути - марионетка бакинского режима) г-н Роберт Мобили прямо утверждает, что храмы Нагорного Карабаха вовсе не армянские, а албанские, и поэтому должны быть отобраны у армян и переданы удинской церкви.

Печально, что этот миф в последние годы находит поддержку у ряда иереев Русской Православной Церкви!

Ведь идти по пути автокефализации Церкви по национальному признаку - значит получить конгломерат слабых, озлобленных и враждующих друг с другом за паству и недвижимость квазицерковных общин.

Сродни тому, что творится сейчас с Православием на Малоросии.

Этого ли хотят те в России, кто поддерживает политический антиармянский проект Ильхама Алиева по созданию удинской автокефалии?

Никита ШАНГИН, архитектор, Почетный архитектор РФ, профессор МАрхИ (2010-2020), старший преподаватель кафедры архитектуры  Донбасской Национальной академии строительства и архитектуры; Лауреат премии СА РФ «Золотое сечение» и Национальной архитектурной премии РФ «Хрустальный Дедал»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image