Культурный экспансионизм Турции и Азербайджана развертывается по одному и тому же сценарию

19 февраля, 2025 - 00:35

Выдающиеся деятели иранской и мировой культуры Незами Гянджави (XII век) и Джалал ад-Дин Мухаммад Балхи (XIII век) становятся объектом турецко-азербайджанского культурного присвоения. Джалал Ад-дин Мухаммад Балхи (также Моулави, Молана) родился в 1207 году в хорасанском городе Балх (в настоящее время находится на территории Афганистана). В 13 лет он с семьей переселился в Конью (в Малой Азии, в настоящее время находится на территории Турции), столицу Румского султаната, и развернул там свою поэтическую деятельность. Его религиозно-философская и мистическая поэма «Маснави-йе-Ма’нави» («Этическая поэма») отражает путь к божественному свету и не имеет аналогов в мировой литературе. Основным языком этого и других произведений поэта является персидский. Религиозно-философские идеи Моланы были настолько глубокими и влиятельными, что после его смерти ученики основали суфийский орден «Мевлеви», который известен также как «Братство вертящихся дервишей». Молана творил на персидском и был неразрывно связан с иранской культурой. Единственная связь Моланы с тюркским миром — это город Конья, где он жил и творил. Иными словами, единственным аргументом Турции для «приватизации» иранского автора и его наследия является место жительства поэта.

Тот же принцип лежит в основе культурного хищения Азербайджана – азербайджанизации Незами Гянджави. Иранский автор XII века Незави Гянджави, который жил и творил в Гандзаке, считается «столпом азербайджанской литературы».

Недавно министр культурного наследия, туризма и ремёсел Ирана Сейед Реза Салех Амири в своем интервью затронул тему культурного Ирана и отметил․ «Культурный потенциал Республики Азербайджан относится к иранской цивилизации, несмотря на то, что в настоящее время находится на территории Республики Азербайджан... Когда мы регистрировали произведение иранского писателя Джалал Ад-дин Балхи «Маснави-йе-Ма’нави» в списке культурного наследия ЮНЕСКО, мы столкнулись с сильным противодействием турецкой стороны, которая аргументировала свою позицию тем, что Молана творил и умер в Конье, из чего следует, что его наследие является «турецкой культурной ценностью». Если рассматривать проблему с этого ракурса, то Афганистан тоже имеет права на этого деятеля, так как город, в котором он родился, в настоящее время находится на его территории. Иран в таком случае заявляет, что произведение Джалал Ад-дин Балхи имеет всемирное значение, и он принадлежит всему миру».

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image