Арчил Сихарулидзе: Америка, Европа и Грузия: неопределенная, обиженная и отвергнутая
Dialogorg.ru представляет эксклюзивную статью политолога Арчила Сихарулидзе о взаимоотношениях грузинской власти с центрами силы. Также грузинский политолог анализирует шаги оппозиции, полагая, что она осталась без плана на будущее.
Грузинская Мечта наконец-то дождалась встречи с послом Америки Робин Даниген, которая собственноручно посетила МИД Грузии и встретилась с министром Макой Бочоришвили. Было очевидно, что посол, которая до этого надеялась на смену политического режима в Тбилиси, была не особо довольна тем, что ей приходится встречаться с представителем правительства. Правительство, которое она не только не признавала более года, показывая это целенаправленным отказом от официальных встреч, но и боролась против. Благодаря документам USAID уже известно, что демократическая администрация Джо Байдена активно финансировала т.н. гражданское общество, а по существу, оппонентов власти и способствовала продвижению множества инициатив, направленных на формирование протестного движения среди населения страны, особенно, молодежи, которую так легко обмануть обещаниями вознаграждения, в форме будущего благополучия. Грузинская Мечта и Бочоришвили не скрывали свое довольство решением посла главного стратегического партнера Грузии посетить министерство. Ведь, это решение должно было даться Даниген очень тяжело. Американский дипломат лишь недавно стоял в авангарде протестующих, а сегодня вынужден со сменой власти в Белом Доме, нарушить бойкот и начать сотрудничество с правящей партией.
На лицо все больше фактов правильного решения Грузинской Мечты сделать геополитическую ставку на Дональда Трампа, который, по идее грузинских властей, не просто перестал бы давить на Тбилиси, чтобы он вовлекся в нанесении Москве «стратегического поражения», но и начал бы борьбу с номенклатурой Брюсселя и американскими демократами. И то, и другое – случилось. Более того, большая часть финансирования из Вашингтона было оборвано, что поставило местное гражданское общество на грань вымирания. Без американского вмешательства, финансового, логистического и политического, эти силы оказались слабы и неактуальны. А тут внезапно появился и посол, который с января 2025 года молчал как рыба; лишь изредка на официальной странице посольства на Фейсбуке делались колкие заявления в сторону правительства. Однако, и эта критика утихла, а Даниген собственноручно не только посетила министра, но и «обозвала» ее «министром», что в глазах и правительства, и оппозиции, и той части грузинского народа, для которой легитимация властей исходит не от народа, а от Западного патрона, окончательно зафиксировала статус Грузинской Мечты – как официально признанной США. Остается вопрос наследия президента Байдена, санкции против представителей власти и некоторых судей, но если все продолжится в таком темпе, то существующая все еще неопределенность американской политики в Грузии иссякнет. Но пока что, правительству страны не следует устраивать пир. Вашингтон должен окончательно определиться со своей ориентацией.
С другой стороны, у нас на лицо сильное сопротивление европейской номенклатуры в Брюсселе. Не хотят зажиточные представители ЕС дружить с Грузинской Мечтой, которая должна была по плану потерпеть поражение на выборах, или же быть свергнутой в результате «мирных протестов» с использованием коктейлей Молотова. Однако, правящая элита подавила сопротивление маленькой группы экстремистов, указала большинству избирателей на возможные риски, в случае дестабилизации страны, и спокойно узурпировала власть в стране. Узурпация – это не «захват государства», что означает формирование диктатуры в Западных словарях, а полное доминирование в политической жизни, которая опустела из-за несостоятельности местной оппозиции. Она не только не смогла аккумулировать недовольство внутри грузинского общества, но и не сумела объединить всех недовольных, отпустив протест напротив здания парламента в Тбилиси на самотек. Вот он и ушел в никуда, с малолетками школьниками-студентами во главе, которые каждый вечер собираются, несут, с точки зрения политического процесса и логики, чушь, а на утро выкладывают сногсшибательные и красочные фотографии в социальных сетях, говоря, что на этот раз они смогут достучаться до населения, которое уже даже не следит за процессами. Если в стране и идет борьба и революция, то это лишь по ночам, и в умах очень маленькой группы, которая создала виртуальную реальность, особенно, для европейских коллег на бывшем Твиттере. Но и эта «Твиттер революция» уже мало кому интересна. Номенклатура в ЕС это хорошо понимает, но она искренне обижена. Не понимает, почему грузинский народ не решился разрушить страну, устроить очередной «майдан», последовать по стопам Киева и жертвовать собой ради «светлого европейского будущего». Не секрет, что представители европейской номенклатуры считают Тбилиси должником, ведь ему предоставили право замахнуться на интеграцию в союз, а это нужно заслужить стратегическим послушанием. Однако, оказалось, что, возможно из-за собственных интересов, возможно искренне веря в интересы страны и государства, Грузинская Мечта отказалась «солидаризироваться» с Брюсселем и входить в группу «правильных демократий», по типу Молдовы, Румынии и Украины. Для обиженной ЕС, Грузия остается «неправильной демократией», прецедентом неповиновения, которое может оказаться заразным. Следовательно, правительство в Тбилиси надо наказать, чем местные послы, особенно, ЕС Павел Герчинский и Германии Питер Фишер, и занимаются. Они в прямом смысле этого слова, делают подрывные с точки зрения правления Грузинской Мечты действия, открыто сотрудничая со всеми оппонентами правительства, и особенно активно работая с молодежью в регионах страны. Эта та молодежь, которую власть наивно передала на «аутсорсинг» внешним силам, думая, что не следует тратить на нее свое время и ресурсы. Оказалось, что следовало сразу же оградить эту очень активную, но легко манипулируемую прослойку населения от нежелательного влияния.
Сама Грузия остается отвергнутой, как власть, так и оппозиция. Многие годы страна делала все, что ей говорили. Она послала войска в Афганистан, в Ирак, после добровольцы пошли умирать на Украину, страна же передала неимоверное количество гуманитарной помощи, но не было того вознаграждения, которого государство и общество ожидали. Членство в НАТО вообще отложили в дальний ящик, Брюссель внезапно посчитал жертвенность Тбилиси недостаточным для интеграции в ЕС и продолжает накладывать ограничения, а от Киева вместо благодарности лишь упреки. Грузинская Мечта чувствует себя преданной партнерами, которые ранее восхваляли ее политику баланса с Россией, а сейчас пытаются свергнуть. В свою очередь, и местная оппозиция ощущает привкус предательства. Ведь ей тоже обещали, кстати, как и Зеленскому, полную и тотальную помощь в борьбе с правительством в Тбилиси. Вместо этого, американское финансирование прервано, ЕС не может из-за оппозиции со стороны Венгрии и Словакии принять союзное решение, а отдельно взятые решения европейских стран не влияют на погоду внутри в Грузии. Оппозиция не просто осталась у разбитого корыта, а без плана на будущее, которое и не подразумевалось – ведь она должна была при поддержке Запада свергнуть правительство, оказаться у власти и последующие годы купаться в лучах любви Брюсселя и Вашингтона. Получила она на выходе бессмысленные протесты, обещания поддержки и, практически, политическую смерть – ведь от парламентских мандатов отказались, а на местных выборах выступать – это признание легитимности власти Грузинской Мечты. По сути, оппозиция сама себя довела до краха, полностью положившись план по свержению правительства и не оставив себе отходных путей. Грузинской Мечты, у которой хотя бы ресурсы и власть, есть отличная возможность окончательно их добить, создав альтернативные политические центры, которые на следующих парламентских выборах 2028 года заменят нынешние оппозиционные объединения.
Вот так, на март 2025 года обиженная Европа пытается «спасти» грузинскую демократию, отвергнутые прозападные элиты в позиции и оппозиции в Тбилиси все еще ждут «справедливости» от Запада, а неопределившаяся Америка мало-помалу сражается за свою ориентацию. На носу новый протестный сезон – апрель-май и всем недовольным следовало бы сделать последний рывок, или же закончить эту докатившуюся до клоунады процесс, под названием – проевропейские протесты в Грузии.
Арчил Сихарулидзе
Добавить комментарий