МИТИНГ 10 ОКТЯБРЯ – «ЛАКМУСОВАЯ БУМАГА» ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ АРМЕНИИ
17 сентября оппозиция объявила о проведении 10 октября на площади Свободы в Ереване совместного митинга, в ходе которого планируется дать оценку выполнению 12 требований, а также затронуть конституционные реформы. Предстоящий митинг в определенной степени является лакмусовой бумагой для определения позиции вневластных сил, а также степени готовности властей к противостоянию с оппозицией.
Отношение парламентской оппозиционной «четверки» (партии «Процветающей Армении» (ППА), «Армянский национальный конгресс (АНК), АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД») и «Наследие») к повестке митинга стало важным этапом в процессе кристаллизации позиции партий, входящих в этот формат.
Дело в том, что партия АРФД отказалась от участия в митинге 10 октября. Свой отказ от участия в совместном митинге АРФД мотивировала наличием разных подходов внутри оппозиции к вопросу о конституционных изменениях. Напомним, АРФД – это единственная сила внутри «четверки», которая поддерживает инициированные властью конституционные изменения. По словам главы парламентской фракции «АРФД» Армена Рустамяна, партия представила властям пакет предложений по конституционным изменениям: «Вопрос конституционных реформ настолько важен, а мнения настолько расходятся, что невозможно провести совместный митинг. Ранее не обговаривалось, что на митинге будет поднят вопрос конституционных реформ. Проект концепции реформ будет представлен до 15 октября. Мы предложили нашим коллегам дождаться этого дня и уже после обсудить вопрос, однако они не согласились».
Некоторые наблюдатели считают, что отказ АРФД от участия в совместном митинге является первым публичным проявлением раскола внутри «четверки».
По словам представителя правления партии «Наследие» Армена Мартиросяна, общество нуждается в радикальных, а не в конституционных изменениях: «На данный момент конституционные изменения будут служить интересам власти, а не народа. А отказ АРФД от митинга явился определенной помощью властям».
Отметим, что на фоне активизации оппозиции власть, что вполне естественно, принимает контрмеры, и в этом плане одной из важнейших её задач является сокращение ресурсов оппозиции. Существует предположение, что в данном случае слабым звеном оказалась именно АРФД. Дело в том, что эта партия входила в несколько правительственных коалиций, ее представители находились во власти, начиная с 1998 года. Вполне естественно, что такое представительство не могло не остаться без последствий в виде разнообразных связей и зависимостей. Кроме того, некоторые назначения представителей правящей верхушки АРФД (и в первую очередь отбытие послом в Германию Ваана Ованнисяна) расценивается некоторыми оппозиционными наблюдателями как свидетельство «соглашательской позиции» части её руководства. Это определение никоим образом не относится к рядовым членам партии, которые настроены по отношению к власти абсолютно радикально.
Очевидно, что решение отказаться от участия в митинге, было принято партийными функционерами в узком кругу. В этом плане выбрана удобная форма для мотивировки отказа: в программе АРФД всегда был пункт о том, что партия видит Армению парламентской республикой и именно сейчас партия представила власти свои письменные предложения по проекту конституционных реформ. Правда, ответов на эти предложения пока нет…
Конечно, власти попытаются использовать всё это для того, чтобы вывести АРФД из «четверки». Однако этот процесс не будет таким быстрым, и скорее всего старейшая армянская партия будет продолжать сотрудничество в составе «четверки». По положению на сегодняшний день АРФД продолжает активно сотрудничать с другими силами парламентской оппозиции по всем остальным пунктам повестки дня, включая множество социально-экономических проблем. Однако учитывая позицию АРФД в вопросе конституционных изменений, вероятность выхода этой партии из «четверки», тем не менее, существует. Насколько это вероятно сегодня - спрогнозировать достаточно сложно, в целом все будет зависеть от развития политической ситуации.
Таким образом, говорить о расколе внутри «четверки» пока рано, но все же трещина во взаимоотношениях оппозиции уже наметилась. Однако следует учесть и другие обстоятельства – влияние партии АРФД в Армении ограничено, о чём свидетельствуют как итоги последних парламентских выборов, так и результаты президентских выборов 2008 года. К примеру, влияние АРФД на общество и на политические процессы нельзя сравнить с влиянием той же ППА.
Вызывает определенное недоумение и позиция парламентской фракции «Наследие». 16 сентября во время конференции, посвященной конституционным реформам, руководитель фракции «Наследие» Рубен Акопян заявил об условиях для властей из 3 пунктов, при выполнении которых фракция согласится принять участие в обсуждениях по изменению Конституции. Среди этих условий – внесение изменений в избирательный кодекс, предоставление оппозиции серьезных рычагов управления и организация в 2016 году общегосударственных выборов с помощью измененной Конституции. После этого заявления, в некоторых СМИ появились публикации о возможной сделке между Р.Акопяном и властью.
Напомним, что недавно лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян выступил против проведения конституционных реформ, которые, по его мнению, являются несвоевременными: «В стране уже сегодня многие проблемы являются следствием несоблюдения положений Основного закона. Конституция это не только содержание, но и регламент. Страна не достигла достаточного уровня развития, а власти страны не имеют необходимого уровня легитимности для реализации столь важного процесса».
При таком различии позиций внутри одной партии нельзя исключать того, что в парламентской фракции «Наследие» есть люди, на которых власть может оказать давление. Некоторые эксперты считают, что партия очень маленькая, и необходимо ориентироваться на её лидера Раффи Ованнисяна, а следовательно, квалифицировать поведение фракции «Наследие» как предтечу очередной трещины в «четверке» несколько рановато.
В данном случае возникает резонный вопрос о том, играет ли решающую роль в успешной борьбе против правящего режима формат оппозиции? Например, в своем недавнем интервью интернет-изданию «Zham.am» лидер ППА Гагик Царукян, характеризуя ситуацию в «четверке», сказал: «Сейчас есть возможность вместе принимать решения путем взаимных уступок. И это очень хорошо. Если не будет этой возможности, не стоит делать трагедию. В этом случае ППА будет сотрудничать с политическими силами в двустороннем формате».
В целом, движущей силой этого политического процесса являются АНК и ППА, а не АРФД и «Наследие». Поэтому центральным является сотрудничество между ППА и АНК. Конечно, взаимодействие в рамках «четверки», также как и нынешнее голосование бывшего партнера правящей Республиканской партии Армении (РПА) по коалиции – партии «Страна законности» – имеет важное значение для формирования политической обстановки, но главным является взаимодействие между ППА и АНК. Каких-либо серьезных проблем в этом сотрудничестве пока нет.
В настоящий момент оппозиция в лице АНК, ППА и партии «Наследие» проводит серьезную работу по подготовке к митингу 10 октября. Составлен график совместных визитов в регионы. Уже принято решение о создании совместного штаба, который проведет до 10 октября митинги в восьми городах страны. 25 сентября такой митинг, довольно многочисленный, прошёл в Абовяне.
Власть, которая воспринимает совместный митинг, как серьезный вызов, также готовится к 10 октября. Выше уже было сказано о конкретных шагах, направленных на сокращение ресурсов оппозиции. Помимо этого, власть ведет работу по нескольким направлениям, включая административное, силовое, пропагандистское, а также внешнеполитическое.
Согласно сведениям газеты «Жоговурд» («Народ») в преддверии визитов в регионы трех оппозиционных сил, покой областных администраций нарушен. Местные власти в самом срочном порядке пытаются решить социальные проблемы жителей. Не случайно в этом плане и обещание Овика Абрамяна обсудить проблемы приграничных территорий, и дале некоторые конкретные практические шаги в этом направлении.
С другой стороны, в начале сентября полиция провела командно-штабные учения с отработкой навыков борьбы с массовыми беспорядками.
Что касается пропагандисткой части, то некоторые политологи пытаются внушить общественности, что внутри страны ресурсы для общественного протеста отсутствуют. «В Армении на данный момент нет ресурса для общественного протеста. Если будет внешнее вмешательство, то, возможно, соглашусь, что будет форс-мажор, а во всех других случаях, по моему субъективному мнению, нет возможности форс-мажора», - полагает, например, политтехнолог Карен Кочарян.
По словам эксперта по политическим и избирательным технологиям Армена Бадаляна, нет предпосылок для того, чтобы митинг мог стать предтечей для каких-либо серьезных «жарких» развитий.
Видимо эти и другие уважаемые эксперты упустили из виду, что ресурс общественного протеста составляет социальное недовольство, которое, между тем, растет.
Выше было сказано о том, что власть также работает и на внешнеполитическом направлении. В последнее время в российских СМИ участились публикации о том, что армянская оппозиция при содействии американцев готовит в стране «оранжевую революцию». При этом совершенно непонятно, к примеру, как может достаточно близкий знакомый Александра Лукашенко Гагик Царукян быть «оранжевым»? Такая нацеленность на внешних игроков вполне объяснима – ведь они играют важную роль во внутриполитической динамике Армении.
Прежде всего, очевидно, что США преследуют четкую цель – не допустить вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В репортажах армянской службы радиостанции «Свобода» красной нитью проходит мысль о том, что оппозиция в Армении является неудачной не в последнюю очередь вследствие того, что она не борется против вступления Армении в ЕАЭС. В этой связи стоит заметить, что на 10 октября, помимо оппозиционного митинга, в Минске вроде бы намечено подписание договора о присоединении Армении к Евразийскому Экономическому Союзу. Совершенно очевидно, что этот вопрос будет всячески обыгрываться прозападными агитаторами. В свою очередь, власти Армении могут обратить внимание Москвы на антироссийский характер выступлений отдельных ораторов. Между тем, и Левон Тер-Петросян, и Гагик Царукян неоднократно высказывались в пользу необратимости и необходимости евразийской интеграции. Напомним, еще в июле лидер АНК Левон Тер-Петросян в интервью ilur.am отметил, что случае, если по политическим мотивам членство Армении в Евразийском союзе не состоится, то «уже подпортившая свои отношения с Западом Армения окажется в полном политическом и экономическом вакууме». То же самое, только ещё в большей степени, можно сказать про лидера «Процветающей Армении»…
Возвращаясь к проекту конституционных реформ, отметим, что, судя по их логике, они, скорее, являются проектом заокеанских проектантов, заинтересованных в создании в Армении такой системы управления, в рамках которой им будет легче манипулировать властью, нежели сейчас. Россия пока не вмешивается в процесс конституционных изменений, однако не совсем понятно, сколько в Москве заинтересованы в том, чтобы американцы реализовывали в Армении свои технологические проекты, направленные на форматирование Конституции под удобную Вашингтону схему. Первоначальным показателем происхождения проекта является то, что никто из известных сторонников США в Армении против конституционных реформ не выступает.
Митинг 10 октября это одно из звеньев длинной цепочки процессов, развернувшихся вокруг принятия конституционных изменений. Анализ событий, происходящих в этой цепочке, способствует воссозданию цельной картины, где в качестве отдельных пазлов выступают как внутренние, так и внешние игроки. Вместе с тем, от качества митинга будет зависеть и внутриполитическая ситуация внутри Армении.
Ануш СИРУНЯН
Добавить комментарий