У Бога нет национальности: паломничество к армянскому Варагаванку и его курдскому хранителю

24 сентября, 2025 - 18:31

Dialogorg.ru представляет статью Елены Шуваевой «У Бога нет национальности: паломничество к армянскому Варагаванку и его курдскому хранителю». Статья актуальна тем, что в наши дни жители одного из районов города Ван требуют от властей спасти армянский монастырь Варагаванк от окончательного разрушения.

Склон Варага, затерянный среди гор Вана, хранит в себе не только камни и пыль веков, но и тишину, наполненную голосами прошлого. Здесь, на фоне суровой красоты, возвышается – точнее, продолжает стоять наперекор времени – один из величайших духовных символов армянской культуры – монастырь Варагаванк, или, как его ещё называют в народе, «Семь церквей».  Несколько лет назад здесь побывала автор портала Dialogorg.ru Елена Шуваева.

Как мы уже писали, турецкие СМИ сообщили, что жители района Верхний Бакрачли города Ван обратились к властям с призывом спасти этот уникальный памятник от окончательного разрушения. Новость опубликовала газета Nor Marmara на своих страницах в соцсетях. По словам местных жителей, Варагаванк буквально на грани: купола обрушились, фрески повреждены, надписи – стерты временем и безразличием. Но даже в таком состоянии сюда ежегодно приходят паломники – армяне, которые молятся среди руин, под небом, над которым некогда звучали монашеские песнопения.

Мы публикуем заметки и фотоматериалы Елены Шуваевой, сделанные во время её паломничества к Варагаванку.

Паломничество к памяти

Мы спустились с вершины Арарата, наполненные силой и вдохновением. В душе жила потребность пройти по местам, где ещё можно ощутить дыхание армянского присутствия – далёкого, но живого в своей тишине. Одним из таких мест стала церковь в Вараге – ныне  Еди-Килиса, что означает «Семь церквей». Это примерно в 10 километрах от Вана.

Монастырь расположен у подножия горы Вараг – той самой, на которой, по преданию, был найден крест, принесённый в Армению святыми девами Рипсимэ и Гаянэ в III веке.

Когда-то это был один из самых богатых монастырей древнего армянского царства Васпуракан. Здесь размещалась резиденция архиепископа Вана, а сама обитель служила не только духовным центром, но и культурным. Здесь учился будущий епископ Гарегин Срвандзтянц, а позже Мкртич Хримян (Хримян Айрик), будущий католикос всех армян, редактировал ежемесячный журнал, издаваемый при монастыре.

Легенда и путь реликвии

Предания гласят, что монастырь был построен во времена правления Сенекерим-Овенеса – царя Васпураканского (1003-1022) на месте ещё более древнего храма. 

Согласно легенде, крест, который святые девы Гаянэ и Рипсимэ принесли в Армению в конце III века, был потерян – исчез среди гор и времени. Но в VII веке он был найден одним из монахов на горе Варага и перенесён в местный монастырь. Эта реликвия прошла долгий путь: спустя какое-то время она оказалась в другом монастыре – Сурб Ншан, позже была возвращена в Варагаванк, а затем перенесена в обитель Анапат, в Тавушской области.

В 1237 году, спасаясь от преследования войска Джелал-ад-дина, настоятель Варагаванка по имени Гукас переселился в Анапат. Там, спустя несколько лет, он основал новую обитель, дав ей имя Нор Варагаванк – Новый Варагаванк, тем самым продолжив духовную нить, которую невозможно было разорвать.

Старый же Варагаванк, оставшийся на склоне горы, пережил вековые потрясения. Он активно развивался в XVII и XVIII веках, становясь всё более значимым духовным и культурным центром. Но в XIX веке, в ходе войны между Османской империей и Персией, обитель пришла в упадок.

Хранитель-курд армянской святыни

И вот сегодня, когда казалось бы, всё давно забыто и утеряно, у монастыря появился свой бессловесный, но верный хранитель – Мехмет Чобан, курд из местной деревни. Монастырь стоит буквально в его дворе. Двери храма закрыты – и это, как ни странно, хорошо: ключи выдаются только тем, кто действительно приходит с благоговением, в том числе армянским туристам и исследователям. Ключи выдаёт сам Мехмет или кто-либо из членов его семьи.

В 1997 году сюда приехал ныне покойный архиепископ Месроп Асчян. Он увидел разруху, но почувствовал – это место свято. Архиепископ вложил собственные средства в восстановление храма, и за дело взялся Мехмет Чобан. Тогда же он согласился взять на себя ответственность за сохранение этой древней святыни. С тех пор прошло много лет. Отец Месроп ушёл из жизни, но Чобан остался. Он и его семья по-прежнему бережно и бескорыстно выполняют свою тихую миссию. Они ухаживают за храмом, следят за чистотой, поддерживают порядок и даже пополняют запас свечей для паломников, которые приходят сюда, чтобы в тишине помолиться.

В книге записей при входе в монастырь – благодарности на армянском, русском, английском, французском. Люди со всего мира пишут о своём восхищении этим скромным человеком, охраняющим чужую святыню как свою.

«У Бога нет национальности»

Землетрясение, произошедшее в 2011 году, разрушило вход в храм и повредило купол. Но семья Чобана не позволила Варагаванку окончательно превратиться в руины. Они расчистили двор, укрепили стены – как могли и чем могли. Живут-то они совсем небогато. Но, несмотря ни на что, продолжают заботиться о святыне. Сам Мехмет говорит:

«У Бога нет национальности. Святое место должно быть святым для всех. Неважно – охранять мечеть или церковь. Это Божий дом».

Внуки Чобана бегают по двору, провожая редких туристов любопытными взглядами. Здесь не бывает толп. Сюда не приезжают экскурсии. Варагаванк – это уходящая история, это армянская боль и кровь и историческая память, как мост, перекинутый между эпохами, культурами, людьми, религиями. Мост, который, несмотря ни на что, ещё стоит.

Сегодня судьба Варагаванка – это вопрос не только политики или туризма, но прежде всего – вопрос совести. Пока простые люди, такие как Мехмет Чобан, хранят наследие, которое они не создавали, но приняли как священный долг, – у нас остаётся надежда. Надежда на диалог, на восстановление, на исцеление памяти.

И вот теперь, когда жители района Верхний Бакрачли города Ван бьют тревогу и обращаются к властям с призывом спасти армянский храм, я словно снова слышу голос курда Мехмета Чобана – того самого человека, который когда-то пообещал армянскому архиепископу Месропу Асчяну хранить эту святыню. И хранит её до сих пор.

Елена Шуваева

Фотографии автора

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image