“Я сказал — Горбатый!”
35 лет назад Центральное телевидение впервые показало криминальную сагу Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя”. Вместе с киноманами юбилей картины отметила и газета “Вечерняя Москва”, имеющая к ее созданию самое непосредственное отношение. Как неоднократно утверждали братья Вайнеры, книга о Жеглове и Шарапове родилась благодаря соединению их писательской мысли и заметки в “Вечерней Москве” о банде “Черная кошка”, опубликованной в 1946 году. Издание опубликовало воспоминания актеров, сыгравших роли сотрудника МУРа, старшего лейтенанта Володи Шарапова и главаря банды “Черная кошка” — Горбатого.
Владимир Конкин:
ШАРАПОВ ЧАСТО ПЛАКАЛ ОТ ОБИДЫ
— Владимир, помните, как зрители тогда встретили картину?
— Фильм произвел неотразимое впечатление на молодых парней. Мальчишки, сегодня уже седовласые генералы, шли тогда работать в милицию — как Шарапов.
— Картина стоила режиссеру Станиславу Говорухину немало седых волос...
— В отношении меня разногласий с начальством не было. А вот Владимира Высоцкого на роль Жеглова утверждать не хотели категорически. Говорухин пошел на риск: начал снимать без утверждения, когда начальство уехало.
— Рассказывают, что актеры изводили режиссера своими требованиями и капризами.
— Я, например, попросил Говорухина, чтобы в комнате Шарапова стояло пианино: у меня же пальцы настоящего пианиста. И это пригодилось в фильме. Высоцкий же не хотел надевать милицейскую форму, называл ее вертухайской — у него были свои отношения с милицией. Был скандал: почему следователь в таком виде? Шайка “Черная кошка”, а тут — шайка на Петровке.
— А отношения в коллективе складывались как?
— Я подружился с Сергеем Юрским, Сашей Белявским, Витей Павловым, Арменом Джигарханяном, которого обожаю до сих пор. Не сложились у меня отношения с Владимиром Семеновичем. Говорю эту горькую правду не потому, что осталась оскомина. Высоцкий прекрасно понимал свою задачу, ревновал к ней других. Я был взрослым дядей, но после съемок часто плакал от обиды, потому что Высоцкий был иногда очень жесток. Но потом он пройдет мимо тебя и плечом так толкнет. Это движение было извинением.
Армен Джигарханян:
САМОЕ СТРАШНОЕ — ЭТО СОМНЕНИЯ
— В моей крови эта роль осталась! — рассказывает Армен Борисович “ВМ”. — Я вспоминаю Одессу, наш павильон, где снимали логово банды, и то, что ежедневно в течение трех часов мне делали очень сложный грим. Людей, с которыми работал, вспоминаю. Кто-то из них был хороший, кто-то талантливый, а кто-то — никакой.
— Станислав Говорухин — хороший режиссер?
— На мой вкус, хороший. Со всей большевистской прямотой говорю: возможно, из всех отношений самые сложные — взаимоотношения актера и режиссера. Мы нуждаемся друг в друге, хотим понять, а потом начинается дележ пирога... Я не хочу делить пирог со Станиславом Говорухиным: он — режиссер фильма, и успех фильма — его заслуга.
— Действие “Места встречи изменить нельзя” происходит сразу после окончания Великой Отечественной. Помните это время?
— Очень плохо. Я жил в Ереване, и война была далеко от нас. Но я видел и до сих пор помню, как по главному проспекту Еревана — проспекту Сталина — вели немецких пленных. Это была идеологическая акция. Подозревают, что это придумал Сталин, для того чтобы у народа не было сомнений. Самое страшное, что есть в мире, — сомнения.
— Согласны с утверждением Глеба Жеглова: “Вор должен сидеть в тюрьме”?
— Нет. Если мы подойдем к этому вопросу, то у нас еще возникнет 320 вопросов, среди которых — “что такое преступление?”, “что такое наказание?” Ни один приказ, ни один министр МВД этот вопрос не решат. Ибо в каждом случае — это стечение обстоятельств. Но если бы я знал хотя бы один ответ на вопрос, как победить преступность в стране, то работал бы в милиции или в полиции, а не в кино. Актерская профессия — это биология.
Еще я верю в перевоплощение... Как только мне начинают делать грим, я уже вхожу в состояние роли. Если вы вернете мне то состояние, когда я был Горбатым, я вам расскажу больше...
ПОЧТИ АФОРИЗМЫ
Что наделяет фильм статусом кинолегенды? Блестящий актерский состав, великолепный сюжет и самое главное — фразы, ставшие народными.
А теперь — Горбатый! Я сказал — Горбатый!
А ты меня не совести и не агитируй — вон они, мои ценности, за печкой сопят.
— А что сыграть-то?
— Мурку!
Бабу не проведешь, она сердцем видит.
Вор должен сидеть в тюрьме!
Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок.
Да у тебя десять классов на лбу написано!
Давай, давай, открывай! У нищих слуг нет.
Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!
Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок.
Заходи, мил человек, посидим, о делах наших скорбных покалякаем...
Кофелек, кофелек... Какой кофелек?
Не-не, фраерок, полный! Ну и рожа у тебя, Шарапов! Ох и рожа!
С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов!
Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем: чик — и ты уже на небесах.
— Что у вас с лицом?
— В “Астории” поужинал.
Что за шум, а драки нет?!
Это только ты умный, а я так — погулять вышел.
Я по пятницам не подаю.
Добавить комментарий