АРМЯНЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И БУДНИ
Первые упоминания об армянах на русской земле относятся еще к периодам Киевской Руси и Московского княжества. С тех пор численность армянского населения все увеличивалась, а заодно возрастала и степень его вовлеченности в политическую, экономическую и культурную жизнь российского общества. В настоящее время в России проживет самая крупная армянская диаспора в мире.
Как показала последняя перепись населения в Российской федерации, проведенная в 2010 году, армяне являются седьмым по численности народом в РФ с численностью 1,182 млн. человек (0,86% населения). В свою очередь руководство «Союза армян России» считает, что с учетом трудовых мигрантов из Армении, в РФ живет примерно 2,5 млн. армян. По сравнению с переписью 1989 года, когда на территории РСФСР жило 532.4 тысяч армян (15-ое место), их численность увеличилось более чем в два раза – на 650 тысяч. По показателю процентного роста армяне являются лидерами переписи 2010-ого года наряду с чеченцами. Самые крупные армянские общины находятся в Краснодарском и Ставропольском краях, Москве и Ростовской области.
Однако подобный рост численности армян в России был обеспечен в основном за счет их миграции из Армении и других бывших советских республик в РФ. Как заявил Научному обществу кавказоведов политолог, научный сотрудник института Кавказа Грант Микаэлян, общий объем нетто-эмиграции из Армении в 2008-2014 гг., согласно данным о пограничного учета о числе пересечений границы, составил довольно внушительное число – около 250 тысяч человек. «Число выехавших в Россию из этого потока следует оценивать не менее чем в 200 тыс. чел. Из них около 35 тысяч человек – в 2014 году», – отметил он.
На основе анализа ежемесячных данных пассажиропотока Микаэлян отмечает, что увеличились и масштабы сезонной миграции из Армении в Россию, а также сроки нахождения сезонных мигрантов в РФ – если ранее это было в среднем до 60 000 человек в год и полгода, то после 2010 года количество увеличилось до 80 000 и 9 месяцев. «Во многих случаях после нескольких лет сезонных работ, трудовой мигрант закрепляется в России и начинает предпринимать усилия по перевозке уже собственной семьи в Россию, а в сезонную миграцию вовлекаются уже новые люди. Как правило, период предварительной адаптации занимает около 5 лет», – добавил он.
В свою очередь по данным Федеральной миграционной службы РФ, в России по данным на ноябрь 2014 года находились 514.5 тысяч гражданина Армении (в 2013 году в РФ находилось 677 тыс. граждан Армении).
Следует отметить, что жившие на территории РСФСР или пробывшие в Россию в начале 90-х армяне уже полностью интегрированы в российское общество. Основная часть проблем связанных с армянами в РФ случается с новоприбывшими, которые еще не привыкли к жизни в российских реалиях, и у которых к тому же знание русского языка зачастую не на должном уровне.
Однако в силу национальных особенностей, мигранты из Армении очень быстро адаптируются к жизни в РФ, и например, их дети уже практически ничем не отличаются от детей армян, живущих в России на протяжении десятков лет.
В целом армянская община России сталкивается с теми же проблемами, что и армянские общины в других христианских странах – это проблема потери языка и ассимиляции. В исламских странах, даже в таких дружественных к армянам, как Иран, Сирия и Ливан, армянские общины сохраняют свой язык и национальную идентичность, несмотря на то, что они тесно интегрированы в общества тех стран, где живут. Однако армяне США, Франции или России уже во втором-третьем поколении теряют свой язык, а еще через несколько поколений многие утрачивают свою национальную идентичность.
В этой связи интересна деятельность Российской епархии Армянской апостольской церкви. Традиционно Армянская церковь является основным институтом в диаспоре, вокруг которой объединяются армянские общины, создаются воскресные школы и культурные центры. Согласно главе Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископу Езрасу Нерсисяну, если в епархии (в ее состав не входят Краснодарский и Ставропольские края, республики Северного Кавказа) в 2001-м году было всего 6-7 действующих церквей, то сегодня есть более 25 действующих церквей и еще 15 храмов строятся. Если в 2001 году в епархии было 8 священнослужителей, то сегодня их около 30.
По его словам, у Армянской церкви в РФ сложились прекрасные отношения с властями, обществом, Русской православной церковью и другими конфессиями, и главной проблемой ААЦ в РФ является нехватка священнослужителей. На огромную епархию, включающую в себя территорию большей части РФ, а также Среднюю Азию, Прибалтику, Беларусь и Молдавию, приходится всего 29 священнослужителей. Для решения этой проблемы планируется открытие в Москве духовной семинарии, которая займется подготовкой священников для епархии.
В случае с Россией добавляются и другие проблемы, связанные с особенностями российского общества. Одно из них – ксенофобия и нетерпимость части общества к выходцам с Кавказа и Средней, которые за последние четверть века начали массовую миграцию в крупные российские города. На этой волне представители определённой общественной категории зачисляют армян в «лица кавказской национальности» со всеми вытекающими из этого проблемами, в частности нападениями скинхедов, трудностями при поступлении на работу или найму квартиры. И даже с учетом более положительного отношения к армянам в силу ряда причин, например христианской общности, проблемы остаются.
Так, многие армяне в приватных беседах упоминают, что армянская фамилия мешает им при поступлении на работу и даже на госслужбу. Чтобы преодолеть эту проблему многие поступают на работу с помощью блата или личных знакомств, вынужденно прибегают к коррупционным схемам. Есть даже люди, которые добавляют к своим фамилиям русские окончания или меняют фамилии, как например один из богатейших людей России, владелец торговой сети «Магнит» Сергей Галицкий (Арутюнян), взявший фамилию своей жены.
Эту негативную сторону российского общества ярко продемонстрировали выборы мэра Москвы в 2013 году. Тогда и кандидат от партии власти Сергей Собянин, и его главный конкурент от оппозиции Алесей Навальный активно использовали в предвыборной борьбе тему борьбы с мигрантами.
В случае с армянами более интересна политика властей Краснодарского края, где находится самая крупная армянская община РФ. Согласно переписи населения 2010 года, в крае проживает 281,6 тысяч армян (по некоторым неофициальным данным, их численность доходит почти до миллиона человек).
Так губернатор Александр Ткачев неоднократно отмечался националистической риторикой. Так в марте 2002 года на краевом совещании по вопросам миграции губернатор заявил: «Определять, законный мигрант или незаконный, можно по фамилии, точнее по ее окончанию. Фамилии, оканчивающиеся на "ян", "дзе", "швили", "оглы", незаконные, так же как и их носители». Неслучайно, что затем краснодарское региональное отделение "Союза армян России" обвинило Ткачева в разжигании межнациональной розни.
В свою очередь атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов, рассуждая в 2002 году о миграционных проблемах, конфликтах армян с казаками, разделил армян, проживающих в Краснодарском крае, на несколько групп: коренные армяне, живущие на Кубани не одну сотню лет, армяне, переехавшие на Кубань в 50-х годах в связи с реабилитацией соотечественников, сосланных из Крыма (эту группу атаман также считает коренной), и армян, переехавших в край после известных событий в Азербайджане и землетрясения в Армении. По словам атамана, жителей Кубани тревожит «наплыв» армян из последней группы, что вызывает резко негативное отношение к ним части местного населения, которое выразилось, например, в неоднозначной реакции на строительство в Краснодаре армянской церкви или на участие армянина в прошлых губернаторских выборах.
К тому в Информационном центре газеты армян России «Еркрамас» выражало опасения, что по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность армян в России могла быть занижена искусственным образом.
Лишь после того, как Ткачева и казаков стал больше тревожить наплыв в Краснодарский край выходцев из северокавказских республик РФ, конфликты между казаками и армянами практически прекратились. Для борьбы с наплывом «кавказцев» губернатор даже решился создать «казачью полицию», которой даже разрешил делать то, чего нельзя делать полицейским.
При этом следует отметить, что на фоне украинских событий в российском обществе наблюдается постепенное улучшение отношения к кавказцам, и это, естественно, положительно влияет и на отношение к армянам. Да и власть после выступления националистов на Манежной площади в декабре 2010 года начала более активно бороться со скинхедами.
Другой проблемой армянской общины в РФ является отсутствие мощных диаспоральных структур, лоббистских организаций – в отличие, например, от структур в США или Франции. Это объясняется как внешними, так и внутренними причинами. Среди внешних причин можно отметить общие проблемы в общественном секторе России, не всегда однозначное отношение российских властей различного уровня к независимым общественным организациям.
Что касается внутренних причин, то главной из них является раздробленность общины, нежелание консолидироваться в силу разных причин вокруг одной из сил в диаспоре. Этому способствует то, что лидеры многих действующих в общине организаций используют свое положение не для работы во благо общины, а для решения своих личных вопросов. К тому же многие действительно влиятельные и авторитетные армяне в РФ предпочитают не заниматься делами общины (хотя есть, конечно, и исключения).
В свою очередь представители «Союза армян России» объясняют определенные проблемы в деятельности организации тем, что в отличие от общин в США или Франции, они работают сравнительно недавно.
Однако, несмотря на все выше перечисленные проблемы, армянской общине РФ в целом удалось успешно интегрироваться в российское общество, внося вклад намного больший, чем численность армян в РФ. Так, согласно проекту «Ленты.ру» по изучению этнического состава богатейших граждан России, при 0,8 % в населении РФ, армяне занимает 3,5 % российского рейтинга Forbes со средним капиталом в 3 млрд. долларов. И можно предполагать, что одновременно с развитием России и российского общества, будут решаться и существующие у армянской общины в РФ проблемы.
На фото: экспотаны Музея храмового комплекса Ново-Нахичесванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви, иллюстрирующие историю армянских общин России.
Айк ХАЛАТЯН
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Комментарии
Справедливость (читатель)
30 сентября, 2016 - 22:55
Постоянная ссылка (Permalink)
Смерть всей Закавказской турецкой нации азерботов
Смерть всей Закавказской турецкой нации - азерботов им не место в России
Добавить комментарий