Амелина: Россия и Армения слабо осведомлены об идущих у них политических процессах
Проходящие в Ереване протесты выявили не только ряд внутриполитических проблем, но и вопросы информационного сотрудничества с Россией и другими странами ЕАЭС. Каковы отношения Армении и России сейчас, в чем состоят их проблемные аспекты? Какова роль Армении в ЕАЭС и угрожает ли им Исламское государство? На эти и другие вопросы агентству "Новости-Армения" ответила секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба Яна Амелина.
Новости-Армения - Госпожа Амелина, как вы оцениваете нынешний уровень российско-армянских отношений? Каковы проблемные аспекты этих взаимоотношений?
Я. Амелина - Россия и Армения – стратегические друзья и партнеры, и такое положение сложилось не в результате следования конъюнктуре, а в силу длительных исторических и геополитических процессов. Российско-армянские отношения остаются стабильными на протяжении долгого времени. Полагаю, наш союз не будет поколеблен и в будущем.
В противном случае, это повлечет роковые последствия для армянской государственности как таковой, ударит и по российским интересам на Кавказе. Однако, стратегические отношения двух братских государств омрачает серия проблем, часть которых, конечно, при наличии политической воли легко разрешима, а вот вторая требует более серьезной и длительной работы. Позволю предположить, что вопросы «эффективного менеджмента», который демонстрируют некоторые российские (по паспорту) управляющие, относятся к первой категории, хотя россияне страдают от них ничуть не меньше армян. Вторая группа проблем, пожалуй, гораздо серьезнее.
К ним можно отнести наполнение реальным экономическим и политическим содержанием процесса евразийской интеграции (очевидно, что любой межгосударственный союз должен приносить своим участникам прямую выгоду, а не дополнительные сложности), а также осознание нашими государствами стоящих перед ЕАЭС более высоких целей и задач. Если Евразийский союз действительно является альтернативой существующему миропорядку, с какими вызовами и угрозами нам придется столкнуться? Готовы ли мы к этому? Если нет, то, простите, для чего городился этот геополитический огород? Что предлагает Россия как локомотив этого процесса другим участникам ЕАЭС не только в экономическом, но в идеологическом и мировоззренческом плане? Из ответов на эти вопросы вытекает множество новых направлений развития, а может быть, и новых проблем, которые следует решать по мере их возникновения.
Новости-Армения - Какие проблемы стоят перед двумя странами в сфере информационного сотрудничества?
Я.Амелина - Прежде всего, и об этом много говорилось, на прошедшем недавно в Ереване круглом столе «Геополитика Большого Кавказа: армянское измерение», полноценного информационного сотрудничества между Россией и Арменией фактически не происходит. Имеющиеся информационные мощности недостаточны, но и они задействованы далеко не на полную катушку. Некоторые шаги российской стороны, например, начало работы армянской редакции «Спутника» одновременно с прекращением сотрудничества с прекрасно зарекомендовавшим себя за десять лет работы информационным агентством «Новости-Армения» - просто абсурдны.
И это на фоне активной деятельности множества прозападных агентств и Интернет-порталов, открывающихся в Армении чуть ли не каждый месяц. Казалось бы, СМИ, знакомящих армянского (да и российского) читателя с российской точкой зрения на те или иные события должно быть больше, но у кого-то в Москве на сей счет другое мнение. Узнать бы, на чем оно основано. На сегодняшний день Россия и Армения явно не достаточно осведомлены об идущих в наших государствах политических процессах. На мой взгляд, армянское информационное поле несколько замкнуто в искусственной самодостаточности, тогда как российское частично заражено эдакими пренебрежительно-имперскими, в плохом смысле слова, суждениями. Не оборачиваться по сторонам, точно так же, как смотреть на партнера сверху вниз, - для нас сейчас непозволительная роскошь. Это ограничивает поле зрения и не дает делать верные выводы. Что мы и наблюдали на примере уличных протестов на проспекте Баграмяна.
Новости-Армения - Какую позицию должна занять Россия в отношении социальных протестов в Армении?
Я. Амелина - Ответ предельно простой: Армения – независимое государство, и Россия может разве что наблюдать за происходящими в нем процессами. Другое дело, что российские политологи и эксперты, видевшие развитие событий во многих других странах постсоветского пространства, иногда, может быть, способны предупредить армянских коллег: идти по этому пути вряд ли стоит, все это мы уже видели, и результаты оказались не самыми лучшими. Нам всем стоит больше прислушиваться друг к другу, делиться опытом – это ведет к взаимообогащению. Так легче не допустить ошибок, которые могут иметь фатальный характер, о чем свидетельствует множество примеров последних лет. Украину не хочу даже упоминать.
Новости-Армения - Какие основные политические проблемы, существующие в процессе строительства проекта ЕАЭС?
Я. Амелина - Согласна, что они именно политические. Это отсутствие четко сформулированного целеполагания Евразийского союза, продуманного плана его расширения (регулярно возникают самые экзотические претенденты на вхождение в ЕАЭС) и, отчасти, политической воли к неизбежному противостоянию с западным миром. Хотим мы того или нет, но ЕАЭС и ЕС – проекты конкурирующие, причем не только в экономической, но, конечно, и в политической сфере. И это противостояние было и остается очень жестким.
Новости-Армения - Чем Армения привлекательна для ЕАЭС, и какую роль страна может сыграть в укреплении отношений Союза с Ираном?
Я. Амелина - Евразийский союз без Армении не состоится. Ее роль в Закавказье определяющая. Что касается Ирана, то я отношусь к укреплению отношений с ИРИ с определенной настороженностью. Попытки экспансии этого государства на постсоветском пространстве и непосредственно на российской территории (Татарстан, Северный Кавказ) тесно связаны и даже, я бы сказала, определяются не столько экономической, сколько религиозно-идеологической составляющей. Это вызывает конфликт – не всегда публичный, но всегда четко осознаваемый – с суннитским большинством названных регионов с большой долей исламского населения. Как и некоторые другие особенности самобытной иранской цивилизации, это вносит в региональные расклады дополнительную дозу турбулентности. С другой стороны, развитие экономических связей между Ираном, Арменией и Россией следует, безусловно, приветствовать. Роль Ирана в армянской экономике не подлежит сомнению, и, поскольку шиитско-суннитские противоречия для Армении неактуальны, особых проблем на этом направлении не просматривается.
Новости-Армения - Угрожает ли ИГИЛ Армении и странам ЕАЭС, насколько реальна эта угроза?
Я. Амелина - Так называемое «исламское государство» - западный постмодернистский проект, слепленный на скорую руку ради решения сиюминутных политических задач и существующий во многом благодаря современным пиар-, медиа- и политтехнологиям. Очевидно, что его раскрутка происходит по всем правилам продвижения на рынок нового товара. Реальная же опасность этого «проекта», во всяком случае, для России и Закавказья существенно преувеличена, в первую очередь, в пропагандистских целях.
Чрезмерное внимание, уделяемое в последние месяцы ИГ российскими СМИ, по всей видимости, призвано отвлечь внимание общества от последствий экономического кризиса и «замороженной» на время ситуации на Украине, требующей, тем не менее, скорейшего разрешения. Все это, конечно, не означает, что «исламское государство» - фата-моргана. Оно реально существует, и его адепты массово убивают людей. Истреблены или вынуждены бежать с мест своего многовекового проживания целые общины ближневосточных христиан, армян и коптов. Как подчеркивали многие выступавшие на вышеупомянутом круглом столе, это коренным образом изменило исторический ландшафт Ближнего Востока, который уже никогда не будет прежним.
Что касается непосредственной угрозы государствам ЕАЭС, прежде всего, Армении и России, то уже ясно, что игиловские угрозы президенту Путину «освободить Чечню и весь Кавказ» оказались таким же блефом, как ранее - потуги «Имарата Кавказ» сорвать зимнюю Олимпиаду в Сочи. ИГ не может расширяться бесконечно. Похоже, что это террористическое квазигосударство достигло «естественных» пределов роста и больше озабочено удержанием захваченных территорией, нежели дальнейшей экспансией. Однако, ситуация может измениться - недаром же затевали этот кровавый «проект». Масштабная пиар-кампания может вдохнуть в него дополнительные силы. Но если обратиться к реальности, то в рядах ИГ воюет всего около двух тысяч выходцев с Северного Кавказа и Поволжья из примерно 20 миллионов российских мусульман. Цифры говорят сами за себя. Преувеличивать масштаб проблемы не стоит, как, впрочем, и вовсе ее не замечать.
И России, и другим государствам, в которых проживают мусульмане, нужно как можно скорее озаботиться разработкой идеологии, которая обеспечит подвигом пассионарную молодежь вместо того, чтобы бессмысленно гореть в пламени ближневосточной войны. Хотя массово поднять северокавказских и поволжских мусульман «на джихад» под лозунгами виртуального «исламского государства» не удастся, формулировка идеологической альтернативы в общероссийском масштабе остается важнейшим пунктом повестки дня.
Новости-Армения - Какая судьба по-вашему ожидает Исламское государство в ближайшем будущем?
Я. Амелина - Если не вмешаются какие-то неучтенные факторы, в обозримом будущем «исламское государство» начнет рассыпаться, как и его многочисленные предшественники (в России, например, - «Имарат Кавказ»). Как уже отмечалось, оно практически достигло пределов роста. «Электорат» во многом «охвачен» и частично уже истреблен.
С ролью «мясорубки» «исламское государство» справляется вполне успешно. Невероятная жестокость, с которой ИГ насаждает свое видение мироустройства, отвращает от него многих относительно умеренных исламистов, которые при ином раскладе, возможно, с радостью пополняли бы ряды этой террористической группировки. Наконец, все большему количеству потенциальных боевиков становится ясно, что «исламское государство» на самом деле не имеет ничего общего с исламом, сколько бы его лидеры не твердили обратное. Напротив, оно дискредитирует ислам как религию, бросает на него чудовищную тень, и это неприемлемо для истинных мусульман. Как можно скорее разобраться с этим кровавым недоразумением – в интересах не только России, Армении и западного мирового сообщества, но, прежде всего, самих мусульманских государств Ближнего Востока и Африки. Посмотрим, долго ли будут продолжать «надувать» этот голем его иностранные вдохновители и спонсоры, и сколько он еще продержится. Однако, пока вопросы создания альтернативной религиозной идеологии не будут решены, на месте ИГ будут возникать все новые и новые агрессивно-исламистские фантомы, уносящие тысячи человеческих жизней.
Добавить комментарий