Научное издание Российской Империи об армянском селе Каринтак в НКР, о быте и особенностях арцахцев

6 октября, 2015 - 13:51

В рамках проекта «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» в 25-м выпуске за 1898 год опубликована статья учителя Чайкенского училища В. Осипова, в которой рассказывается об армянском селе Каринтак (Нагорно-Карабахская Республика).

В начале 19 века гонимые «варварскими ханами» жители приграничного с Зангезуром села Хдзаберд, переселились в Каринтак, и, согласно преданию, отличавшиеся храбростью и грубостью нравов, жители села, гордясь своею смелостью, не хотели платить ханам дань, вследствие чего хан одного курдского племени Алиянлу вёл с ними страшные войны, но каждый раз терпел поражение.

Поняв, что открыто не победить их, хан решил подружиться с ними, чего отчасти и добился: зная немстительный характер ходзабюрдцев, он приехал к ним якобы в гости и перед отъездом в знак дружбы пригласил правителей общества почтить его ответным визитом, на что ходзабюрдцы согласились. И когда они поехали к хану в гости, тот их во время обеда отравил, а после напал на селение. Вначале жители терпели неудачу, но в конце все же хан был прогнан.

Далее, зная, что ходзабюрдцы раз в год на страстную пятницу ночью идут в церковь, хан решил воспользовался этим и, когда почти все старшие отправились в церковь, он с многочисленными всадниками окружил церковь и убил всех находившихся там людей.

«Трое суток река Ехцагет, на берегу которой находилась церковь, текла кровью, отчего и получила новое название «Нечистая река» («Հարամ գետ»)», – гласит предание, согласно которому, многие из оставшихся в живых сельчан подверглись той же участи, а те, кому удалось выжить, спаслись бегством, оставив всё имущество неприятелю.



Пространство, занимаемое селом и его угодьями, состоит из одной котловины со множеством холмов и перевалов, поросших кустарниками – остатки прежних лесов с узкими и глубокими скалистыми ущельями. «С запада на юг полукругом эту котловину окружают ветви Малокавказских гор с двумя вершинами: Большой и Малый Кирсы, которые находятся прямо на юге против села; с юга на восток полукругом идёт одна ветвь от Большого Кирса, которая отделяется от шушинской крепости рекою Даш-Алтынка, разделяющею эти гигантские скалы. С севера идут также полукругом голые скалы шушинской крепости, которые местами имеют почти вёрсту высоты», – описывает расположение села автор.

Основной род деятельности жителей – это доставка дров, выжигание прекрасного качества извести, хлебопашество, скотоводство, огородничество и отчасти садоводство.

Рассказывая о жителях села, Осипов пишет, что женщины Каринтака – «бесподобно трудолюбивы» и выполняют разнообразные и многочисленные дела. Несмотря на то, что они работают больше мужчин, каринтакская женщина здорова и красива и даже в старости не вполне теряет свою красоту. Согласно автору, местные старухи говорят: «Когда работаем, себя легко чувствуем, а когда сидим без дела, то нездоровится».

«И в самом деле, где её нельзя видеть: с наступлением весны, взяв кусок сухого хлеба, она идёт на ниву очистить её от сорных трав; она наравне с мужем работает в огороде во время посева, а поливка всецело лежит на ней; летом, как мы видели выше, хлеб молотит она. Кроме этих работ, она исполняет ещё домашние работы: ткёт ковры, мафраши, килимы, хурджины, чувалы, попоны для катеров и ослов, вьёт верёвки, вяжет носки, шьёт шаровары, платья и т.д.», – пишет он.

Также автор отмечает примечательную особенность жительниц Каринтака – их оригинальный костюм, в который они любят наряжаться, особенно покрывающий почти всё, за исключением носа и глаз лицо, головной убор, который автор описывает так: «На лоб свешивают серебряные или золотые монеты, а по щекам свешиваются также серебряные или золотые монеты величиною с мелкий орех; подбородок закрывают белым платком; им же закрывают рот во время разговора со старшими; на голове ставят из кардона круг, который с передней части покрывается красным или синим бархатом с разными узорами; сверху головы накидывают шаль, а сверху шали на шее обводят серебряною цепью». А верхняя одежда и представляет собой доходящий до колен и ниже архалук, рукава которого расшиты серебром и подвесками, и рубаха – до пяток, а на груди вешают серебряные монеты. Все это подпоясывается красным кумачом или серебряными поясами. На ноги надевают чулки, носки и башмаки зелёного или красноватого цветов. Считается позором ходить босиком, особенно молодым женщинам.

Говоря о характере каринтацев, Осипов пишет, что они – народ мирный, гостеприимный и трудолюбивый, но вместе с тем грубый и суеверный. «Они круглый год в движении, без работы не сидят ни минуты: если есть надобность, то они работают и ночью и в воскресные дни», – характеризует автор жителей села, отмечая, что продолжительность жизни их составляет 70 лет.

Ввиду агрессивного кочевничьего окружения, которое во время кочевки через их село, ворует у них скот и портит нивы и сенокосные места, каринтакцы проявляют большую страсть к оружию, которым они вынуждены защищать себя и свое добро от кочевников.

«Случается так, что сосед-татарин ворует у каринтакца скот, затем приходит к нему и требует магарыч, обещая указать место, где находится сворованный скот. Если крестьянин соглашается, то получает обратно своё добро, а если нет, то скот пропадает; если крестьянин жалуется на вора, то последний непременно отомстит ему; поэтому крестьяне предпочитают кончать счёты мировой сделкой», – пишет автор.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image