Английская «Википедия» опубликовала все противоречия и несуразицы о фальшивом азербайджанском герое Ахмедие Джебраилове

29 декабря, 2015 - 21:01

Редакторы английской версии онлайн-энциклопедии «Википедия» статью о «человеке-легенде, деятеле французского Сопротивления и личном друге Шарля де Голля» Ахмедие Джебраилове  сопроводили пояснением, что она содержит множество проблем и ее правдивость поставлена под сомнение. «Считается, что некоторые части или все ее содержание может представлять собой мистификацию», – говорится в сопроводительном пояснении к статье.

В частности, редакторы собрали воедино и опубликовали все вариации биографии Джебраилова, показав, тем самым, непримиримые противоречия, приведшие к сомнениям в реальности героического прошлого агронома из Азербайджана.

Так, газета «Неделя» в 1960 году за авторством азербайджанского историка Гараша Мадатова опубликовала следующую версию биографии Джебраилова. Раненый Джебраилов попал в плен к немцам, после нескольких неудачных попыток бежал из немецкого лагеря. В августе 1944 года он получил от руководителей французского Сопротивления указание подготовить побег из лагеря в городе Родез, в котором содержались несколько тысяч азербайджанцев, однако 15 августа предатель выдал немцам этот план. Во время транспортировки заговорщиков к месту казни некоторым удалось сбежать и влиться в советский партизанский полк, сформировав отряд, который вместе с французскими патриотами освободил от немцев город Родез. За участие в Сопротивлении Джебраилов получил семь французских орденов.

Тот же Гараш Мадатов несколькими годами позже в книге «Азербайджан в Великой Отечественной войне» описывает биографию Джебраилова несколько иначе. Джебраилов участвовал в Сопротивлении со времени его возникновения, освобождал Париж от фашистов и был награжден высшим французским орденом. 20 августа 1944 года Джебраилов от имени советских солдат выступил на митинге в освобожденном Париже. Примечательно, что Париж, на самом деле, был освобожден пятью днями позже – 25 августа 1944 года.

Третья версия военной биографии Джебраилова, опубликованная в 1966 году в газете «Бакинский рабочий», гласит, что тот попал в плен в районе Харьков-Изюм, откуда пытался сбежать, но был пойман и помещен в лагерь под Львовом под номером 4167. Транзитом через Германию попал во Францию. В лагере в Тулузе Джебраилова, где у него снова был номер 4167, пожалела французская уборщица Жанна и уговорила коменданта лагеря похоронить его «по-человечески». Немецкий доктор заметил, что Джебраилов жив, но разрешил похороны, рассчитывая, что Джебраилов умрет уже под землей. В результате Джебраилова заживо похоронили в гробу, а в полночь французские партизаны откопали гроб и вынули его оттуда живого. Жанна связала Джебраилова с отрядом Дельпланка (подпольная кличка Дюма), в составе которого Джебраилов участвовал в ряде боевых операций: взрывал поезда и мосты, срывал планы по отправке французов в трудовые лагеря Германии и пр. В одной из операций Джебраилов, переодетый в немецкую форму, был ранен и попал к немцам, которые решили, что он свой и поместили Джебраилова в госпиталь, который, придя в сознание, бежал оттуда. Во время освобождения Бордо (который был освобожден 28 августа 1944 года) Джебраилов в составе отряда Дельпланка возглавил группу, проникшую в центр города через канализацию и вызвавшую панику у немцев. Затем в составе отряда Дельпланка Джебраилов попал в Париж, где он встретился с лидером коммунистической партии Морисом Торезом и выступил на митинге перед французами. Морис Торез вручил Джебраилову французские ордена «Военный крест», «Крест за добровольную службу» и «Военную медаль», которая «позволяла Джебраилову идти на парадах впереди французских генералов». Капитуляцию Германии Джебраилов встретил в Париже, после чего вернулся на родину – в Азербайджан.

В книге Макеев Н. Я., Макеев Н. Я. «Вечно живые традиции», опубликованной в Баку в 1968 году, представлен четвертый вариант, согласно которому, Джебраилов во Франции воевал в составе «первой советской партизанской дивизии», вместе с которой он освобождал Париж. Всего Джебраилов был награжден 8 высшими орденами и медалями Франции.

Пятая версия, согласно книге «Против общего врага» (1972 год), рассказана уже самим Джебраиловым, который описал свою биографию так: в 1942 году он попал в плен и в сентябре того же года оказался в лагере в городе Монтабан, где его, умирающего, пожалела французская уборщица Жанна. Она уговорила коменданта лагеря похоронить Джебраилова за пределами лагеря, однако в могилу был положен пустой гроб, а сам Джебраилов прятался в стоге сена. Затем он поздней осенью 1942 года примкнул к отряду Дельпланка в Тарн и Гаронне, в составе которого взрывал мосты и уничтожал эшелоны с немцами и совершал ряд других дерзких операций. Слава Джебраилова гремела по всей Франции. Будучи раненым, в немецкой форме, он попал к немцам в госпиталь, откуда бежал. В середине августа 1944 года попал в Париж, где участвовал в освобождении города. Был ранен. После освобождения Парижа 25 августа рвался в бой, однако французы настояли, чтобы Джебраилов долечился в санатории. Вернувшись в отряд после лечения, Джебраилов в составе отряда Дельпланка участвовал в освобождении французами Бордо, выйдя по канализации в центр города и ударив немцам в тыл. В сентябре 1944 года освобождал Дижон, взорвав склады с боеприпасами и горючим на окраине города, пока его друзья штурмовали сам город. Затем также в составе отряда Дельпланка воевал под Кольмаром и Страсбургом. Вернулся в Париж, где встретился с Морисом Торезом. Был награжден пятью медалями: «Военный крест», «Крест за храбрость», «За ранения», «Партизанская» и «За личную храбрость в бою».

Журнал «Советское военное обозрение» в статье «Он боролся во Франции» за авторством Б. Карпова в 1975 году представил шестой вариант героического прошлого Джебраилова, который под номером 4167 попал в лагерь возле Монтобана. Француженка Жанна спасла его умирающего, похоронив вместо него пустой гроб. Джебраилов вступил в ряды французских партизан, вместе с которыми совершил множество опасных операций. Далее повторяется история с канализационной трубой и ударом в тыл врага, только на этот раз Джебраилов  освобождал город Тулон. Также Джебраилов освобождал города Лион, Марсель, Тулузу и Париж. В 1945 году Морис Торез пригласил Джебраилова к себе в гости домой и наградил его орденами и медалями от имени французского правительства.

Согласно Азербайджанской Советской Энциклопедии, представившей седьмую версию, Джебраилов попал в плен в мае 1942 года во время боев за Донбасс, сидел в Дахау, затем был переведен во Францию, откуда в ноябре 1942 года бежал к партизанам.

В азербайджанской газете «Бакинский Рабочий» от 4 ноября 2014 года, азербайджанский историк и автор книги «Азербайджанцы в европейском движении Сопротивления» Ругия Алиева рассказывает уже восьмую версию истории Джебраилова. В 1942 году попал в плен под Изюмом. В 1943 году с другими азербайджанскими пленными он был отправлен в лагерь в город Родез.  В лагере Джебраилов имел номер 4167 и пробыл там как минимум до начала 1944 года. Умирающего Джебраилова спасла француженка Жанна, уговорившая плотника сделать дырки для воздуха в гробу Джебраилова. Ночью партизаны вытащили Джебраилова из гроба. В составе партизан Джебраилов совершал уникальные подвиги, за его голову немцы назначили 10 тыс. марок и два автомобиля. Морис Торез подарил Джебраилову именной пистолет. Когда слава о Джебраилове дошла до лидеров Сопротивления, с ним захотел встретиться сам де Голль, встреча с которым прошла в предместье Тарбе, где де Голль поручил выполнить ряд сложных операций, с которыми Джебраилов блестяще справился. После взятия Парижа де Голль пригласил Джебраилова на праздничный банкет по случаю освобождения французской столицы, где Джебраилов сидел непосредственно справа от де Голля. Джебраилову было присвоено звание «Национальный герой Франции» и орден Почетного легиона, позволяющий ему идти на парадах впереди французских генералов. Во время визита в СССР в 1966 году де Голль пожелал посетить Джебраилова в его родном Шеки, но руководство СССР решило отправить Ахмадию в Москву. В аэропорту Шереметьево де Голль, увидев Джебраилова, нарушил дипломатический протокол, обнял его и пригласил в свою московскую резиденцию.  Де Голль предложил Джебраилову в подарок недвижимость во Франции и автомобили, однако тот отказался. В ноябре 1990 года Сенат Франции пригласил Джебраилова на торжества по случаю 100-летия де Голля.

Девятая версия от переводческого центра при правительстве Азербайджана гласит, что  Джебраилов был узником 4167 в лагере под Марселем, откуда бежал и присоединился к французским партизанам. Во время одной из операций, переодетый в немецкую форму Джебраилов был ранен и помещен в немецкий госпиталь. После излечения его назначили комендантом города Альби, где он оставался 8 месяцев, заработав авторитет у начальства и подчиненных. Действия Джебраилова по спасению узников концлагерей вызвали восхищение де Голля. После войны Джебраилов, «один из самых уважаемых членов Союза ветеранов Сопротивления» и «легенда сопротивления», был женат на француженке, от которой имел двух детей, и работал в канцелярии де Голля. В Дижоне именем Джебраилова был назван автомобильный завод. Однако в 1951 годе Джебраилов решил вернуться в СССР. США предложило «знаменитому разведчику» американское гражданство, Франция – завод его имени, однако Джебраилов отказался. Вернувшись в родное село Охуд, он чудом избежал ареста и был вынужден работать пастухом.  О Джебраилове во Франции снят двухсерийный фильм.

Также в статье про Джебраилова в английской «Википедии» рассказывается о том, как представители азербайджанских СМИ встретились с сыном и заведующим музея Джебраилова, Джеванширом Джебраиловым, который в качестве ещё одного примера «дружбы Джебраилова и де Голля» рассказал историю, о том, как во время прогулки с де Голлем по Парижу, к ним подошла женщина в парандже, а Джебраилов ударил ее палкой. На возмущение де Голля, как мусульманин мог ударить мусульманку, Джебраилов сорвал с человека паранджу, под которой оказался немецкий офицер. Спасенный Джебраиловым де Голль обнял Ахмадию и назвал его «своим сыном».

В статье также нашел место рассказ азербайджанского историка Ругии Алиевой о том, что работающий над фильмом о Джебраилове азербайджанский режиссер Шаин Синария, после ознакомления с документами Джебраилова в музее в Охуде, заявил, что «там все вранье».

Далее в статье говорится, что летом 2015 года статья о Джебраилове была выставлена в русской «Википедии» удалению по причине полного «отсутствия следов во французских источниках». Военные документы Джебраилова из музея Шеки на французском языке были составлены с грубыми грамматическими ошибками и не содержали каких-либо подробностей о боевых операциях с его участием. Выставленные в музее награды включали в себя медали за Первую мировую войну и медали к 60- и 65-летию победы во Второй мировой войны, когда Джебраилова уже не было в живых. В процессе обсуждения были запрошены французские военные архивы в предполагаемых местах участия в сопротивлении, однако они не знали о человеке с таким именем. Единственный архив, подтвердивший участие Джебраилова в Сопротивлении, «Caserne Bernadotte», сообщил только, что Джебраилов участвовал в сопротивлении с августа 1944 года и упомянул единственную медаль - юбилейную «Medaille commemorative de la Guerre 1939–1945», которую давали всем, кто имел к Сопротивлению какое-то отношение. Точку в обсуждении поставил ответ архива департамента Тарн и Гаронна (в нем, по легенде, Джебраилов примкнул к Сопротивлению): «Не упоминается, в списке награжденных медалями Сопротивления не значится».

В заключение цитируется российский историк Алексей Байков, согласно которому, официальная версия Второй Мировой войны в СССР была сильно мифологизирована, и развенчание ложных героев, в т.ч. расследование русской «Википедии» по Джебраилову, полезны с фактологической точки зрения.

Отметим, что с учетом многочисленности и взаимной противоречивости официальных биографий А. Джебраилова статья о нем из французской и русской «Википедии» была удалена, что азербайджанские СМИ охарактеризовали «как часть многолетнего заговора армян и проармянских редакторов против Азербайджана».

Комментарии

Азербайджан не то, чтобы плюнуть в колодец, но прямо, не целясь, смачно харкнул в лицо штатам, объявив им санкции.Давно я так не хохоталс я.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image