Владимир Захаров: 28-летняя годовщина Сумгаитским событиям

28 февраля, 2016 - 19:37
Сегодня траурный день не только армянского календаря, но траурный день для всех честных людей. 26 лет назад 28 февраля 1988 г. в Сумгаите началось истребление, по другому трудно назвать эти действия, армянского населения города. Сейчас, когда читаешь заказные статьи разных азерских авторов, то удивляешься той наглости, которая содержится в этих текстах. Удивляешься, когда читаешь, что «армяне сами начали себя убивать». Я понимаю, что пишущие такие строки не люди, это некие парнокопытные, готовые лить любую чушь, чтобы только оправдать свои постыдные и паскудные действия. У меня нет литературных слов, для объяснения того что натворили эти нелюди, язык не поворачивается, чтобы писать как-то иначе. Как можно назвать тех кто мучительно убивал лиц только армянской национальности, кто вспарывал животы беременным женщинам, вынимал еще не родившихся младенцев, людьми. Это делали не люди… Это негодяи и твари, и я проклинаю их и всех их близких. Да будет Всевышний им судья. Когда возвращаешься к тем трагическим событиям, то видишь, что готовились они заранее при молчаливом попустительстве советских властей, но нет, не молчаливом, а при полной их поддержке, как советских органов, так и органов правопорядка, службы госбезопасности республики Азербайджан. Пусть мне кто-то попытается возразить. И я отвечу – замолчите, продажные вы личности. Что, разве сотрудники КГБ Азербайджана не знали, что готовятся из арматуры прутья, которые специально нарезаются и затачиваются. А разве партийные и советские органы этого не знали? Нет, знали и готовились. Именно они вывели тысячи жителей Сумгаита азербайджанской национальности на улицы, собрали митинги, на которых призывали к мести армянам. За что? До сих пор никто из них не может ответить на вопрос, в чем были перед ними виновны армяне. Ах, да, забыл, виновны только в том, что они не тюрки, а армяне. Это было начало конфликту, который сейчас называют армяно-азербайджанским. Да, он имеет давнюю историю и глубокие национальные и политические корни, и в феврале 1988 года, он обострился после того, как по центральному телевидению прозвучало сообщение о гибели двух азербайджанцев в городе Аскеране (НКО). Его озвучил заместитель генпрокурора СССР Катусев. Обстоятельства этого события по сей день остаются весьма сомнительными и загадочными. До сих пор считается, что это заявление оказалось роковым для начала «сумгаита» – дескать, оно послужило детонатором для взрыва насилия. Между тем, как пишет Марина Григорян в газете «Голос Армении» 21 февраля 2014 г.[1], многочисленными фактами и свидетельствами давно доказано, что «сумгаит» был организованной и тщательно подготовленной акцией. То, что случилось в Аскеране несколькими днями ранее, – еще одно убедительное тому подтверждение. Мы не будем пересказывать статью Марины Григорьян, а предлагаем нашим читателям прочесть ее, она опубликована здесь же на нашем сайте. Мы специально обращаем внимание, что именно сообщение о смерти в Аскеране двух азербайджанцев, прозвучавшее из уст Катусева, считается роковым для начала «сумгаита» – дескать, оно послужило детонатором для взрыва насилия. Между тем многочисленными фактами и свидетельствами давно доказано, что «сумгаит» был организованной и тщательно подготовленной акцией. То, что случилось в Аскеране несколькими днями ранее, – еще одно убедительное тому подтверждение. Когда в НКАО и Армянской ССР прошли многолюдные митинги с требованием присоединения НКАО к Армянской ССР, а 20 февраля сессия областного Совета народных депутатов НКАО в Степанакерте приняла обращение к Верховным Советам Азербайджанской и Армянской ССР и СССР с просьбой о разрешении выхода НКАО из состава Азербайджана и присоединении к Армении. Как отмечает в своей книге Том де Ваал, с первого же дня после того, как армянское большинство облсовета НКАО приняло решение об отделении Нагорного Карабаха, «началось медленное сползание к вооружённому конфликту. Уже начали циркулировать и подогревать страсти в обеих этнических общинах первые слухи об актах насилия» на национальной почве[2]. В Баку приняли решение начать устрашение армянского населения Карабаха. И события 20 февраля 1988 г. в Аскеране – были первыми. А теперь обратимся к страницам официальной хроники тех дней. 26 февраля 1988 года в Сумгаите перед зданием городского комитета КПСС на площади Ленина группа азербайджанцев, численностью от сорока до пятидесяти человек, вышла на демонстрацию, чтобы выразить протест в связи с событиями в Нагорном Карабахе. 27 февраля число участников демонстрации выросло до нескольких тысяч. По свидетельствам очевидцев, на митинге выступила второй секретарь горкома КПСС Мелек Байрамова, которая потребовала, чтобы армяне покинули Азербайджан. В тот же вечер появились сообщения о первых случаях насилия, произошедших в кинотеатре и на рынке. Местная милиция, укомплектованная азербайджанцами, в происходившее не вмешивалась. На следующий день, 28 февраля, разъяренная толпа заполнила всю центральную площадь Сумгаита. Партийный руководитель города Джахангир Муслим-заде, взяв в руки флаг Азербайджанской ССР, возглавил многотысячную колонну демонстрантов. Хвостовая часть колонны рассыпалась на отдельные группы, которые рассеялись по центральным кварталам города в поисках армян. По данным очевидцев, зачинателями бесчинств стали некоторые азербайджанские беженцы из Армении и Карабаха, действовавшие при попустительстве местных и республиканских властей. Банды численностью от десяти до пятидесяти и более человек били стекла, поджигали автомобили, искали, избивали, насиловали и убивали армян, нападали на их квартиры. Несколько кварталов Сумгаита превратились в зону боевых действий. Эпицентром стал квартал, прилегающий к городскому автовокзалу. Жестокие погромы продолжались и 29 февраля и закончились только тогда, когда вмешались войска, введенные в Сумгаит ещё накануне. Как вспоминала секретарь фракции «Наследие» парламента Армении Лариса Алавердян, уроженка Сумгаита, те кошмарные дни, о чем сейчас с ужасом невозможно читать, было очень страшно и неспокойно. На пресс-конференции очевидцы совершенного преступления – в прошлом жители города Сумгаит, зачастую не могли сдержать слез, рассказывая о кровавых событиях тех ужасных дней. «Роману Товмасяну в те годы было всего 5 лет, однако, невзирая на возраст, он помнил многие детали того дня. Как признается Роман, то чего он стал свидетелем, к сожалению, забыть невозможно. «Я подошел к окну и увидел толпу во дворе, у них были камни, заостренная арматура, топоры. Мама и бабушка спустились к соседям, чтоб позвонить на работу и предупредить, что завтра прийти не смогут. В окно бросили камень, он сломал стекло и чудом не попал ни в кого и домашних. Затем папа отвел нас в ванную, а потом в комнату. Когда он собрался выходить, я попросил его остаться, и хотя я был очень мал, но понимал, что что-то не так. Я сказал отцу, чтоб он не уходил, что его убьют, но отец сказал, что все будет хорошо…. (голос прерывается – ред.) Потом нашу дверь стали ломать, некоторое время спустя, мы услышали, как к нам в дом вошли турки… они хотели пройти в комнату, но наш сосед сказал: «Не трогайте, там только дети» (говорит по-азербайджански – ред.). Потом пришла мама с солдатами, чтобы нас забрать, когда мы вышли в подъезд… это зрелище забыть невозможно… Эти люди должны ответить и ответят…», – рассказал Роман. Мать Романа, Рая Товмасян рассказывает: «Было 28 февраля, воскресенье. Наша соседка устраивала сороковины во дворе, участковый предупреждал, что в городе неспокойно и не стоит этого делать, но Римма слушать не стала. Во дворе была большая палатка, собрались все армяне, спустя полчаса появилась толпа, люди разбежались, но участковому удалось убедить толпу покинуть двор. Мы поднялись домой, но перепугались, к пяти часам я с мамой решила спуститься к соседке, чтобы позвонить и предупредить, что завтра на работу прийти не смогу… опасно. Но позвонить я не успела, в подъезд ворвалась толпа и началась бойня. Моего мужа убивали 9 часов… Наши мужчины – мой муж, отец и Ишхан со второго этажа дрались сколько могли. Милиция не приезжала. Я позвонила подруге на работу, спросила кто есть дома, она сказала: «Папа и Самвелик», когда я рассказала, что происходит, ей стало дурно. К телефону подошел ее коллега, узнав, что происходит, соединил меня с секретарем главкома Муслимзаде, тот очень равнодушно ответил: «Ну, подождите, сейчас приедут солдаты». Солдаты приехали через 6 часов и еще часа 3 стояли во дворе, ждали приказа, который никак не приходил». Карине Мелкумян поведала о событиях, которые произошли уже на следующий день 29 февраля. «29 февраля к нам трижды приходили, один раз пришли, чтоб потребовать ключи от работы и склада, нам сказали, что работать мы больше не будем. Мы поскандалили и получили следующий ответ: «Правильно делают, что вас убивают, мало вам». Мы решили убежать из города, начали собираться, пришел наш управдом Рахмазов и сказал, чтобы мы сидели дома, потому что все входы в город закрыты. Долго нас убеждал не выходить, когда он ушел, мы все-таки решили попытаться уехать. Но не успели… Во двор вошла толпа, к нам поднялись, стали требовать золота и денег, мы дали и они ушли. Мы даже подумали, что спаслись. Однако спустя полчаса во двор вошла другая толпа, конца которой не было видно. Мы стали звонить в милицию, но безрезультатно. Во дворе стали выкрикивать через громкоговоритель имена всех наших мужчин, призывая их выйти на улицу. Меня, Ирину – жену моего деверя, и наших детей спасла золовка, которая помогла перебраться через балкон к соседке. А во дворе люди кричали: «Армяне живут тут, как хозяева, покончив с армянами, возьмемся за русских»[3]. Как не стыдно было известному тогда в Баку историку Зие Буниатову придумать версию, которая стала главной и расхожей в азербайджанской пропаганде. Именно по этой версии, впервые высказанной Зия Буниятовым в статье «Почему Сумгаит»[4][, было написано: сумгаитские погромы были организованы «армянскими националистами», чтобы дискредитировать азербайджанцев. По Буниятову, армянские заговорщики якобы загодя установили скрытые камеры в местах будущих погромов, и отснятая пленка незамедлительно распространялась по информационным агентствам всего мира. В 1990-х годах эта версия получила развитие в азербайджанской кинотрилогии «Эхо Сумгаита», в которой её автор, кинорежиссёр Давуд Иманов, представил Сумгаит как арену международного заговора против Азербайджана, подготовленного ЦРУ совместно с русскими и армянами с целью развала Советского Союза. Как пишет автор статьи в Википедии: «Имеются факты, свидетельствующие в пользу версии, что сумгаитский погром был тщательно спланированной акцией. В город заблаговременно были завезены булыжники, местные функционеры составили списки армян, присутствующие на митинге 27-го февраля, прибыли на площадь по указанию руководителей предприятий и учреждений, толпе бесплатно раздавали водку и наркотики. На промышленных предприятиях заранее было изготовлено холодное оружие (заточенные арматурные прутья, пики, ножи и т.п.). В ряде районов были отключены телефоны. Партийные и советские органы власти бездействовали, сумгаитская милиция в ряде случаев содействовала погромщикам»[5]. Мне могут возразить, что в Сумагионе просто произошли драки, что никакого Геноцида, там не было. Ну, тогда почитайте нижеприведенные цитаты, которые вполне можно назвать справками, ссылки тут везде приведены. «Примером геноцида (который квалифицируется как «Действия совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую») является армянская резня в Сумгаите». Журнал «Век XX и Мир. – М, 1988. № 12. С. 8. «Никакие полумеры не смогут успокоить людей, никакие разговоры о дружбе народов. Если кто-то мог сомневаться в этом до Сумгаита, то после этой трагедии ни у кого не остается никакой нравственной возможности настаивать на сохранении территориальной принадлежности НКАО Азербайджану». Академик А.Д.Сахаров «Не так уж оторваны от реальности предположения, что первые армянские погромы в Азербайджане были инспирированы местной мафией, управляемой бывшим руководителем КГБ Азербайджана Г.А. Алиевым, с тем, чтобы создать безвыигрышную ситуацию для Горбачева» Джордж Сорос («Концепция Горбачева», журнал «Знамя», 1989, № 6). «В праздничные дни мы играли в резню армян, игру, которую мы предпочитали любой другой. Опьяненные своими расистскими страстями, мы приносили в жертву Тамар (армянку по матери) на алтарь нашей атавистической ненависти. Сначала мы ее произвольно обвиняли в убийстве мусульман и немедленно расстреливали, несколько раз один за другим, чтобы возобновить удовольствие. Потом ей отрывали члены, язык, голову, внутренности, которые кидали собакам, чтобы выразить презрение к армянской плоти». Из книги известной азербайджанской писательницы Ум-эль-Банин «Кавказские дни», чье детство прошло в Баку. На воспоминания об играх бакинских детей, описанных в книге наложила свой отпечаток атмосфера резни (армянские погромы в 1905-1906 гг.). «Виновники, подстрекавшие людей к погромам в Сумгаите, в данный момент носят в карманах депутатские мандаты и сидят в Милли меджлисе». Ильяс Исмайлов, председатель партии «Адалят», в период сумгаитских погромов 1988г. занимавший должность генпрокурора Азербайджанской ССР (газета »Зеркало», 21 февраля 2003г.). «Политика этнических чисток, с февраля 1988 года последовательно проводившаяся в Азербайджане против армянского меньшинства, вынудила 360 тысяч человек бежать в Армению, спасаясь от истерии погромов, захлестнувшей азербайджанские города Сумгаит, Гянджа, Баку и еще 311 населенных пунктов Азербайджана. В результате Армения первой среди стран Восточной Европы столкнулась с проблемой беженцев, в том числе беженцев-детей». Из выступления Размика Мартиросяна, Министра по вопросам социального обеспечения Республики Армения на 27-ой Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей. Нью-Йорк, 10-го мая, 2002 г.[6] Самое ужасное во всех этих трагических событиях было то, что все это происходило при полном молчании руководства СССР. Да, того предательского руководства, часть которого было, как сейчас любят уважительно называть «агентами влияния». А почему мы молчим, что этот, Богом проклятый Горбачев, стал в ряды масонов всего мира в 1983 г., куда его привела его «крестная мать» Маргарет Тетчер и он вместе с такими же купленными личностями, ставшими потом главными идеологами СССР, как Александр Яковлев, завербованный в США во время обучения и другими, только подливал масла в огонь костра уничтожавшего страну. Когда читаешь стенограмму заседания Политбюро от 29 февраля 1988 г., диву даешься беспринципности и продажности этих партийных проходимцев, ничего не знающих и не понимающих в национальной политике, не знающих историю отдельных регионов своей страны. Их головы были забиты только идеями марксизма-ленинизма, вот и все их образования. И вот сейчас этому проходимцу – Горбачеву, Запад все время дает деньги на продолжение его никчемного личного существования, и существования созданных им структур как «Горбачев фонд» и др. Читатель может сказать, что я слишком зло пишу. Но у меня нет других слов, я не могу оправдать действия тогдашнего руководства СССР, продавшего страну за свою личную выгоду. А некоторая часть политбюро, как теперь стало известно, являлась продажными американскими и англосакскими шпионами. Я так же резко выступал и когда руководил нашей страной Медведев, который делал все для уничтожения военного потенциала страны, ее экономики. Он успел развалить МВД, по заданию Запада, которое в красивой форме было ему преподнесено, как разработки российского института, возглавляемого Юргенсоном, что продолжает делать он и сейчас, занимая место премьер-министра России вместе с постыдными министрами, разваливающими образование страны, ее здравоохранение, одним словом те основы жизни, которыми когда-то мы славились. И все это делается только с одной целью получить поддержку Запада, куда они смоются при первой же возможности. Страшная сумгаитская трагедия обернулась жертвами. Убитых, по официальной версии было всего 53 человека. Но вы вдумайтесь, всего, да хоть одного человека. Безвинная смерть даже одного человека – это трагедия. Замедление решения о воде войск, которое я рассматриваю как специальное действие Горбачева и его клики, привело к тяжелым последствиям. Распоясавшиеся азерские бандиты громили, жгли, насиловали. Сжигали заживо людей армянской национальности. У них были списки армян, имена и фамилии, они точно знали кто дома. Потом людей стали выводить из дома, издевались, пытали и убивали, людей сжигали заживо. Как вспоминали очевидцы: «У нас находились односельчане семья Амбарцумянов, мужа и жену убили, обнаженную беременную женщину гоняли по городу, а потом сожгли заживо. Их дочь, взяли себе. Через пять дней ее вернули, 18-летнюю девочку в течение 5 дней насиловали порядка 50 подростков. В Сумгаите было много жертв, многих так и не нашли». Итак, повторюсь, в результате трехдневных погромов десятки человек были ранены и 53 – убиты, причем часть их была замучена до смерти, а трупы их были сожжены. Известно, что по другим подсчетам погибло свыше 200 человек. Просто остальным было приказано выдавать свидетельства о смерти под другими датами и с указание смерти от сердечных приступов и разных иных заболеваний. 29 февраля в Сумгаит, наконец, вошла советская армия, которая, однако, почти ничего не предприняла для защиты армянского населения. Погромы армян в Сумгаите стали первой этнической чисткой в новой истории СССР и сыграли большую роль, как в распаде Советского Союза, так и в развязывании карабахской войны. Отрицанием факта геноцида в Сумгаите и дезинформацией мирового сообщества со стороны властей Азербайджана продолжилась активная антиармянская пропаганда, которая в результате привела в 1990 году к погромам армянского населения в Баку, жертвами которых стали уже не десятки и сотни, а тысячи мирных жителей. В результате массовых погромов армянского населения, армянская община Азербайджана перестала существовать и пополнила ряды беженцев во все страны мира, так же, как это было почти 100 лет тому назад. На государственном уровне первый гласный разговор о Сумгаите возник на заседании Президиума Верховного Совета СССР 18 июля 1988 года. Фраза «сумгаитский геноцид» в выступлении одного из членов армянской делегации вызвала резкую негативную реакцию Михаила Горбачева. Генеральный секретарь ЦК КПСС высказался о том, что геноцид – преступление организованное, а в Сумгаите действовали лишь «отбросы общества». Горбачев действовал как всегда. Этот поддонок, руководивший страной, делавший все по заданию Запада, для ее развала, для ее уничтожения. На заседании 18 июля Горбачев заявил, что трагедии в Сумгаите не было бы, если б войска не опоздали на три часа. С таким мнением трудно согласиться. Подразделения Министерства обороны и Министерства внутренних дел страны стали прибывать в Сумгаит не вечером 28 февраля, а через сутки, в вечерние часы 29 февраля, в Сумгаите были убиты, по крайней мере, десятки армян, в том числе пять членов семьи Мелкумян, были совершены погромы множества армянских квартир, совершались и другие преступления. Трагедию 29 февраля усугубили бездействие, а порой и прямое уклонение войсковых подразделений от оказания помощи подвергающимся нападению армянам. Свидетельские показания об этом на судебном процессе по делу Ахмедова и других в Верховном суде СССР прозвучали настолько убедительно, что Верховный суд вынес частное определение, предусматривающее расследование по вопросу о бездействии некоторых введенных в Сумгаит войсковых подразделений. Вот страницы из книги Александра Василевского «Туча в горах»: «В Сумгаите было страшно. Конечно, виноваты местные органы власти – советские, партийные. Бездействовала милиция…» «Накануне погрома позвонили, дали три телефонные номера, куда звонить в случае беды, и через два часа связи не стаю. И пять суток не было. Кто это сделал? Почему «Скорая помощь» и милиция не приезжали на помощь пострадавшим? Почему войска были вызваны только через двое суток? «Даже не пострадавшие от бандитов, но видевшие все это – теперь душевно больные. Мой брат, спасаясь 29 февраля, ночью под дождем пробежал сорок пять километров за четыре часа. Ему места в машине не нашлось: там было восемь человек. Представляете, какой страх был в нем!» «…С флагом шли мимо нашего дома. На флаге надпись: «Смерть армянам!» У 22-й школы они соединились со школьниками. Кое-кто из школьников, правда, остался. В течение получаса группа из 40-50 человек превратилась в толпу – 5 – 6 тысяч. И так они по всему району ходили, крича: «Смерть армянам!» Каждую машину проверяли, в трамваях, в автобусах искали, вытаскивали…»[7] К сожалению, до сих пор Сумгаитская резня не получила адекватной политической и юридической оценки со стороны международного сообщества. Трагические события в Сумгаите создали благоприятную почву и содействовали дальнейшему усилению слепой ненависти к армянам и всему армянскому, последовательно и успешно насаждаемому в Азербайджане и его обществе. Сумгаитские события, по свидетельству известного политолога С.М. Маркедонова, «радикально изменили умонастроения жителей Армении…, вызвали кризис доверия к центральной власти. В требованиях и лозунгах армянских объединений стали звучать критические по отношению к КПСС мотивы»[8]. Как отмечает А. Зверев, «неспособность центральных властей применить силу для защиты гражданских лиц имела серьезные последствия для дальнейшего развития этнических конфликтов на Кавказе и в Средней Азии: создав впечатление, что насилие себя оправдывает, она сформировала условия для повторения бесчинств. Стало ясно, что любое изгнание национального меньшинства с мест своего проживания под угрозой террора останется безнаказанным»[9]. 27 июля 1990 года в газете «New York Times» было опубликовано открытое письмо к мировой общественности, под которым поставили свои подписи 133 известных правозащитника, ученых и общественных деятелей из Европы, Канады и США (см. приложение: Открытое письмо к мировой общественности). В письме проводилась параллель с геноцидом армян, выражался протест против погромов армян на территории Азербайджанской ССР, содержалось требование немедленного их предотвращения и осуждение блокады Армении со стороны Азербайджана. Прошло 26 лет, но нет пока международнопризнанного правового осуждения сумгаитских событий. Но есть проклятие народа на головы всех участников этих бесчеловечных акций. ПРИЛОЖЕНИЕ: ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С АНТИАРМЯНСКИМИ ПОГРОМАМИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ Вновь наступила эра погромов – эра, которая, как мы полагали, завершилась. Армянское население Азербайджана в нынешнем году вновь стало жертвой преднамеренных зверств и недопустимых погромов. Мы, ученые, писатели, преподаватели, политики, деятели искусства, хотим, прежде всего, выразить наше глубокое возмущение подобными варварскими акциями, которые, нам казалось, принадлежат прошлому человечества. Наше обращение следует рассматривать как осуждение творимых злодеяний. Мы ставим своей целью известить мировое общественное мнение о той продолжающейся опасности для будущего человечества, которую представляет подобная разновидность расизма. Нам причиняет боль то обстоятельство, что через полвека после уничтожения евреев в концентрационных лагерях нацистами и спустя сорок лет после принятия Всеобщей Декларации прав человека мы проявляем ту же беспомощность при грубом попирании прав человека. Было бы непростительно сегодняшним молчанием способствовать увеличению числа жертв и их страданиям. Слишком серьёзным стало положение армян на Кавказе, и молчание становится недопустимым. Поэтому мы считаем своим моральным долгом встать на защиту подвергающегося опасности народа. Более чем два года назад в Азербайджане начались активные притеснения армян. За резней армян в Сумгаите в феврале 1988 года последовали погромы в Кировабаде и Баку в ноябре 1988 года. Они продолжались в Баку и в других местах Азербайджана вплоть до января 1990 года. То обстоятельство, что погромы повторялись и совершались сходными методами, дают нам основание думать, что эти трагические события не являлись стихийными и непроизвольными. Более того, мы вынуждены полагать, что совершенные в отношении армянского меньшинства преступления стали последовательной практикой, если не официальной политикой в Советском Азербайджане. По утверждению покойного Андрея Сахарова (New York Times, 26 ноября 1988 г.), эти погромы «представляют реальную угрозу уничтожения для армянского населения Азербайджана и Нагорно-Карабахской автономной области, 80 % населения которой составляют армяне». Особое наше негодование вызывает то обстоятельство, что угроза направлена против армянского народа, который в 1915 году очень дорого заплатил за право быть самим собой в Османской империи. Там половина армянского населения стала жертвой Геноцида — наихудшего проявления расизма. Но если погромы последнего времени пробудили в сознании незабываемые кошмары той резни, то нынешняя блокада Армении и Нагорного Карабаха, что продолжается с августа 1989 года, очертила перспективы иного способа геноцида. Известно, что все грузы, следующие в Нагорный Карабах и 85 % — в Армению, проходят через Азербайджан. Поэтому не будет преувеличением сказать, что подобная блокада равносильна удушению Армении. В республике с колоссальными разрушениями после землетрясения 7 декабря 1988 года блокада дезорганизовала экономику и нанесла сильнейший удар по восстановительным работам (…) Исходя из понимания нашего долга, мы требуем от советского руководства, а также от мировой общественности решительно осудить армянские погромы и особенно ту расистскую идеологию, которая используется в качестве оправдания со стороны организаторов преступлений. Мы просим советское руководство и мировую общественность без промедления использовать все имеющиеся возможности для обеспечения защиты и безопасности армянского населения Кавказа и других мест в Советском Союзе. Необходимо окончательно снять блокаду НКАО со стороны Азербайджана. Надо осознать, что насильственная депортация армян из Нагорного Карабаха не может служить решением проблемы, а является преступным нарушением прав человека. Мировое сообщество государств должно доказать свою приверженность защите прав человека. Равнодушие и молчание в данном случае может стать причиной нового геноцида Поставившие подпись: Дэвид Аарон (Trustee, International League for Human Rights) сер Исайя Берлин (All Souls College, Oxford) en:Уильам Чайс (President of Wesleyan University) Жак Деррида (Philosophy, Ecole Pratique des Hautes Etudes, Paris) en:Люк Ферри (Philosophy, University of Rennes) en:Алан Финкелькраут (Philosophy, Paris) Ганс Георг Гадамер (Philosophy, University of Heidelberg) Андре Глюксманн (Philosophy, Paris) en:Вартан Грегорян (History, Brown University) Юрген Хабермас (Philosophy, University of Frankfurt) Агнеш Хеллер (Philosophy, The New School for Social Research) en:Бенджамин Хукс (Executive Director, NAACP) Лешек Колаковский (Philosophy, University of Paris IV, Sorbonne) Эммануэль Левинас (Philosophy, University of Paris IV, Sorbonne) en:Адриан Литтелтон (History, Johns Hopkins Center for International Studies) fr:Жак Полэйн (Philosophy, University of Paris VIII) Хилари Уайтхолл Патнэм Поль Рикёр (Philosophy, University of Paris/Nanterre) Ричард Рорти (Philosophy, University of North Carolina) en:Джером Шестак (Chairman, International League for Human Rights) en:Шарлес Тейлор (Philosophy & Political Science, McGill University, Montreal) Райнер Вайхль (Philosophy, University of Heidelberg) Реджинальд Зельник (Professor of History, University of California at Berkeley) и другие 110 представителя интеллигенции[10] В.А. Захаров – политолог [1] Григорян М. Прелюдия «Сумгаита» // Голос Армении. 2014. 21 февраля. См.: URL: http://golosarmenii.am/my-i-mir/prelyudiya-sumgaita-22465.html [2] Том де Ваал. Черный сад. Глава 2. Февраль 1988 года: Азербайджан. [3] Погромы армян в Сумгаите. Беременную армянку гоняли по городу, а потом сожгли заживо URL: http://www.karabah88.ru/conflict/sumgait-baku/53_pogromy_armyan_v_sumgai... [4] Академик Зия Буниятов. «Почему Сумгаит?». // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права. № 2, январь, 1989. Опубликовано также в еженедельнике Академии Наук Азербайджанской ССР «Элм» 13 мая 1989 г. [5] Сумгаитский погром. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B3%D0%B0%D0%B8%D1%82%... [6] Посвящается памяти жертв межэтнических столкновений вне зависимости от национальности, вероисповедания и политической принадлежности. URL: http://sumgait.info/ [7] URL: http://www.panarmenian.net/rus/details/176275/ [8] Маркедонов С.М. Самоопределение по ленинским принципам. // АПН, 21.09.2006 г. [9] Зверев Алексей. Этнические конфликты на Кавказе, 1988–1994. // Contested Borders in the Caucasus, ed. Bruno Coppieters. VUB University Press, 1996. См. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/ContBorders/rus/ch0102.htm [10] Открытое письмо к мировой общественности. Опубликовано на правах рекламы в газете «New York Times» 27 июля 1990 г. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BE%...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image