Ара АБРАМЯН: Нагорный Карабах – символ свободы и доблести

29 мая, 2016 - 10:30

Подлая провокация и агрессия азербайджанской стороны стали следствием безответственной политики, безудержной гонки вооружений и новой формой государственного терроризма. Вместо того чтобы за столом переговоров под гарантии международных сил – Минской группы ОБСЕ – искать компромиссный подход для выхода из Карабахского кризиса, проводить политику восстановления добрососедства и сотрудничества между нашими народами, лидер Азербайджана избрал путь войны и преступлений против мирного населения и военнопленных. И на таком пути он никогда не найдет компромисса и не сможет решить Карабахскую проблему.

К сожалению, Азербайджан в ходе своей агрессии использовал различные виды вооружения, включая дальнобойное оружие, ударные беспилотники, огнеметные системы «Солнцепек», реактивные комплексы залпового огня «Смерч» и т.д., нанося тем самым урон живой силе и населенным пунктам. Увы, предупреждения армянской стороны о нецелесообразности продажи нашим стратегическим союзником соответствующего вооружения Азербайджану не получили понимания, что во многом способствовало реваншистскому настрою бакинских властей и военных. Однако азербайджанская армия и ее бездарное командование так и не смогли обеспечить успех ни на одном из направлений вероломного нападения и завязли в позиционных боях с подразделениями Армии обороны НКР, неся потери в живой силе и боевой технике. Полагаю, что международные заявления и призывы к конфликтующим сторонам о прекращении огня и мире все же сыграли свою роль в приостановлении боевых действий в зоне Карабахского конфликта.

Тем не менее одними декларациями войну не остановить, а тем более не решить самой проблемы. И в Азербайджане, и в Армении, и в Нагорном Карабахе внимательно будут следить за ходом переговоров сопредседателей и всех членов Минской группы ОБСЕ по урегулированию данного конфликта. Факты свидетельствуют, что режим прекращения огня, подписанный в мае 1994 г., грубо нарушен со стороны Азербайджана, предпринятая агрессия показала в очередной раз неспособность бакинского режима к проведению политики толерантности и уважения интересов других народов. Соответственно, результаты Карабахского референдума 1991 г. должны быть признаны международным сообществом как законные и вытекающие из принципов и норм международного права. Пока в отношении агрессора не будут применены соответствующие санкции политического, экономического, военно-технического и правового порядка, мир будет свидетелем новых провокаций вплоть до разрушения устоев азербайджанского государства. Мы полагаем, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, то есть основные посредники по урегулированию данного конфликта, обязаны высказать свою объективную позицию, включить представителей Нагорного Карабаха в переговорный процесс и наконец признать суверенитет Нагорно-Карабахской Республики, ее независимость от Азербайджана с обеспечением международного мандата безопасности. И в данном случае Армения и ее МИД должны внимательно не только наблюдать и обозначать соответствующие права и интересы карабахских армян, но и приступить к процессу собственного признания НКР, если Азербайджан откажется от всех иных компромиссных подходов и вновь сделает ставку на военный метод решения проблемы.

Турция всегда проявляла и продолжает проявлять последовательность в Карабахском вопросе и выступает с однозначной поддержкой Азербайджана, вплоть до применения силового метода решения. Более того, Турция не только поддерживает соответствующий подход Азербайджана, но и в далеких 1920-х была главным архитектором создания Азербайджанской Демократической Республики и аннексии Карабаха, оказала политическое давление на правительство Советской России в целях передачи этой исконно армянской области и Нахиджевана Азербайджанской ССР. Союза не стало — Турция осталась.

Россия же находится в процессе определения своей геополитической доктрины и восстановления региональной ответственности. Вместе с тем Турция и Пакистан, заявив о своей поддержке Азербайджану, очевидно готовы оказать и оказывают соответствующую помощь (прежде всего, военную). Данная связь определяется этно-религиозной общностью и политическими расчетами.

Что же касается Армении, то у нее нет стратегических союзников по типу Турции. Россия — наш важнейший стратегический партнер, мнение которого является одним из ключевых в вопросах международной повестки. Я понимаю, многие могут сказать: почему Москва не прореагировала в эти тяжелые дни на факт азербайджанской агрессии по аналогии с грузинской агрессией в августе 2008 г., в чем существенная разница между Крымом и Карабахом, почему Армения поддержала Россию в Крымском вопросе, а Россия пока сохраняет дистанцию в нынешнем Карабахском инциденте и т.д. Однако должен прежде отметить, что Россия сама в состоянии ответить на все подобные вопросы. На мой взгляд, в вопросах большой политики и большим государствам не просто определяться, тем более если не определены до конца собственные интересы и возможности. Россия выступает за мирный путь решения Карабахской и всех подобных проблем. Но если мирный путь отрицается одной из сторон, то, на мой взгляд, Россия должна, как минимум, прекратить военные поставки нарушителю режима перемирия, подписанного при главном посредничестве Москвы в мае 1994 г., как максимум, признать независимость НКР. Это будет серьезной позицией России. Что же касается ОДКБ, то, как вам известно, генеральный секретарь данной организации Н. Бордюжа дал политическую оценку ситуации в Карабахе и отметил, что подобные действия Азербайджана подрывают мирный путь разрешения самой проблемы, а иной альтернативы здесь нет. Ряд экспертов стал активно обсуждать саму возможность участия ОДКБ в азербайджано-карабахском конфликте. Однако ОДКБ — международная военно-политическая организация, которая имеет свои устав и регламент. Нагорный Карабах не является де-юре членом ОДКБ, Армения же пока не признала НКР. Азербайджан, как известно, заявил, что не собирается нападать на Армению, хотя определенные провокации на армянской границе в Тавушском районе периодически проводит. Иными словами, для участия ОДКБ в военном конфликте член организации должен соблюсти формальные требования и обратиться за конкретной помощью.

Но не будет секретом, что позиция многих членов данной организации (включая Казахстан, Кыргызстан и Белоруссию) по Карабахскому вопросу не предполагает никакого военного вмешательства. В чем смысл участия Армении в таком случае в данной структуре? Очевидно, здесь имеются определенные политические и военно-технические преференции и союз с Россией. ОДКБ, наконец, производная России, и без нее нет и никакой организации.

В одном из своих недавних выступлений президент Армении справедливо сказал, что мы должны признать: восточнее Мартакерта и западнее Гюмри для нас непроходимое болото, нам следует уповать на самих себя. Если появилась проблема с одним рынком вооружения, то мир большой и эти закупки высокоточного и эффективного вооружения следует искать как в собственном производстве, так и на других рынках. Вакуума не бывает ни в политике, ни в бизнесе.

Армения с уважением относится к России и всем другим странам, кто называет и считает себя партнером нашей Родины. И эти партнерские отношения будут развиваться с учетом строгого соблюдения собственных национальных интересов и выводов из кризисных ситуаций.

Если Баку требует возврата районов из занятых буферных территорий, то он не может не понимать, что без определения статуса Нагорного Карабаха мы вновь скатимся к военной конфронтации. Если Баку рассчитывает получить данные территории, то следует отметить, что Карабах без Кельбаджара и Лачина существовать в безопасности не может. Если Баку просит вернуть им Джебраил или Физули, то справедливо и азербайджанской стороне передать Карабаху Шаумян и Геташен. Лишь с определением территориальных подходов может полноценно решаться и вопрос беженцев с обеих сторон.

Однако в случае неспособности Минской группы ОБСЕ обуздать агрессию, отказа Азербайджана от систем мониторинга вдоль линии соприкосновения сил, к сожалению, локальный позиционный конфликт в Карабахе может обернуться новой масштабной войной и катастрофой для двух государств и народов.

Армяне в своей долгой истории видели разные войны, потери и победы, накопили немалый военный опыт и приобрели бесценный боевой дух. И мы не боимся очередной войны, но и не обещаем, что следующие переговоры будут легкими для Азербайджана. Где остановится армянский солдат, там и будут новые границы Армении. Реакция мирового армянства вполне закономерна и не может оставить Армению и Арцах наедине с противником. Во всех странах мира, где проживают представители нашего народа, проводится серьезная работа по объединению нашего потенциала и оказанию необходимого содействия исторической Родине – информационного, политического, финансового, материального и т.д.

В ряде стран Европы и Америки организованы массовые митинги и протесты у зданий посольства Азербайджана, публикуются многочисленные статьи с объективным описанием сути происходящего в Арцахе, оказывается материально-финансовая помощь медицинским учреждениям и Министерству обороны для лечения раненых и их последующей реабилитации. Особую активность проявляет молодежь, можно сказать, рвется в бой. Нам отрадно отметить, что бои в Карабахе не испугали армян, а наоборот, сплотили нас, люди стихийно выезжают в Армению, обращаются с просьбой отправить на фронт, выражают готовность стать в ряды азатамартиков. Эта солидарность объективна, но все вопросы подобного характера мы обсуждаем с государственными ведомствами. К сожалению, ни одна война не обходится без жертв и разрушений. И эти кровавые 4 дня Арцахской освободительной войны, по официальным данным Министерства обороны Армении на 5 апреля, унесли жизни 29 чел., привели к 101 ранению, а 28 чел. пропали без вести. Мы склоняем головы перед памятью наших воинов и мирных жителей, которые ценой собственной жизни вновь удержали свободу Арцаха. Вечная им память!..

В заключение хотел бы также подчеркнуть, что в эти трудные дни мы обязаны ради единства нашей Армении и Арцаха оставить всякие обиды и противоречия, руководствоваться только соображениями национальной консолидации и общей борьбы, объединиться вокруг президента С. Саргсяна. Карабах – символ нашей свободы и доблести!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image