ИЗУЧАЮТ ЛИ СИСТЕМУ ПВО В АРМЯНСКИХ ШКОЛАХ?

8 июля, 2016 - 10:17

30 июня Национальное Собрание Армении ратифицировало «Соглашение о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе», подписанное в декабре прошлого года между министрами обороны Армении и России. Целью документа является создание единой региональной системы ПВО для повышения уровня противовоздушной обороны

С учетом противостояния между властью и оппозицией практически по всем вопросам, итоги голосования по ратификации соглашения можно считать

беспрецедентными для армянской политической действительности: власть и оппозиция проявили по этому вопросу полное взаимное согласие.

Так, наряду с правящей Республиканской партией Армении (РПА) и входящей с ней в коалицию АРФ-Дашнакцутюн, за ратификацию проголосовали оппозиционные фракции «Процветающая Армения», большая часть депутатов фракции «Армянский национальный конгресс», а также фракция «Оринац еркир» («Страна законности»). «Против» проголосовала лишь неактуальная оппозиция в лице небольшой прозападной партии «Наследие».

Итоги голосования (101 «за» и только 8 «против») ознаменовали конец развернувшейся около месяца тому назад в армянском политическом и экспертном сообществе широкой дискуссии относительно целесообразности объединения армянской системы ПВО с системой ПВО России. На страницах СМИ, широко распахнувших «ворота» для обсуждения этого вопроса, активно выступали политики, некоторые эксперты и представители неправительственных организаций. Инициативой «Мы хозяева нашей земли» были организованы акции протеста у здания президентского дворца и у Национального Собрания (НС), участники которых требовали от властей отказаться от участия в соглашении.

Противники создания объединенной системы ПВО утверждают, что этот шаг предполагает сдачу Арменией очередной части суверенитета России, ибо ПВО Армении отныне сможет принимать решения и осуществлять защиту воздушного пространства страны, если получит разрешение со стороны России.

Кроме того, по их мнению, российская сторона будет препятствовать противовоздушной обороне Нагорного Карабаха. По словам депутата НС Заруи Постанджян управление армянскими ПВО передается России, которая нарушила равновесие в регионе, благодаря продаже большого количества наступательных вооружений Азербайджану. Представитель той же партии, член Совета старейшин столичной мэрии Давид Санасарян считает, что «Армении не позволят, чтобы она прикрывала воздушное пространство Арцаха». Многие противники соглашения полагают, что создание объединенной системы ПВО является ответом России на размещение ПРО НАТО в Румынии, и это обстоятельство делает Армению мишенью для соответствующей инфраструктуры Альянса.

Так, «крупный специалист» по всем вопросам кинорежиссер Тигран Хзмалян выразил обеспокоенность тем, что соглашение поставит Армению под удар НАТО: «Мы не должны обманывать самих себя тем, что соглашение повышает нашу безопасность, наоборот, это уничтожает наши последние надежды. Соглашение о системе ПВО это война против НАТО – самого мощного в мире военно-политического союза».

Однако Хзмалян и многие другие «специалисты» как-то забыли, что одна из стран НАТО, а именно Турция, вот уже 23 года как блокирует сухопутную границу с Арменией, и НАТО ничего не может сделать для её разблокирования. Между тем, известно, что блокада границы является актом войны и таким образом Армения фактически находится с Турцией в состоянии войны. И, второе: российские радары просматривают с территории своей страны практически всё пространство, едва ли не до Южного полюса. Таким образом, маловероятно, что создание объединенной ПВО является ответной мера на размещение ПРО НАТО в Румынии. Иное дело, что это соглашение является еще одним дополнительным элементом для укрепления позиций России на Южном Кавказе. Очевидно и то, что этот крупный игрок отходит от формата СНГ и стремится тем самым сформировать новое пространство, в которое вошли бы страны, реально, а не декларативно заинтересованные в союзе с Россией. Например, парламент Украины, вышедшей из состава СНГ два года тому назад, так не ратифицировал устав этой организации, при том, что Украина была одной из ведущих стран СНГ. Из этого рыхлого объединения, как известно, вышла также и Грузия.

Таким образом, наличие объединенной системы ПВО – это еще один признак реальных союзнических отношений с Россией.

И, наконец, самое главное – соглашение является еще одним важнейшим компонентом по повышению уровня безопасности Армении.

Представители Министерства обороны и военные эксперты утверждают, что решение о применении армянской системы ПВО будет по-прежнему приниматься автономно, без какого-либо вмешательства Москвы, то есть ответственность за воздушное пространство Армении будет нести местная система ПВО.

«Соглашение не ограничивает возможности управления Арменией своей системой ПВО. Рамки документа предусматривают сохранение внутренней самостоятельности армянских ПВО и позволяют Армении использовать технические возможности и ресурсы противовоздушной обороны России, в том числе, средства поражения, летательные аппараты, а также возможность применения истребительной авиации. Объединенная система еще больше повысит уровень ПВО Армении. В случае посягательства на Армению мы сможем обеспечить нашу безопасность за счет привлечения дополнительных ресурсов», – заявил замминистра обороны Ара Назарян. Он также отметил, что документ не ограничивает использование ПВО Армении для защиты Нагорного Карабаха.

По словам экс-министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, благодаря армяно-российским отношениям кавказской стране удалось сохранить, развить и довести систему ПВО до такой степени, что аналогичных средств сейчас нет ни у Грузии, ни у Азербайджана, а по некоторым параметрам, даже у Турции. «Это соглашение исходит из наших интересов. В нем говорится о координации совместных действий объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе, о коллективной безопасности и войск, входящих в состав других региональных систем ПВО», – считает Арутюнян, по мнению которого, объединенная система ПВО является надежной защитой от вероятной агрессии со стороны Турции.

Таким образом, военные специалисты в один голос говорят о том, что новое соглашение увеличивает возможности и без того самой мощной системы ПВО в регионе. Объединенная система также поможет Армении координировать свои действия с российской военной базой, дислоцированной в Гюмри, повысит эффективность работы армянской системы ПВО и, как уже отмечалось, станет еще одной ступенью к повышению безопасности Армении, а следовательно и повысит ее военно-политическое значение в регионе.

Но дело в том, что параллельно со специалистами намного активнее оценки этому соглашению дают представители так называемого экспертного сообщества, большинство из которых «выросло» не из научной среды, а почему-то из НПО или каких-то гражданских инициатив. К сожалению, уже не в первый раз приятие того или иного документа или то или иное событие сопровождается антироссийской истерией, в основе которой эмоциональные по форме и крайне примитивные по содержанию, лишенные какого-либо профессионального подхода оценки ряда «экспертов», а также некоторых безответственных политиков. Судя по уверенным заявлениям представителей прозападных карликовых партий «Наследие» и «Свободные демократы», всезнающих активистов типа кинорежиссера Тиграна Хзмаляна, а также некоторых представителей НПО, создается такое впечатление, что дисциплину «системы ПВО» преподают в школах Армении, начиная с первого класса, также как армянский язык.

Кульминацией этого парада «специалистов по системе ПВО» стала юридическая экспертиза соглашения, подготовленная руководителем организации «Союз информированных граждан» Даниелом Иоанисяном. «Экспертиза» эта, однако, мягко говоря, не отличается качеством. Так, автор, ссылаясь на текст документа, пишет о том, что случае военной угрозы или угрозы военно-политической, расположенные на территории Армении войска ПВО Армении и России, должны действовать сплочённо и не могут совершать самостоятельные действия: «Стороны в этих случаях лишаются самостоятельности и независимости. Точнее, одна из сторон лишается автономности, и это, естественно, армянская сторона», – пишет Иоанисян. Между тем, в тексте соглашения нет фразы о том, что армянская сторона лишается права автономного управления своей системой ПВО; скорее, это интерпретация Иоанисяна, которая весьма логично укладывается в канву общего процесса, имеющего антироссийскую направленность.

Сегодня в Армении происходит, если так можно выразиться, «НПО-изация» экспертного поля: НПО и разного рода карликовые партии подменяют собой профессиональных специалистов в той или иной сфере. Отличительной чертой этого процесса является широкий доступ представителей НПО в прессу. Между тем, указанные организации не выполняют тех функций, которые они призваны выполнять.

Всё чаще и чаще в Армении в качестве экспертов выступают не сотрудники институтов Национальной академии наук, не представители ведомственных институтов, не преподаватели и профессора университетов, то есть люди, которые действительно способны дать профессиональные заключения, а представители НПО или каких-то непонятных партий. Последние, как правило, являются «крупными специалистами» практически по всем вопросам…

Возможно, что это явление характерно не только для Армении, но и для многих стран постсоветского пространства, где после развала тоталитарной системы, предоставляющей право выхода в прессу лишь очень небольшим группам людей, произошли существенные изменения в плане демократических свобод (имеющих и свою обратную сторону). В представленном нами случае этот процесс имеет конкретную направленность. По всем параметрам это очередная антироссийская кампания. Причём, дело здесь не в содержании оценок, большей частью неграмотных, а в том, что «эксперты» своими выступлениями отравляют атмосферу армяно-российских отношений, целенаправленно пытаются внушить гражданам Армении недоверие к России. Будет ли иметь «успех» эта ставшая уже перманентной антироссийская кампания, сказать довольно трудно. Важно то, что она получает постоянную «подпитку» в лице СМИ. Даже если американские структуры напрямую в этом не принимают участия, перманентная антироссийская истерия их очень устраивает. Возможно, что это до некоторой степени очередная попытка армянской власти, испытывающей сегодня давление Запада в вопросе нового Избирательного кодекса, демонстрировать России свою преданность на фоне антироссийских настроений в некоторых группах общества. Тревожно то, что важную роль в формировании общественного мнения в стране, находящейся в крайне сложном геополитическом окружении, стали играть безответственные люди с претензией на интеллектуальность.

Наира АКОПЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image