Армянский транзит через территорию Республики ? Пока больше вопросов

9 июля, 2016 - 11:51

Для Южной Осетии Транскавказская автомагистраль (ТрансКАМ) является единственной транспортной артерией, связывающей страну с внешним миром. Все годы вооруженного противостояния с Грузией она являлась для нашего народа дорогой жизни. И если состояние дорожного полотна не вызывает особых нареканий, хотя пожелания, конечно же, присутствуют, то проявления стихии создают серьезные проблемы для устойчивого сообщения. Зимой это лавины, перекрывающие транспортную артерию, летом сели, камнепад, из-за которых приходится также ограничивать перемещение людей и грузов по трассе. К примеру, последний раз автомагистраль на один день оказалась перекрыта селевым потоком 3 июля. Ну и как следствие, в горной части дороги периодически ведутся работы по устройству новых тоннелей и подпорных стен, хотя порой перед величием природных явлений не могут устоять и инженерные сооружения.

На днях же ТрансКАМ, теперь уже косвенно, оказался первополосным на многих лентах СМИ. 24 июня селевой поток большой мощности сошел на Военно-Грузинской дороге, в результате чего, в течение двух недель на границе Грузии и РФ в ожидании возможности проехать скопились сотни грузовых фур, автобусы и легковые автомобили с пассажирами. Большинство из них следовали в Армению транзитом через грузинскую территорию. Надо отметить, что на этой магистрали, даже в большей степени, фактически те же проблемы, что и на ТрансКАМе: зимой лавины, летом сели и обвалы. Движение по Военно-Грузинской дороге часто прекращается, особенно зимой, на несколько месяцев, поэтому она не считается круглогодичной трассой. Что же касается ТрансКАМа, то он хотя активно и использовался Арменией в роли транзита еще в 90-х годах, окончательно был закрыт после войны 2008 года и основной артерией, связывающей Армению с Россией, осталась Военно-Грузинская магистраль. Теперь стихия вывела из строя километровый участок неподалеку от КПП «Верхний Ларс», в результате чего Армения лишилась сухопутной связи с Россией.

В связи с очередным дорожным затором власти Еревана обратились к руководству Грузии с просьбой армянский автотранспорт, следующий из России, пропустить через свою границу со стороны Южной Осетии в Армению. Последовала и реакция властей Грузии. «У меня был разговор с премьер-министром Армении и их предложение заключалось в том, что они переговорят с российской стороной, чтобы временно, максимально безболезненно, не касаясь статуса регионов, открыть транспортный канал», – заявил премьер-министр правительства Грузии Георгий Квирикашвили. При этом грузинский премьер пояснил, что закон «Об оккупированных территориях» в форс-мажорных ситуациях предполагает провоз грузов с соблюдением нейтрального статуса территорий. «В этом режиме мы хотели провезти эти грузы, чтобы не наносить большого ущерба, как нашим бизнесменам, так и чужим. И предложили открыть этот транспортный канал, однако, лишь в рамках нашего законодательства. Поэтому, в итоге мы выбрали паромный путь, и этот груз поставляется в Россию посредством Черного моря», – заявил Георгий Квирикашвили. Действительно, Ереван договорился с Тбилиси об организации дополнительного паромного сообщения Поти – Новороссийск для армянских экспортеров продовольствия в РФ. В распоряжении сельхозтоваропроизводителей из Армении – три парома, вместимостью по 55 машин каждый, при этом стоимость перевозки одного грузовика с грузинского берега Черного моря на российский обойдется в $1000. Сумма внушительная, особенно если сравнить с обычной транспортировкой по Военно-Грузинской дороге. Поэтому варианту открытия транспортного коридора через РЮО отдается предпочтение. В связи с этим «Россия ведет переговоры с Грузией по открытию дороги для армянских грузовых автомобилей, направляющихся в Россию через Южную Осетию. Ведутся переговоры, чтобы стороны пришли к согласию», – заявил министр транспорта и связи Армении Г.Бегларян.

Небольшой экскурс в историю. Военно-Грузинская дорога, по-осетински Арвыкомы фæндаг, дословно: «Дорога небесного ущелья» – историческое название дороги через Главный Кавказский хребет. Длина 208 км, наивысшая точка 2384 м. Начало строительства русскими войсками Военно-Грузинской дороги было связано с подписанием в 1783 году Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией. Следует она согласно древнему историческому пути, соединявшему Северный Кавказ и Закавказье через Дарьяльское ущелье. Постоянное же сообщение по дороге было открыто в 1799 году, хотя передвижение было весьма трудным – посланный в этом году в Грузию отряд русской армии под командованием генерала Лазарева прибыл на место через 36 дней.

После присоединения Грузии к России (1801) началось конкретное строительство Военно-Грузинской дороги и к 1811 году был проведен колоссальный объем работ – сняты откосы, созданы карнизы, сделаны выемки, построены мосты, проведена отсыпка, возведены плотины и дамбы, подпорные стены, крытые галереи и т. д. В 1814 году открыто движение экипажей, с 1827 года – устроена экспресс-почта. На сегодня Военно-Грузинская дорога представляет собой один из основных транспортных маршрутов, связывающих с Россией не только Грузию, но и Армению, блокированную с востока Азербайджаном, из-за неразрешенного по сей день Карабахского конфликта. Автомобильное сообщение Грузии с Россией вдоль Черноморского побережья (через Адлер – Сочи) также закрыто в связи с неурегулированностью ситуации между Грузией и Абхазией. Такое же положение и с ТрансКАМом.

Добавим, что из России в Грузию, через Северную Осетию идет еще одна магистраль – Военно-Осетинская дорога. Построена она была в 1897 году, длина 275 км., высота 2911 м. Дорога утратила своё транспортное значение в связи со строительством Транскавказской автомагистрали, поэтому движение через Мамисонский перевал на сегодняшний день не осуществляется.

Однако, вернемся к вопросу возможного открытия южного продолжения ТрансКАМа. Пока что намерение осуществлять транзит через РЮО для армянских грузов и пассажиров в практическую плоскость не переведено. Армянская сторона ведет переговоры и с российскими, и грузинскими коллегами, но это все пока разговоры. Не поступало обращение Еревана и в Цхинвал.

Понятно, что если Россия решит проявить понимание проблем своего стратегического партнера Армении, то и Южной Осетии надо будет поддержать это решение. Тем более, что уже и в Республике высказываются пожелания понять трудности армянского народа, фактически оказавшегося в экономической блокаде. Не надо забывать и об армянской диаспоре РЮО, части нашего общества. Словом, объяснений при желании для армянского транзита найдутся. Любопытно другое, еще за несколько месяцев до сошедшей сели на отрезке Военно-Грузинской дороги, кулуарно, в определенных кругах, уже говорилось о возможном скором открытии дороги на ТЭКе, со стороны Грузии, как это было раньше. Надеемся, что данная ситуация простое совпадение, поскольку дорога через Крестовый перевал закрывается далеко не первый раз.

В самой Грузии отношение к возможному открытию транспортного сообщения тоже двоякое. С одной стороны для Грузии транзит через РЮО нежелателен, поскольку в противном случае произойдет вывод Южной Осетии из политической изоляции и рост ее популярности на международной арене. Ведь став страной-транзитером РЮО автоматически оказывается в поле экономических и транспортных интересов в регионе. С другой стороны, открытие дороги приведет к возобновлению так называемой «гибкой политики» в отношении Южной Осетии по аналогу времен Шеварднадзе, к понижению градуса напряженности, в особенности с непременным в этом случае возобновлением функционирования Эргнетского рынка. А отсюда уже и тесные контакты, и вербовка, и увеличение в разы проникновения диверсионных групп, как это уже было, и теракты.

Для Южной Осетии вопрос тем более не однозначен. В особенности в преддверии начала предвыборных президентских баталий. Мы все еще находимся с Грузией в стадии конфликта. Более того, милитаризация, восстановление боеспособности сил нашего южного соседа не прекращается, не подписан даже элементарно договор о ненападении, да и реваншистские настроения никак не вуалируются. Вот и недавно, на чествовании 25-летия своих вооруженных сил спикер грузинского парламента прямо заявил, что пока часть страны оккупирована, миссия вооруженных сил Грузии не завершена, Южная Осетия и Абхазия находятся вне юрисдикции Тбилиси, но эта миссия обязательно будет выполнена… Стоит ли говорить, что при открытии дороги, более-менее спокойная жизнь, к которой мы уже успели привыкнуть, однозначно будет подставлена под сомнение. И вряд ли возможное удешевление товаров, сельхозпродукции или увеличение поступлений в казну может оправдать отказ от спокойной жизни. И все это опуская вопросы экологии и обязательных в этом случае громадных пробок на Зарамаге.

…Хотя, скорее всего, мы поторопились с подведением каких-то возможных итогов, ведь руководство страны фактически никак не отреагировало на различные публикации в СМИ, да и не могло отреагировать, поскольку никакого официального обращения к руководству РЮО не было. Просто все вкупе упреждающе заставило взяться за перо.

Безусловно, вопрос открытия транзита грузов для Армении будет возникать периодически, уж природа позаботится, чтобы тема не потеряла своей актуальности. И его решение должно отвечать долгосрочным интересам, прежде всего, самой Южной Осетии. Исходя из нынешних геополитических реалий. И если вопрос будет и дальше актуализироваться, то, думается, для нашей Республики, на сегодня, приемлема лишь разовая акция, и исключительно для транспорта Армении. После чего дорогу снова необходимо закрыть на замок. Уверены, на том стоит и высшее руководство нашей страны.

Л.Джиоев

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image