В Азербайджане снова звучит слово «талыш»

1 октября, 2013 - 07:45

Посещение Армении и Арцаха президентом Талыш-Муганской Республики Альакрамом Гуммотзода (Гумматовым) взорвало информационно-пропагандистское пространство Азербайджана и активно обсуждается в социальной сети.

ГЛАВНОЕ «ОБВИНЕНИЕ», ОЗВУЧИВАЕМОЕ В АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ СМИ: Альакрам Гуммотзода «предал память» погибших аскеров вооруженных сил Азербайджана в годы агрессии этого образования против Республики Арцах. Но это – СМИ, практически полностью контролируемые режимом Ильхама Алиева. Особенно стараются представители власти. Так, заместитель исполнительного секретаря правящей в Азербайджане партии «Единый Азербайджан» (ПЕА) Мубариз Гурбанлы даже не пытался справиться со своими эмоциями. «Этим поступком он (Альакрам Гуммотзода. – Л.М.-Ш.) выразил свое неуважение к памяти азербайджанских шехидов, погибших в Карабахе. Ведь не будем забывать, что среди тех, кто отдал свои жизни за территориальную целостность Азербайджана, были и представители других национальностей, в том числе и талышей. Поэтому у меня большие сомнения насчет того, является ли он вообще талышом. Я его могу назвать предателем. В свое время азербайджанское государство проявило гуманность и освободило его из тюрьмы (Гумматов целых 11 лет подвергался издевательствам. – «ГА»). Но, видимо, он не извлек из этого урок. Весь азербайджанский народ осуждает его предательство. Он предал память наших шехидов и тем самым еще раз вызвал ненависть всего народа», — сказал М.Гурбанлы.

Интересно, что сам Мубариз Гурбанлы в годы войны оформил себе бронь, и о боевых действиях знает лишь из литературы. Я не случайно обращаю внимание на этот факт, ибо обвиняемый им Альакрам Гуммотзода воевал, командовал батальоном, затем бригадой, был заместителем министра обороны Азербайджана. Но таковы реалии современного Азербайджана, в котором дезертир и уклонист получил возможность обвинять боевого офицера, не понаслышке знающего о войне и стремящегося к миру в регионе. «Мы стремимся к миру и с армянами, и с азербайджанцами, и со всеми народами, — говорит воевавший Гуммотзода, а в ответ слышит от дезертира: «Он предал память наших шехидов».

Интересно, найдется ли в Азербайджане хоть один человек, способный поверить, что на фронтах новой войны, если Азербайджан решится на агрессию, можно будет увидеть М.Гурбанлы или его сыновей? В конце прошлого года Гурбанлы, будучи в прямом эфире государственного телеканала АзТВ, самыми грязными словами отзывался о молодежи Азербайджана, а сегодня он обвиняет Гуммотзода в неуважении к памяти его же – Альакрама Гуммотзода – погибших подчиненных, осмеливается назвать предателем боевого офицера. Поистине, когда отара овец поворачивает назад, впереди на некоторое время оказывается паршивая и хромая овца.

СЕГОДНЯ БАЛ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ПРАВЯТ ПАРШИВЫЕ ОВЦЫ, заставляющие священнослужителей выступать с нужными им заявлениями. Так, духовные деятели, служащие на талышской земле в Азербайджане, распространили «протест» в связи с визитом в армянские государства президента Талыш-Муганской Республики. Времени было в обрез, Гурбанлы и другие паршивые овцы не успели накатать текст и вынудить талышских священнослужителей подписаться под ним, поэтому «осуждение» вышло совсем не таким, каким его хотели бы видеть в Баку. Думается, что скоро там опомнятся, и мы еще увидим новые обвинения в адрес Гуммотзода, написанные с «должной» жесткостью.

Еще один депутат Милли меджлиса (парламента) Азербайджана, Муса Гасымлы, так же, как и Гурбанлы уклонившийся от войны, говорит о Гуммотзода: «Его визит в Армению — не что иное, как измена родине». О какой родине говорит Гасымлы? Неужели об оккупированном пришлыми турками Талышистане? Нет, Гасымлы имеет в виду режим Алиева, лишившего Гуммотзода азербайджанского гражданства и выдворившего его из республики. И вновь абсурд: дезертир обвиняет воевавшего Гуммотзода в измене «родине», оккупировавшей исконную Родину талышского патриота и узурпировавшей власть в Талышистане.

На страницах рупора азербайджанской властной пропаганды выражается сожаление, что Гуммотзода не был расстрелян, когда сидел в тюрьме. Затем тот же рупор за чужой подписью, но языком того же автора рассказал о том, как он успел инкогнито поговорить чуть ли не со всеми «талышеязычными азербайджанцами», которые «с трудом удерживали себя от перехода на ненормативную лексику» при упоминании имен Альакрама Гумматова и Фахраддина Абосзода – другого лидера талышского народа, председателя меджлиса Талыш-Муганской Республики. Автор пишет, что визит Гуммотзода в армянские государства «укрепил единство в азербайджанских рядах». Непонятно в таком случае, почему это посещение вызвало столь обильный поток оскорблений, проклятий и доносов.

Требование о всеобщем осуждении президента Талышистана четко прослеживается в несуразном предложении вице-спикера Милли меджлиса Азербайджана Бахар Мурадовой: «Я это решительно осуждаю. Для предотвращения таких случаев, вне зависимости от территориальной целостности, суверенитета, каждый должен высказать свою принципиальную позицию». Так стряпается в Азербайджане «информационное обеспечение» «общенационального» осуждения Гуммотзода за посещение армянских государств. Примеров много, но и приведенных, думается, достаточно.

В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ГДЕ ЛЮДИ ЗНАЧИТЕЛЬНО СВОБОДНЕЕ ВЫРАЖАЮТ свои мысли, ситуация иная: большинство выражает поддержку позиции Альакрама Гуммотзода, именуют его патриотом талышского народа, а его посещение армянских государств называют мужественным шагом. Вот несколько фраз: «Самое главное человеческое качество — это благородство, и это просто удивительно, что люди, воевавшие друг против друга, могут сесть за стол, посмотреть друг другу в глаза и поговорить. На это способны действительно сильные люди. Зачем в них камни кидать?» «Альакрам Гумматов – настоящий талыш, лидер, который понял свои ошибки и имеет мужество сказать об этом». «Альакрам Гумматов мечтает жить в мире, разве это плохо?» «Я сегодня поняла одно – мы или большинство из нас боимся правды. Гумматов сказал правду – мы не враги с армянами и не враги с азербайджанцами».

Такие вот полярные мнения в обществе и бакинском официозе. Однако за проводимой кампанией очернения Гуммотзода и других лидеров талышского народа явственно ощущается растерянность Азербайджана. Там понимают: первый шок от известия о посещении Гуммотзода армянских государств пройдет, после чего начнется время осмысления произошедшего. Сам Гуммотзода в разговоре со мной говорил, что, по его мнению, эффект от его визита проявится через пару месяцев: «Людям, в том числе и моим соратникам, нужно время».

Тем не менее уже с первых часов пребывания Альакрама Гуммотзода на армянской земле в Азербайджане произошли изменения, значение которых трудно переоценить. В этой республике автоматически снято табу, наложенное на само слово «талыш». И хотя некоторые журналисты и политологи пытаются смягчить последствия «прорыва плотины» и используют эвфемизм «талышеязычные азербайджанцы», ясно, что возврата к старому уже не будет. Фактически Азербайджан вынужден был признать наличие в республике автохтонного талышского народа, не имеющего никакого отношения к закавказским туркам.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, «Голос Армении»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image