Кто будет представлять армян в грузинском парламенте?
Предвыборная ситуация в армянонаселенном Джавахке продолжает оставаться напряженной.
Через три недели в Грузии состоятся парламентские выборы, исход которых предопределит также судьбу будущей администрации. Сумеет ли “Грузинская мечта” сохранить власть или соседнюю страну ждут новые потрясения? Кроме ответа на этот важный вопрос нас интересует еще и вопрос армянского представительства в грузинском парламенте. Сколько мандатов получит община и каким будет персональный состав “армянской фракции”?
В понедельник правящая партия “Грузинская мечта” наконец-то опубликовала свою предвыборную программу и полный список своих кандидатов в депутаты, как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе. Начнем с мажоритариев. В Джавахке партия власти выдвинула хорошо известного, но весьма одиозного деятеля. Команду Бидзины Иванишвили и Георгия Квирикашвили в Ахалкалаки будет представлять депутат действующего парламента, олигарх местного масштаба Энзел Мкоян. В случае успеха (а сомневаться в этом не приходится) это будет четвертая депутатская каденция Мкояна. Абсолютный рекорд в истории грузинского парламентаризма. Но этим рекорды не ограничиваются. Недавно в Тбилиси был опубликован список 27-и депутатов, наиболее неэффективно выполняющих свои служебные обязанности. И тут Мкоян тоже рекордсмен. За все время своей парламентской деятельности не выступал с трибуны ни разу. Не представил ни единого законопроекта. Собственно, было бы и странным, если бы Мкоян решился подойти к трибуне. Он ведь и языка-то государственного не знает. А еще Энзел Мкоян интересен тем, что побывал во всех правящих партиях и оперативно менял окрас сразу после смены власти. В советские годы успел побывать комсомольцем, затем был предельно лоялен власти при звиадистах, потом активно поддерживал созданную Эдуардом Шеварднадзе партию “Союз граждан”, а после “революции роз” стал членом “Единого национального движения” Михаила Саакашвили, от которой и был избран в действующий парламент. В ноябре 2014-го его заявление о вступлении в правящую партию “Грузинская мечта” было удовлетворено.
Почему Георгий Квирикашвили решил поддержать в Джавахке именно Энзела Мкояна, сказать трудно. Но этот выбор в Ахалкалаки и Ниноцминде приветствовали далеко не все. Когда премьер приехал в Джавахк представлять своих кандидатов, предвыборный митинг едва не сорвался. Группа “оппонентов” призвала главу государства объяснить, в чем именно заключаются достоинства выбранного им кандидата. Руководил “оппонентами” депутат парламента, бывший начальник полиции Ахалкалаки Самвел Петросян, до недавних пор демонстрировавший властям предельную лояльность. “Они представляют кандидата, который ровным счетом ничего не сделал для Ахалкалаки. У нас это вызывает гнев”, - утверждал он. Самое интересное то, что пока Петросян выкрикивал в сторону премьера критические лозунги, его сын - следователь местного отделения полиции Андраник Петросян - стоял по правую руку главы правительства, представляя на трибуне его команду. Интрига заключалась в том, что Самвел Петросян, согласно слухам, искренне надеялся на то, что партия власти выдвинет кандидатом в депутаты его сына. Но в последний момент что-то изменилось, и бывший полицмейстер резко переметнулся в оппозицию.
Настроение Петросяна испортилось еще больше, когда он узнал, что в пропорциональный список правящей партии включено имя его давнего соперника Самвела Манукяна. За ним в списке закреплено проходное 23-е место. Манукян - один из лидеров умеренного крыла организации “Общенародное движение Единый Джавахк”, созданной в марте 2005 года Ваагном Чахаляном. Результатом его активной общественной деятельности стало возбуждение сфабрикованного уголовного дела, связанного с якобы сокрытыми налогами. Возбуждение этого дела в Ахалкалаки многие связывают с личностью Самвела Петросяна. Второй кандидат-армянин в списке партии власти – депутат нынешнего парламента Руслан Погосян. Его 19-е место можно смело считать проходным. Погосяна джавахкцы знают плохо, потому как за четыре года законотворчества он ничем особым не прославился.
“Грузинская мечта” имеет ресурс для проведения в парламент троих наших соотечественников. Вероятность избрания депутатами армян от оппозиционных партий представляется весьма призрачной. Выдвинутый саакашвилиевским “Единым национальным движением” бывший начальник полиции Ниноцминды Арсен Карапетян, скорее всего, без особого боя уступит в округе Энзелу Мкояну. 31-я позиция в партийном списке Карапетяну мандата не сулит. Есть армяне также в списках Республиканской партии, союза “Национальный форум”, “Альянс патриотов Грузии” и блока “Государство для народа”. Но шансов на успех у них нет никаких. В случае справедливых и прозрачных выборов определенные шансы мог бы иметь выдвинутый инициативной группой независимый беспартийный кандидат Арташес Паланджян, возглавлявший некогда социальную службу района. Но в Джавахке на проведение прозрачных выборов рассчитывать трудно. В Ахалкалаки и Ниноцминде никогда еще не побеждал кандидат, избрание которого не было санкционировано властью.
Таким образом, в будущем законодательном органе Грузии армян, по-видимому, будет столько же, сколько в нынешнем. Трое этнических армян будут стараться представлять общину или хотя бы делать вид, что представляют. Следует признать, что еще месяц назад с трудом верилось в то, что грузинским армянам удастся сохранить нынешнее представительство в парламенте. Поводы для пессимистичных прогнозов породили измненения, внесенные в конце прошлого года в Избирательный кодекс. Действовавшая до декабря прошлого года система формирования избирательных округов нарушала принцип равноправия. В одном округе число избирателей могло ограничиваться 6-ю тысячами, а в другом – достигать почти ста тысяч. Заметив это несоответствие, парламент постановил, что в каждом из округов должно быть по 47 тысяч избирателей. Трое депутатов-армян вначале не заметили в проекте ничего подозрительного и очнулись только когда узнали, что готовится объединение двух армянонаселенных округов Джавахка в один. Причем все было сделано так быстро, что депутаты-армяне даже не успели опомниться.
Число избирателей Ахалкалакского округа намного превышает предусмотренные законом 47 тысяч. А вот в соседнем армянонаселенном Ниноцминдском избирателей меньше. Как известно, армянских сел немало также в соседних Ахалцихском и Аспиндзском районах. Вот если бы эти села присоединили бы в Ахалкалакскому округу, а несколько ахалкалакских сел отдали бы Ниноцминде, вопрос решился бы совершенно безболезненно. Но поступить решили совсем иначе. 17 армянских сел Ахалкалакского района отдали не Ниноцминдскому округу, а грузинонаселенному Боржоми. В Джавахке опасаются, что впоследствии эти 17 армянских сел будут переданы Боржомскому району. Эксперты Венецианской комиссии еще год назад предупредили грузинских парламентариев о том, что укрупнение округов ни в коем случае не должно происходить в ущерб интересам этнических общин. Они предложили для регионов, населенных представителями национальных меньшинств, при формировании округов сделать исключение. Но разработчики законопроекта пренебрегли рекомендацией, ущемив, таким образом, гражданские права джавахкских армян.
Хотя лидеры “Грузинской мечты” и постарались исправить собственную ошибку, компенсировав джавахкцам утраченный округ лишним проходным местом в партийном списке, прогнозы относительно уровня вовлеченности грузинских армян во власть удручающи. Уже в 2020-м году может сложиться ситуация, при которой в грузинском парламенте Джавахк вообще не будет представлен. Дело в том, что согласно договоренности, достигнутой в прошлом году властью и оппозицией, до парламентских выборов 2020-го года Грузия должна перейти на исключительно пропорциональную систему проведения выборов. Джавахкцам придется голосовать не за кандидатов, а за партии, в списках которых армяне могут быть, а могут и не быть. Даже если в пропорциональных списках и окажутся наши соотечественники, подотчетны они будут не избирателям, а прежде всего партиям. Давно замечено - депутаты, избираемые от джавахкских округов, более последовательно отстаивали интересы своих армянских избирателей, нежели те, которые проходили до сих пор в грузинский парламент по партийным спискам. Так что предстоящий переход на стопроцентную пропорциональную систему правления станет еще одним ударом по интересам армянской общины.
Артем Ерканян
Добавить комментарий