Альакрам Гумматов в Ереване и Степанакерте: ознакомительный визит…

13 ноября, 2013 - 11:33

В Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане продолжают обсуждать состоявшийся в минувшем сентябре визит в Ереван и Степанакерт признанного лидера Талышского национального движения Альакрама Гумматова.

24 сентября в Ереванском государственном университете он принял участие в открытии программы «Талышеведение» и сделал ряд важных заявлений. Заинтересованный обмен мнениями продолжился затем в Нагорном Карабахе, что знаменательно вдвойне: в начале 1990-х годов Гумматов был одним из видных активистов Народного фронта Азербайджана (до прихода к власти команды радикалов во главе с Абульфазом Эльчибеем).

Впервые имя Гумматова стало широко известно еще в «позднем» Советском Союзе, когда в ходе январских выступлений 1990 года, возглавив отделение НФА в Ленкорани, он фактически на протяжении некоторого времени возглавлял власть в этом древнем городе, историческом центре Талышского края. В советские (и постсоветские) годы область древней земледельческой культуры, населенная преимущественно талышами (Ленкоранский, Астаринский, Лерикский, Масаллинский, Ярдымлинский районы), стала обезличенно именоваться «южным регионом» Азербайджана.

В начале 1990-х годов Альакрам Гумматов во главе так называемого «Ленкоранского полка» принимал активное участие в боевых действиях против Нагорно-Карабахской Республики. На рубеже 1992-1993 гг. он был даже заместителем министра обороны Азербайджана. Согласно собственному позднейшему признанию, в тот период он искренне считал эту страну своей родиной. Отвечая в ходе недавней поездки в Степанакерт на соответствующий вопрос карабахского журналиста, Гумматов не без волнения в голосе ответил: «Наша бригада из талышей воевала, не нарушая Женевские конвенции. Мы мужественно воевали и сегодня можем по-мужски дружить».

Однако ситуация в охваченном кровопролитными конфликтами Закавказье первых постсоветских лет менялась динамично и драматично. За летними успехами азербайджанской армии 1992 года последовали все более эффективные контратаки карабахских сил самообороны. Летом 1993 года в Азербайджане возник серьезный военно-политический кризис, начало которому положил мятеж полковника Сурета Гусейнова в Гяндже с дальнейшим походом на Баку. В ситуации начинавшегося хаоса и анархии Альакрам Гумматов сделал все возможное для того, чтобы обеспечить безопасность и будущее родного края. 21 июня 1993 г. он выступил по телевидению Ленкорани, объявив о создании на территории семи южных районов Азербайджана Талыш-Муганской Автономной Республики. Со дня провозглашения и до конца ТМАР действовала исключительно на основе законов и Конституции Азербайджана – цели выхода из состава Азербайджана лидерами Талышского движения не ставилось. Чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с основными положениями «Конституционного закона о Талыш-Муганской Автономной Республике в составе Азербайджанской Республики», принятого 7 августа 1993 года в ходе первой сессии народного меджлиса, представлявшего в равной степени все народы региона.

«Выступление Гумматова… трудно квалифицировать как сепаратистское, так как ни он сам, ни его сторонники не заявляли о намерении отделить юг страны от Азербайджана. На вышедшей временно из-под контроля Баку территории не наблюдалось никакого противостояния и розни между талышами и азербайджанцами. Провозглашение ТМАР… несло угрозу не столько целостности, сколько унитарности Азербайджана», – полагает политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков. Однако долго просуществовать этой автономии (имевшей, напомним, предшественника в виде Муганской Республики 1919-1920 гг.) было не суждено. В силу объективных и субъективных факторов (в числе которых была и искусная игра нового старого бакинского лидера Гейдара Алиева) Талыш-Муганская Автономная Республика прекратила свое существование. Тем не менее, она стала важным событием в новейшей истории не только талышского народа, но и всего Закавказья.«Мы хотели подать пример, показать, что самоопределение народов также является принципом международного права и что достичь этого возможно», – так характеризует теперь логику своих действий двадцатилетней давности Альакрам Гумматов.

9 декабря 1993 года он был арестован в Азербайджане за «антигосударственную деятельность», однако спустя год ему удалось совершить побег из тюрьмы. Повторный арест в августе 1995 года обернулся смертным приговором, но спустя два года приговор был «смягчен» до пожизненного тюремного заключения. В 2003 году очередной суд приговорил Гумматова (с 1995 года – сопредседателя Партии равенства народов Азербайджана) уже к 15 годам лишения свободы. Интересно, что в обвинительном заключении ни о Талыш-Муганской автономии, ни о «сепаратизме» упомянуто не было. Лидера Талышского движения обвинили в создании незаконных вооруженных формирований – явлении, повсеместном для Азербайджана первых постсоветских лет. За решеткой оказались также более 40 его близких родственников. Все эти судилища сопровождались протестами со стороны, главным образом, различных европейских организаций, и в сентябре 2004 года указом Ильхама Алиева талышский политик был помилован, а следом – лишен азербайджанского гражданства и выслан в Нидерланды, где обосновалась его семья. С тех пор Гумматов живет в Гааге, где занимается научной и общественной деятельностью как глава организации «Талышское национальное движение».Нынешняя поездка Альакрама Гумматова в Армению и Нагорный Карабах логична и закономерна. В Ереване, как уже было сказано, он принял участие в открытии магистерской программы по талышеведению, открытой усилиями кафедры иранистики Ереванского государственного университета, возглавляемой профессором Гарником Асатряном. В течение последних нескольких лет усилиями того же центра, обладающего широкими научными связями в Европе, Иране и России, были проведены две научные конференции по талышеведению. Регулярный характер приняли издательские, культурно-просветительские программы (например, готовится перевод на талышский язык Корана). В 2012 году на территории Нагорного Карабаха начала работать радиостанция «Голос Талышистана», вещающая на талышском и частично азербайджанском языках и собравшая за короткий срок немалую аудиторию.В настоящее время Армения является одним из немногих (если не единственным) талышеведческим центром в мире. Талыши являются важной составляющей иранской этнокультурной мозаики на обширной территории Кавказско-Каспийского региона и Передней Азии. На Кавказе это четвертый по численности народ – несмотря на то, что данные о численности талышей на территории современного Азербайджана регулярно (еще с советских времен) радикально занижаются. В ходе встречи со студентами Арцахского государственного университета Гумматов с сожалением констатировал, что при авторитарном режиме в Азербайджане талыши оказались в очень сложном положении: они подвергаются дискриминации и им грозит ассимиляция. Решение проблем коренных народов Азербайджана неизменно виделось им в предоставлении им прав на самоуправление, предполагающих «право читать и писать, получать начальное, среднее и высшее образование на родном языке, иметь собственные теле- и радиоканалы, изучать и развивать историю и культуру, традиции и обычаи своего народа…»

Конечно, общие политические рамки, которые позволят все это реализовать – вопрос особый. Будучи политическим эмигрантом, лидер Талышского национального движения давно отказался от вооруженных методов борьбы, делая акцент на необходимости политического диалога, направленного в том числе и на решение карабахского вопроса. «Не дай Бог, чтобы снова началась война. Мы не хотим войны. Я сам лично участвовал в боевых действиях, однако мы поняли, что это нечестная, несправедливая война. Мы против войны и применения оружия. Мы должны сделать все для достижения крепкого мира, чтобы в будущем наши дети не страдали, жили в мире и спокойствии», – отметил он в ходе пребывания в Степанакерте.В этом контексте адресованные Армении обвинения со стороны некоторых «горячих голов» в Баку в поддержке «талышского сепаратизма» выглядят, мягко говоря, неубедительно. Вряд ли кто-либо в Армении или Нагорном Карабахе собирается вмешиваться во внутренние дела соседней страны, определяя, быть ей унитарным государством или же федеративным. Другое дело – объективные тенденции, которым не может сопротивляться даже такой опытный политик, как Реджеп Тайип Эрдоган. Он выступает с пакетом реформ, включающим, в том числе и учет политических, гражданских и культурных прав курдов, являющихся, как и талыши в Азербайджане, крупнейшим национальным меньшинством (а точнее – коренным народом) страны проживания…Штатные пропагандисты, обзывающие (иного слова не подобрать) Гумматова «рупором пропагандистской деятельности Армении», «винтиком в руках врагов Азербайджана», не в состоянии задуматься о причинах столь существенной эволюции взглядов человека, 20 лет тому назад сражавшегося за интересы Азербайджана. Причем воевавшего неплохо. «По общему мнению, «гумматовцы» зарекомендовали себя в боях с самой лучшей стороны, оттеснили армянские ополчения из нескольких сел», – пишет Расим Агаев на сайте haqqin.az. Сейчас Альакрам Гумматов признает: «Мы допустили ошибку, чего-то не поняли. Мы считали Азербайджан своей родиной, ради него готовы были даже на смерть, однако родина должна также заботиться о нас, а если она отказывается, то мы построим свою родину – Талышистан». И далее: «У нашей молодежи уже есть самосознание, нас не смогут больше остановить. Мы будем говорить на талышском языке, мы будем бороться за нашу независимость».Казалось бы, именно Азербайджан, а не Армения должен был стать региональным центром талышеведения. Однако все наоборот: притеснения гражданских и общественных активистов, журналистов и рядовых граждан идут по нарастающей. Напомним: в феврале 2007 года по абсурдным обвинениям был арестован известный ученый-лингвист, деятель Талышского национального движения, главный редактор газеты «Толыши садо» Новрузали Мамедов. В августе 2009 года он умер вследствие неоказания надлежащей медицинской помощи в бакинской тюрьме, после чего последовали многочисленные унижения семьи погибшего. Совсем недавно Гилал Мамедов, сменивший Новрузали Мамедова на посту главного редактора «Толыши садо», был осужден на пять лет строгого режима по целому «букету» разнообразных обвинений – от наркоторговли до шпионажа в пользу Ирана. Директор института мира и демократии в Азербайджане Лейла Юнус связывает преследования журналиста с его правозащитной деятельностью, отстаиванием прав невинно осужденного за шпионаж в пользу Ирана профессора Новрузали Мамедова. «После смерти профессора в результате пыток в заключении Гилал Мамедов стал заниматься его реабилитацией и возглавил газету «Голос Талыша», – напоминает Лейла Юнус. В России Гилала Мамедова сделал знаменитым ролик о традиционном жанре мейханы (народная песенная импровизация) «Ты кто такой? Давай, до свидания», чего, по всей видимости, ему простить также не смогли. На протяжении всего судебного процесса Мамедов свою вину последовательно отрицал, называя предъявляемые ему так называемые обвинения «ложью и постановкой».Впрочем, судебные преследования и гонения, которым власти Азербайджана подвергают гражданских активистов из числа коренных народов Азербайджана, способны вызвать ответную реакцию. Она может проявляться так, как это произошло в ходе закончившегося массовой дракой матча команды «Хазар-Ленкорань» и бакинского «Нефтчи». На стадионе был поднят большой плакат-лозунг в поддержку местной команды на талышском языке, а после окончания матча состоялись демонстрации и шествия, направленные на отстаивание собственной национальной идентичности.Ожесточенная перепалка футбольных фанатов может являться свидетельством определенных проблем не только в социальной сфере (что характерно скорее для Европы), но в первую очередь – в сфере межэтнических отношений. И вовсе не удивительно, что «карнавальная свобода» массовых зрелищ сменяется устремлениями иного характера и иного порядка. Талышские активисты с интересом следят за процессом государственного строительства в Нагорном Карабахе. Результаты национальной борьбы карабахцев очевидны, отметил Гумматов в ходе встречи с главой парламента НКР Ашотом Гуляном. В то же время вероятное возобновление боевых действий в регионе не может не беспокоить людей, искренне и последовательно стремящихся к миру на Южном Кавказе. Лидер Талышского движения допускает возможность возобновления войны между Азербайджаном и Нагорным Карабахом в среднесрочной перспективе, связывая это с исчерпанием роли Азербайджана в качестве поставщика и транзитера энергоресурсов на европейские рынки. На вопрос, поддержат ли талыши возможные военные действия против карабахских армян, Гумматов ответил, что, учитывая авторитарный режим в Азербайджане, полностью остаться в стороне от конфликта будет трудно. Но если появится воззвание о неучастии талышской молодежи в войне, то он подпишет его первым.

Таким образом, лидеры Талышского движения последовательно отстаивают мирные, политические методы решения существующих проблем. «Наш народ также мечтает о создании собственного национального государства, и на осуществление этой мечты направлено Талышское национальное движение», – говорит Альакрам Гумматов. В качестве возможных конкретных шагов в этом направлении вполне вероятно создание правительства Талышистана в изгнании, а также открытие представительства Талышского национального движения в Степанакерте. Соответствующие организационные и иные вопросы могут быть решены в относительно короткие сроки.Вопросы национальной идентичности имеют определяющее значение для будущего многонациональных государств. Поиск оптимального баланса между интеграцией в рамках гражданской нации и необходимостью сохранения этнокультурной идентичности не может осуществляться методами силового подавления и репрессий. Чем больше сила действия, тем больше сила противодействия – правило, справедливое отнюдь не только для физики.

Андрей Арешев, по материалам: Ноев Ковчег

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image