АРХИТЕКТОР БУНИАТЯН - ПЕРВЫЙ ГЛАВНЫЙ
Николай Буниатян - один из ведущих армянских зодчих первой половины XX века плодотворно сочетал научно-исследовательскую и педагогическую работу с практической деятельностью
В Национальном музее архитектуры имени Александра Таманяна открылась выставка "Забытые страницы блестящей истории", посвященная жизни и творчеству первого главного архитектора Еревана Николая Гавриловича Буниатяна. В экспозиции представлено около 100 экспонатов - писем, фотографий, документов, эскизных проектов, чертежей зодчего.
ПО СЛОВАМ ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ АНУШ ТЕР-МИНАСЯН, НАЗВАНИЕ ВЫСТАВКИ ВЫБРАНО НЕ СЛУЧАЙНО. "К сожалению, жизненный путь одного из лучших армянских архитекторов известен узкому кругу специалистов. К примеру, многие думают, что первым главным архитектором Еревана был Александр Таманян. Но это не так. Таманян пригласил Буниатяна в Ереван и предложил ему стать главным. Мало кто знает, что Николай Гаврилович не имел собственного дома и до конца своих дней жил по найму, что ему жизнь спас Каро Алабян и т д. Хочу поблагодарить супругу внука Буниатяна Изабеллу Мурадян за помощь в организации выставки. Она подарила также музею две акварельные работы и чертежи обмера Ереруйкской базилики, выполненные Николаем Гавриловичем".
Николай Буниатян, один из ведущих армянских зодчих первой половины XX века, плодотворно сочетал научно-исследовательскую и педагогическую работу с практической деятельностью. Его творчеству принадлежат исследования и фиксация памятников русского и армянского зодчества, проекты различных гражданских, в большинстве своем осуществленных в натуре зданий, научные труды и статьи. Талантливый зодчий, педагог и организатор, он сыграл важную роль в становлении советской архитектуры Армении 20-30-х годов, в воспитании национальных кадров.
Буниатян родился 7 сентября 1884 года в Тбилиси. После получения среднего образования в Реальном училище Баку он поступил сперва в Одесское художественное училище, а затем в 1907 году на архитектурный факультет Санкт-Петербургской академии художеств, который с успехом окончил в 1914 году со званием архитектора-художника.
БУДУЧИ ЕЩЕ СТУДЕНТОМ, Н.Г.БУНИАТЯН ПО РЕКОМЕНДАЦИИ А. В. ЩУСЕВА был привлечен к работе по изучению памятников древнерусского зодчества. В 1911-1912 годах он был командирован Петербургской археологической комиссией и Академией художеств в Новоладожский уезд, где им было обследовано и обмерено около 15 культовых памятников деревянного и каменного зодчества XV-XVII веков. В 1912-1913 годах Буниатян обмерил церковь Архангела Гавриила (Меньшиковская башня) в Москве. Свои обмеры он, как правило, дополнял красочными акварелями, отражавшими всю гамму тональности строительного материала и колорит природной среды.
В 1914 году Н.Г.Буниатян привлекается академиком Н.Я.Марром к работам по изучению памятников Древней Армении. В течение двух лет он исследует ряд эпохально важных произведений армянского зодчества в Ани и его окрестностях. К этому периоду относится и изучение им храма огнепоклонников в Сураханах близ Баку.
В 1924 году по инициативе Александра Таманяна правительство Армянской ССР приглашает Буниатяна на должность главного архитектора Еревана, в которой он проработал свыше 13 лет. Это были годы его наиболее плодотворной творческой деятельности. Буниатяну пришлось не только организовывать техническую базу для восстановления разрушений после Первой мировой войны, но и закладывать основы нового Еревана, его промышленности, жилого фонда и общественных зданий нового типа. В созданной им при техническом отделе горсовета архитектурной мастерской разрабатывались проекты планировки отдельных районов Еревана и населенных мест Армении, жилых и общественных зданий.
По проектам Буниатяна в Ереване и в других городах республики построено более семидесяти зданий различного назначения, таких как банк, гостиниц, школьные и лечебные здания, цирк, фабрики и заводы, пожарное депо и др. Достаточно отметить два замечательных сооружения столицы - гостиниц "Ереван" и "Севан" (гостиницу "Севан" почему-то варварски разрушили десяток лет назад архитектурные власти столицы).
Николай Гаврилович многие годы был профессором и заведующим кафедрой архитектуры технического факультета Ереванского государственного университета. Он обращал внимание студентов на необходимость освоения богатого наследия национального зодчества. По его мнению, стилистические черты архитектурных памятников Армении, гармония их объемно-пространственных форм, взаимосвязь формы и конструкции, особенности строительных материалов и творческие методы народных мастеров имели большое прогрессивное значение для современной архитектуры.
УЧАСТИЕ БУНИАТЯНА В ВОЗГЛАВЛЯЕМЫХ ТАМАНЯНОМ Обществе изобразительных искусств Армении и Археологическом комитете по охране памятников и постоянный контакт со специалистами различных отраслей искусства благоприятствовали расширению его кругозора и активизации научных изысканий. В эти годы он систематически обмеряет древние и средневековые сооружения Армении, собирает материал для монографий, посвященных наиболее важным памятникам и различным проблемам истории армянского зодчества. Ему принадлежит исследование армянского языческого храма в Гарни и приоритет составления первого обобщающего труда - "Очерка истории армянской архитектуры", опубликованного в 1950 году, после его смерти.
"Художественное богатство и технические возможности естественных строительных материалов в произведениях Буниатяна получили особое звучание, - сказала А.Тер-Минасян. - Он мастерски сочетал различные по цвету и обработке камни со штукатуркой, что придавало легкость или весомость зданию, акцентировало отдельные его части (жилые дома на пересечении улиц Налбандяна и Туманяна). Поиски новых объемно-композиционных форм, по его мнению, были немыслимы без применения современных искусственных материалов, в особенности железобетона, имевшего большие конструктивные возможности. Творческая работа в этом направлении дала положительные результаты в здании Сельскохозяйственного банка в Ереване, аркада интерьера операционного зала которого выполнена из железобетонных конструкций".
На выставке представлено и богатое литературное наследие Буниатяна. Оно не только знакомит с архитектурно-художественными достоинствами изученных им исторических памятников, но и с результатами его аналитических исследований о путях развития армянского зодчества и его значении в истории мировой культуры. Ряд статей посвящен древнеармянскому зодчеству и памятнику Гарни. К сожалению, исследования "Старый Ереван в эпоху господства Ирана", "Национальные формы социалистической архитектуры" и другие остались незаконченными.
Тигран МИРЗОЯН
Добавить комментарий