Косово, Курдистан, Каталония: свобода «своих» и «чужих» по рецептам США
Вопль отчаяния президента Сербии Александра Вучича, после того, как последовало заявление Европейской комиссии о том, что происходящее вокруг испанской области Каталонии и сербского края Косово и Метохия «нельзя сравнивать», вернул не только Запад, но и весь мир к тому, что происходило и в 90-е годы в Крыму, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, и в те же 90-е годы в бывшей Югославии, да и к недавнему курдскому референдуму в Северном Ираке, и крымскому — в Крыму!
Вучич безоглядно подчеркнул, что именно на таком сравнении со стороны Запада прецедентов КосМета и Каталонии наглядно видно, что в мире действуют пресловутые двойные стандарты и насколько лицемерна мировая политика. СМИ сообщили, что 2 октября Вучич выступил на совместной пресс-конференции с президентом Греции Прокописом Павлопулосом и заявил, что у каждого гражданина Сербии сегодня есть всего один вопрос к ЕС — как это может быть, что в случае Каталонии референдум о независимости не имеет силы, а в случае с КосМетом отделение возможно и без референдума? «Как вы могли объявить легальным отделение Косово даже без референдума, и как 22 страны ЕС могли легитимизовать это отделение, разрушая этим европейское право и его фундамент, на котором зиждется европейская политика?», — задал вопрос сербский президент.
Смотрим дальше — один из столпов этой самой мировой политики, а именно Израиль, как минимум с 2013 года вполне публично озвучивал идею о «необходимости» создания курдской государственности. Причём — практически, на чужих землях, к примеру, город и провинция Найнава современного Ирака, сейчас оккупированные курдскими «пешмерга» Масуда Барзани, на деле ни что иное, как всем прекрасно известная столица Ассирии Ниневия. Спрашивается — ну и на каком основании ассирийскую Ниневию кто-то будет в дальнейшем признавать «Курдистаном»?! Тем не менее, и сейчас Израиль — чуть ли не единственная страна мира, которая не просто приветствует курдский референдум от 25 сентября 2017 года, но и продолжает помогать клану Барзани и продолжает продвигать Курдский вопрос в самые высшие сферы мировой политики. В то же время тот же Израиль поддерживал (с 1992 года) и продолжает поддерживать Азербайджан в вооружённом противостоянии с армянами Нагорного Карабаха. И именно Израиль дал старт ранее небывалой, беспрецедентной гонке вооружений в этой части Закавказья. Хотим напомнить, что первым многомиллиардные контракты на поставку современных вооружений с Баку заключил именно Израиль — и израильские вооружения в полной красе себя показали как раз во время резкого обострения военных действий в апреле 2016 года.
Понятно, что Вучич говорит о своём наболевшем — и ему нельзя отказать в этом праве. Но проблема в том, что у Запада лицемерие с двойными, а то и тройными стандартами проявляются не только в отношении бывшей Югославии и нынешней Сербии. В том же 2008 году, когда США и их европейские сателлиты с восторгом призывали всех, в том числе — и Армению, «признать» албанскую государственность на сербских исторических землях, как известно, в результате августовской агрессии Грузии против Южной Осетии Россия и ряд других государств предприняли шаги по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. Но Запад не только отказался, вслед за «албанским Косово», признать Абхазию и Южную Осетию, но ещё и отклонил предложение России выработать единый подход к вопросам типа КосМета, Абхазии и Южной Осетии. А самым различным представителям Армении, начиная с властей и кончая представителями пресловутвых «неправительственных организаций» (НПО), на самых различных уровнях было строго-настрого приказано: ни-ни! — не сметь даже сравнивать «вопрос Косова» с проблемой Нагорного Карабаха, потому что это «совершенно разные вопросы».
Между тем, так сказать, схожести и различия во всех упомянутых случаях реально есть. И главное заключается в том, что если в действительности выражается волна какого-то народа к самоопределению, то в этом случае Запад, как правило, реагирует резко негативно. А вот когда нужна «независимость» этнической группы, зависящей от Запада и Израиля, да ещё на чужих землях — вот тогда Запад идёт на всё, даже — на бомбардировки Югославии бомбами с обеднённым ураном. Про Северный Ирак все наслышаны — нефть, газ… И вообще — очень гипер-выгодное стратегическое положение в регионе. Шутка ли — самая богатая (в своё время) часть прекрасно всем известного из истории Междуречья. Про КосМет знают меньше. А ведь по своим природным ресурсам край является богатейшим регионом Балканского полуострова. На его территории расположены крупные залежи полезных ископаемых: свинца, цинка, никеля, кобальта, бокситов и магнезита. Запасы редких минералов: индий, кадмий, германий, таллий и зеолит. Месторождения лигнита (бурого угля) оцениваются более чем в 15 миллиардов тонн, что даёт КосМету возможность вести их эксплуатацию в течение сотен лет, развивая энергетику. Разве на этом фоне странно, что сейчас, по некоторым данным, в ряде сфер в КосМете «присутствует» и капитал архитектора уничтожения Югославии — бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт?
А есть ли в КосМете «след» Израиля? Вопрос трудный. Прямых «следов» нет. Но когда из публикаций узнаёшь, что долгое время в КосМете «зарабатывали» на торговле человеческими органами, и что этот «бизнес» контролировали такие албанские «политические лидеры», как Хашим Тачи и Рамуш Харадинай — публичные «главы независимого Косова», а в мире существует целая цепочка систем «чёрных трансплантологов», один из центров которой. именно в Израиле, а второй был идентифицирован и прикрыт властями Азербайджана, то возникают вполне логичные вопросы. «Мост» переброски органов, зачастую вырезавшихся у ещё живых неалбанцев, был логичен — из КосМета в Албанию, из Албании в Турцию и далее — в Израиль. Помнится, бывшая прокурор Гаагского трибунала по Югославии Карла дель Понте даже призналась в этом. Жаль, что только после того, как её «ушли» из Гаагского трибунала — в мемуарах. Когда же она возглавляла обвинение Гаагского трибунала, она не посмела пойти против спонсоров «албанской независимости» и привлечь множество «хашмов тачи» и «рамушев харадинаев», ставших впоследствие «премьер-министрами» «независимого Косово», к ответственности за преступления против человечности. Зато в переизбытке привлекала к ответственности и, в сущности, способствовала умерщвлению в тюрьме сербов.
Убийства осетин и российских военнослужащих-миротворцев в Южной Осетии в августе 2008 года Западом замалчивались. Убийства курдами Барзании, например, иракских езидов — тоже. Убийства сербов и других православных на Балканах и на Донбассе — тоже. Взять тот же пример с городом Сребреница, возведённый Западом в «пример геноцида мусульман». Опустим то, что уже известна неблаговидная роль нидерландских и английских «миротворцев из НАТО», стоявших возле этой Сребреницы. Оказывается, городок-то этот — не прост. И до того, как Запад начал вопить о массовых захоронениях мусульман в окрестностях Сребреницы, там мусульмане вырезали сербов. А Запад молчал… Запад молчит до сих пор, хотя Армения и Нагорный Карабах обращали внимание и Запада и всего мирового сообщества на то, что в апреле 2016-го со стороны Азербайджана и воевали лица, которые до этого «набирались опыта» в рядах группировки «Исламское государство» (ИГ) в Сирии, и были проявления именно «иголовской» жестокости, глумления над трупами и так далее. Запад молчал, когда неонацисты Украины пытались залить кровью Крым после госпереворота в 2014 году. Запад молчит, когда Украина продолжает военные операции с использованием тяжёлых вооружений на Донбассе и почти каждый день убивает гражданское население. Но Запад вопит что-то нечленораздельное в ответ на то, что Крым по совершенно законному референдуму решил свою судьбу — не быть с неонацистами и воссоединиться с Россией.
Вернёмся к Каталонии, КосМету и Северному Ираку. Каталонцы — это Каталония. И там своя история взаимоотношений с Кастилией — то есть Мадридом. При том, что языковых и религиозных различий между кастельянос (испанцами) и каталанс (каталонцами) не столь уж много. Кстати, часть исторической Каталонии — во французском департаменте Восточные Пиренеи, так что?!
Тут проблема почти та же, что и у басков — только вот баски вообще не из романоязычных народов. А Каталония стала частью Кастилии всего лишь в результате династических браков. Ощущаем разницу между Каталонией и хотя бы той же Эускади — Страной Басков? У басков — века самостоятельных королевств, вплоть до отъезда Анри дю Наварр (Генрих Наваррский) в Париж, чтобы стать первым Бурбоном на французском престоле. У басков — многие этапы вооружённой борьбы, то с испанскими королями, то с режимом Франко. Разница между Каталонией и КосМетом, а тем более — с многострадальным Междуречьем, намного существенней — в Каталонии никто веками никого не геноцидировал. В КосМете и Северном Ираке геноциды продолжаются и сейчас. Ещё больше разницы между Каталонией и постсоветскими автономиями (давайте не будем забывать, что когда-то и Приднестровье было автономией в составе СССР, пока советские войска не вступили в Кишинёв в 1940 году).
Так что господа с Запада в чём-то правы — действительно, сравнивать тот же КосМет, допустим, с Абхазией или Нагорным Карабахом это верх наивности. Сербов, абхазов и армян Нагорного Карабаха Запад в упор не хочет видеть — каталонцев не будет видеть, правда, по другой причине, но тоже вряд ли увидит. Ведь прецедент каталонцев в Испании взорвёт и их соплеменников во Франции. А искры пойдут в Эускади и Галисию, оттуда — снова на Британские острова, и т. д. Не видит и русских Крыма, русских и казаков Донбасса. А вот своих марионеток в КосМете и Северном Ираке — видит. Замечает. Активно помогает. В одном случае — людей можно обозвать (вслед за Турцией) «террористами». В другом — «сепаратистами». Но в третьем — это «законная борьба оппозиции (а затем народов) за свободу от режима диктатуры» и так далее, и тому подобное. Что можно приручённой челяди — нельзя остальным. Зато можно фабриковать искусственные страны-лимитрофы, да ещё на территориях других этносов — албанское Косово, или вот — ожидающийся независимый Курдистан в Ираке, в Междуречье. Вучич буквально срывается в истерический плач. «Что теперь? Какой вопрос задам я когда поеду в Брюссель? Чем мы, сербы, заслуживаем худшего отношения?», — процитировало слова Вучича белградское издание «Политика». Наверное, нельзя, чтобы во главе стран вставали подобные наивные люди. Вучич, как и все главы Югославии-Сербии в постмилошевичское время, усиленно хотят быть «хорошими» для Запада — в частности, для Европы. А Западу плевать на чужих, «не своих» — и все восточные христиане для Запада чужие. Это очень ярко проявилось, когда Запад упорно молчал про убийства и иные репрессии против христиан в тех же Ираке и Сирии.
Сергей Шакарянц (Ереван)
Добавить комментарий