Народы Новосибирской области: казахи и армяне

13 ноября, 2017 - 14:10

Сегодня в Новосибирске откроют мультимедийный парк «Россия – моя история». Это не просто музей, в нем нет привычных экспонатов под стеклом. Об истории страны от Рюриковичей до нового времени рассказывать и показывать будут с помощью цифровых технологий – сенсорных экранов, интерактивных карт, проекторов. И обязательно в каждой экспозиции – рассказ о событиях, происходивших на территории нашего региона. О народах, живших здесь, например, 300 лет назад. Тогда в степях – сейчас это юг области – обосновались казахи. Там и сейчас есть аулы. А 30 лет назад к нам массово переезжали армяне. На новосибирской земле, как на многоцветном ковре, переплелись узоры самых разных национальностей.

Обряд разрезания пут с участием самых уважаемых членов общины – старейшин – и сегодня обязательный в казахском ауле.

Дюйсинбек Кайдаров, старейшина казахской общины аула Карасарт: «Испокон веков. Чтобы он не спотыкался, шел правильно, по верному пути, чтобы у него всё было хорошо».

Здесь традиции – и дань мусульманской вере, и часть быта. К примеру, местная мера богатства – такой сундук с отрезами ткани.

Салабаш Тлеулесова, жительница аула Карасарт: «Куда поедем – покупаем. Где кто дарит. Если какой гость приедет – желательно, дарится. Детей женим, для внуков. Если не переживем свадьбы внучат, то на черный день стараемся держать. Женщина если уходит, то обязательно эти отрезы в пакеты кладутся и даются женщинам, почти всем. Сейчас на платье не подари – обидятся. Уезжают – даже на платье отрез не дали».

На платье – или на курак корпе. Изделия в технике лоскутного шитья из войлока или ткани – древнее национальное рукоделие. Такую технику – символичное собирание кусочков в единое целое – используют разные народы. Но эти яркие, контрастные фигуры и узоры, навеянные природой – здесь и рога, и крылья, и растения, – не спутаешь. Когда-то в казахских юртах все вещи были на виду и хозяйки каждую стремились украсить. В юртах давно не живут, но ритм орнамента и цвета сопровождает казаха и сегодня.

Еще одна примета казахского дома – запасные постели для гостей. Такой разноцветный «пирог» собирается годами. Невестка привезет приданое, внукам сошьют матрас на память. Для «конака» (гостя) всегда будет и стол, и кров. Гостеприимство у казахов в крови. Кочевник знает, как важна поддержка в степи, а этот народ кочевал сотни лет – так и пришел в Западную Сибирь. Некоторые задержались в степях на юге Новосибирской области. А в начале прошлого века сюда переселялись массово – прочь от насильной коллективизации. «Откочевников» встречали в новосибирских аулах у границ с Казахстаном.

Дюйсинбек Кайдаров, старейшина казахской общины аула Карасарт: «Это места наших предков. Мы живем в России, это родина наших предков. Допустим, 10-е колено (я – 11-е) – с Оренбуржской, с Орска приехали они. 1750 год – около 250 лет – все мы здесь».

Мнацакан Сагателян, председатель армянской общины р. п. Колывань: «Россия – уже вторая родина, потому что мы сейчас живем в России, по законам Российской Федерации, и наши внуки воспитаются по этим законам. Поэтому сейчас у нас две Родины. Это – основная Родина, где мы родились, и до конца нашей жизни она и останется нашей Родиной. Россия – наша вторая Родина».

Родина одна. Хотя другой язык, религия, привычки. Армянский народ спорит с казахским за звание самого гостеприимного. Причина тому, отчасти, – большие семьи. Неслучайно армяне строят большие дома – под одной крышей обычно живут три поколения.

Геворг Сагателян, житель р. п. Колывань: «В основном, по традиции, не обязательно так должно быть. Живут младшие. Но бывает по-разному. И старшие. В основном, один сын живет с родителями, потому что они свою жизнь тратили на нас. Мы должны тратить на них – это справедливо. Родители, когда они сильны и молоды – им помощь не нужна, им помощь нужна, когда они пожилые. И главное – в это время быть рядом. Но это, опять же, то воспитание, которое мы получили от наших родителей».

Почитание старших в армянской культуре, как и в казахской, – ключевое понятие. Седые волосы в Армении – знак мудрости, этому учат с детства, как и религии. Армяне – христиане. Причем это первая в мире страна, где христианство стало государственной религией. Православные или нет – богословы спорят. В обычных семьях давно пришли к согласию. В семейной часовне Сагателян в Колывани – Библия на армянском и православные иконы.

Так крестились в Сибири еще в позапрошлом веке. Армяне ехали сюда работать в промышленности, в торговле, на транспорте. Но большинство тех, кто сегодня с новосибирской пропиской, приехали в конце века двадцатого из разрушенной землетрясением страны, прочь от войны в Нагорном Карабахе. И привезли религию и язык. Буквы, звуки, которых нет в русском языке, трепетно берегут. Пусть дети и внуки, рожденные в Сибири, и говорят на русском, как на родном, дома, в семье – по-армянски. Дети-билингвы подрастают и в казахском ауле. Знание двух языков – по рождению и по крови – дорогое наследство.

Салабаш Тлеулесова, жительница аула Карасарт: «Вот это платье шила мне на приданое моя мама. Лет 60, наверное. Они раньше готовили приданое девочкам до 13 лет».

Свое платье Салабаш Ивановна так и не надела – через много лет к свадьбе по фигуре не подошло, – но хранила больше полувека. История в оборочках казахского платья – в веточке абрикосового дерева, которая поет, как армянская душа. И на земле Новосибирской области, как на большом лоскутном одеяле, в гармонии – цвет и ритм традиций разных народов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image