ПЕРВЫЙ АРМЯНСКИЙ МАРШАЛ АРМЕНАК ХАНФЕРЯНЦ

30 декабря, 2017 - 12:54

Армяне издавна славились своим военным талантом. Широкую известность в мире получили многочисленные армянские генералы и адмиралы, а также маршалы. Поговорим подробнее о полководце, который первым из армян получил звание маршала во время Великой Отечественной войны. Это выдающийся военачальник маршал авиации Арменак Артёмович Ханферянц, известный под именем Сергей Александрович Худяков. Арменак Ханферянц уроженец Нагорного Карабаха. Он родился 7 января 1902 года в селе Мец Таглар Шушинского уезда Елизаветпольской губернии в семье Артёма и Гюляханум Ханферянц. Ныне - это село Мец Тагер Гадрутского района Республики Арцах. Худяков-Ханферянц - легендарная личность. В историю наших Вооружённых сил он вошёл как человек удивительной судьбы, исключительных способностей и большого личного обаяния.

Велик вклад Сергея Александровича Худякова (Арменака Артёмовича Ханферянца) в Победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. В годы войны он занимал руководящие посты в авиации. В частности был начальником штаба Военно-Воздушных Сил Красной Армии и заместителем командующего Военно-Воздушными Силами СССР. Благодаря своему таланту он сделал стремительную карьеру. В октябре 1941 года Худякову было присвоено звание генерал-майора, в марте 1943 года - генерал-лейтенанта, в октябре того же 1943 года - генерал-полковника авиации. А 19 августа 1944 года, в 42 года, ему было присвоено высокое воинское звание - маршал авиации. Напомню, что Иван Баграмян получил звание маршала в 1955 году.

Итак, всё по порядку. Великая Отечественная война застала полковника Худякова в должности начальника штаба ВВС Белорусского Особого военного округа. В первые же дни войны в июне 1941 года он назначается командующим ВВС Западного фронта, которым с октября 1941 года командовал Георгий Жуков. Сергей Худяков особенно отличился в организации действий авиации в битве под Москвой. В период обороны Москвы он сделал очень многое, чтобы отбить налёты фашистской авиации от нашей столицы. Он с таким точным расчётом расставлял авиасоединения, что лишь изредка  отдельным самолётам удавалось прорваться к Москве.

Первый массированный немецкий налёт на Москву был предпринят в ночь на 22 июля 1941 года. За первым налётом последовали ещё два почти столь же мощных. Затем численность бомбардировщиков, принимавших участие в ударах по городу, сократилась. Пик налётов на Москву пришёлся на ноябрь 1941 года - 45 воздушных тревог за месяц. За июль 1941 - январь 1942 года к столице прорвалось только 229 из 7146 самолётов врага. Эти бомбёжки не нанесли городу существенного урона. В декабре 1941 года был сбит немецкий самолёт-разведчик Ю-88, а летчик взят в плен. На вопрос, почему налёты на столицу сократились, он ответил: "На Москву летать невозможно, наша авиация несёт колоссальные потери. У вас неприступная противовоздушная оборона". Так что Москва, во многом благодаря Худякову, почти не пострадала от немецких авианалётов.

Худяков, хоть и носил эту фамилию, всегда помнил, что он армянин Ханферянц. Инженер 18-го истребительного авиаполка ВВС Западного фронта старший лейтенант Сергей Агавелян, рассказывая о своей встрече с Худяковым осенью 1941 года, упомянул примечательный факт. Слушая ответы на вопросы, Худяков периодически произносил: "лав", "шат лав" (хорошо, очень хорошо). Агавеляна это не удивило, так как он знал многих русских, служивших в Армении и знавших некоторые армянские слова. Но когда на прощание после крепкого рукопожатия Сергей Александрович произнёс "цтесутюн" (до свидания), Агавелян был в недоумении.

Талант Сергея Александровича с блеском проявился на совещании в Москве в конце ноября 1941 года, когда готовилось наступление советских войск под Москвой. В своём выступлении он изложил план взаимодействия авиации и наземных войск. Подводя итоги совещания, командующий Западным фронтом Жуков полностью одобрил план Худякова и приказал предпринять решительные действия, чтобы не дать возможность авиации противника помешать нашему наступлению. Тогда же по инициативе Сергея Худякова на самолётах всех типов были размещены реактивные снаряды для более мощного удара по живой силе и технике противника.

В 1942 году Ставка Верховного Главнокомандования по проекту генерал-майора Худякова приняла решение о реорганизации советской авиации. Вместо военно-воздушных сил фронтов были созданы воздушные армии. Это давало возможность, сконцентрировав под единым началом командующего воздушной армией всю фронтовую авиацию, быстро наносить удар на нужном участке фронта. Действия советской авиации стали более эффективными.

В апреле 1942 года Худяков назначается начальником штаба ВВС Красной Армии. Но через месяц он подаёт рапорт в Ставку с просьбой перевести его ближе к линии фронта. Георгий Жуков хорошо помнил заслуги Худякова в битве под Москвой. По его личной просьбе Сергея Худякова назначили командующим 1-й воздушной армией Западного фронта. Он возглавлял её с июня 1942 года по май 1943 года. Его 1-я воздушная армия умело поддержала прорыв на Ржевско-Сычевском и Ржевско-Вяземском направлениях. Под руководством Худякова был разработан план разгрома бомбардировочной авиации противника на аэродромах Брянска, Орла, Карачева, Смоленска и других, с которых немцы готовились наносить массированные удары по промышленным центрам нашей страны: Куйбышеву, Саратову, Коврову, Горькому.

Летом 1943 года Худяков внёс свою достойную лепту в победу на Курской дуге. В дни Курской битвы он, как представитель Ставки, успешно координировал действия авиации Воронежского и Степного фронтов по обеспечению поддержки наземных войск этих фронтов, разрабатывал массированное применения авиации на главных направлениях наступления советских войск. Свидетельством признания заслуг военачальника в Курской битве явилось присвоение ему звания генерал-полковника авиации и награждения высшим на тот момент полководческим орденом Суворова 1-й степени.

С 1928 года Сергей Александрович был женат на украинке Варваре Петровне Леляк. У них было 3 сына: старший Владимир - сын супруги, которого он усыновил, средний Виктор и младший Сергей. Так вот после разгрома немцев на Курской дуге Худяков взял с собой на фронт 14-летнего Витю. Это закончилось трагедией. Под Харьковом при налёте на аэродром вражеской авиации мальчик погиб. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Сергей Худяков удачно координировал воздушные атаки и бомбовые удары по врагу и в битве за Днепр. Он блестяще показал себя в Ясско-Кишинёвской операции. Его полководческий дар проявился и на завершающем этапе войны при проведении Висло-Одерской операции. Расставив на 50-ти специально созданных ложных аэродромах 800 макетов самолётов и спецтехники, Худяков вынудил противника раскрыться и сбросить на муляжи 660 тяжёлых бомб. Это позволило выявить базы немецкой авиации и подвергнуть их массированной бомбардировке.

Сергей Худяков был прекрасным лётчиком, сам великолепно водил разные типы самолётов. Этому дивились даже самые опытные лётчики. О лётной квалификации командарма Худякова лучше всего говорят слова его личного шеф-пилота полковника Вениамина Малафеева. "Немногие знают, что Сергей Александрович был прирождённым лётчиком. Он обладал всеми качествами пилота: решительностью, смелостью, находчивостью, отвагой, мужеством. В какой бы сложной обстановке он ни находился, никогда не терялся и быстро находил правильное решение. До конца своей службы не бросал лётной практики, несмотря на свою занятость по службе, ответственные посты, высокое звание. Сергей Александрович обладал прекрасными штурманскими способностями и абсолютной зрительной памятью. Стоило ему лишь раз пролететь по какому-то маршруту, в следующий раз он мог лететь без карты. Не имея никаких инструкций, маршал авиации Худяков за четыре дня самостоятельно изучил и освоил новый американский боевой истребитель "Кингкобра". Видавшие виды и бывалые лётчики высказывали мнение о том, что только высокоодаренные лётчики вылетают самостоятельно на новом самолёте без тренировочных полётов с инструктором".

В 1943 году Худякову была поручена организация воздушного перелёта советской делегации на Тегеранскую конференцию (28 ноября - 1 декабря). Он блестяще выполнил боевое задание Верховного командования. И ни одна разведка мира не смогла узнать, на каком самолёте летел Сталин. В августе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергею Худякову было присвоено звание маршала авиации и в это же время он стал начальником штаба Военно-Воздушных Сил Красной Армии и заместителем командующего ВВС страны. В этой высокой должности ещё ярче и масштабнее раскрылся полководческий талант Худякова-Ханферянца.

С 4 по 11 февраля 1945 года он принимает участие в составе советской делегации в Крымской (Ялтинской) конференции глав трёх великих союзных держав в качестве личного советника Сталина по авиации. Двумя другими советниками были нарком Военно-Морского Флота адмирал флота Николай Кузнецов и начальник Генерального штаба генерал армии Алексей Антонов. Худяков проявил себя как высокоэрудированный и высококлассный эксперт, превосходно знающий не только нашу авиацию, но и авиацию союзников и гитлеровской Германии. Всем хорошо известны фотографии с этой конференции, на которых вместе сняты руководители СССР - Иосиф Сталин, США - Франклин Рузвельт и Великобритании - Уинстон Черчилль. За спиной Сталина стоит коренастый человек небольшого роста с красивым лицом и умными глазами. Это и есть маршал авиации Сергей Худяков.

Сталин полагался на его прекрасную память, светлый ум и яркие способности. Высокую компетентность Худякова в вопросах авиации отметили также президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчилль. Рузвельт даже подарил советскому маршалу новейший спортивный самолёт. Поблагодарив американского президента за подарок, Сергей Александрович передал его одному из молодежных аэроклубов. А Сталин через 10 дней после завершения конференции наградил его главным советским орденом - орденом Ленина. И, конечно же, отличился маршал авиации Худяков и в битве за Берлин.

Вскоре после победы над фашистской Германией Советский Союз вступил в войну с её союзницей - милитаристской Японией. В июне 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего Сергей Александрович назначается командующим 12-й воздушной армией Забайкальского фронта. И с 9 августа по 2 сентября 1945 года он активно участвовал в разгроме японских агрессоров на Дальнем Востоке.

Худяков разработал проект уникальной Маньчжурской воздушно-десантной операции. Он широко использовал десантирование личного состава мотострелковых частей с посадкой самолётов на вражеских аэродромах. Так 19 августа 1945 года маршал на трёх "Дугласах" успешно высадил в Мукдене десант из 225 автоматчиков. Появления советских самолётов в глубоком тылу японцев никто не ожидал. Охрана так и не поняла, в чём дело. В ходе этой операции был взят в плен и доставлен в штаб Забайкальского фронта император марионеточного государства Маньчжоу-Го Генри Пу И и захвачен золотой запас Маньчжурии.

Тем самым авиационные части Сергея Худякова впервые выполнили функции передовых отрядов в наступлении, что в то время было новинкой в боевой практике авиации. Таким образом, руководимая им 12-я воздушная армия мощно поддержала общее наступление Забайкальского фронта Маршала Советского Союза Родиона Малиновского. Она внесла значительный вклад в поражение Квантунской армии и маньчжурских войск.

Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза Александр Василевский, которому подчинялись Забайкальский и два Дальневосточных фронта, отзывался о воздушной армии маршала авиации Худякова так: "12-я воздушная армия решила все поставленные её командующему задачи на "отлично", в том числе по доставке горючего 6-й гвардейской танковой армии и высадке десантов в Мукдене". В войне с Японией Сергей Худяков ярко проявил мастерство авиационного военачальника. Все операции, разработанные им, были успешно выполнены.

После разгрома Японии и окончания Второй мировой войны Худяков стал командующим ВВС Дальневосточного военного округа. О маршале авиации Сергее Худякове сохранились тёплые и восторженные воспоминания крупнейших советских полководцев - Маршалов Советского Союза - Георгия Жукова, Александра Василевского, Родиона Малиновского, Ивана Баграмяна и Главного маршала авиации Александра Новикова.

8 сентября 1945 года Худяков был удостоен ордена Кутузова 1-й степени. Известно, что за большой вклад в разгром Японии за подписями Маршала Советского Союза Родиона Малиновского и начальника политотдела штаба Забайкальского фронта генерал-майора Александра Притулы Сергей Худяков был представлен к званию Героя Советского Союза "за умелое и мужественное руководство боевыми операциями". Но своей заслуженной Золотой Звезды он так и не получил. В дело вмешался Лаврентий Берия, которому удалось опорочить Худякова в глазах Сталина.

Вокруг маршала начала накаляться атмосфера. И 14 декабря 1945 года Худяков был арестован по абсурдному обвинению в шпионаже. В конце 1945 года стало раскручиваться так называемое "авиационное дело". Считается, что начиналась кампания по дискредитации маршала Жукова. Ведь среди арестованных было немало близких к Георгию Жукову людей. Помимо Сергея Худякова в ходе очередной волны сталинских репрессий были арестованы командующий ВВС Красной Армии Главный маршал авиации Александр Новиков, заместитель командующего ВВС Красной Армии, член Военного Совета ВВС, начальник Главного Управления инженерно-авиационной службы Красной Армии Александр Репин, нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин и другие.

Следствие по делу Худякова длилось более 4 лет. 18 апреля 1950 года по сфабрикованному обвинению был вынесен смертный приговор и в тот же день Сергей Худяков был расстрелян. Прах полководца был захоронен в общей могиле на Донском кладбище Москвы. На этом месте стоит памятник незаконно репрессированным высокопоставленным советским военным деятелям. На нём высечено имя маршала авиации Сергея Александровича Худякова. Его яркая жизнь трагически оборвалась в расцвете сил и таланта. А ведь сколько ещё всего полезного и нужного мог сделать этот прекрасный человек. Смерть маршала Худякова, несомненно, была большой потерей для Вооружённых Сил СССР и для всей страны.

13 января 1946 года его жена и двое сыновей, как "члены семьи изменника Родины", также были арестованы и высланы в Сибирь. 18 августа 1954 году, вскоре после смерти Сталина и ареста и расстрела Берия, Худяков решением суда был полностью реабилитирован. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1965 года Худяков был посмертно восстановлен в воинском звании маршала авиации, а семье вернули его награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, ордена Суворова 1-й и 2-й степеней, два ордена Кутузова 1-й степени, два ордена Красной Звезды и пять медалей. Сразу после реабилитации маршала его семья смогла вернуться в Москву.

Писатель Леонид Гурунц написал, что супруга военачальника рассказала ему, что Сергей Худяков чувствовал, что над ним сгущаются тучи со стороны Сталина и Берии, и за 15 дней до ареста рассказал ей, что его настоящее имя Арменак Ханферянц и что он армянин из Нагорного Карабаха. И летом 1957 года супруга Сергея Александровича Варвара Петровна Худякова вместе с их младшим сыном 14-летним Сергеем приехала в Нагорный Карабах и посетила село Мец Таглар, где родился Арменак Артёмович (Сергей Александрович). Карабахцы были очень рады узнать от неё, что знаменитый советский маршал авиации Сергей Худяков - это их соотечественник Арменак Ханферянц. Многие односельчане хорошо помнили его. Высоко почитаем в Арцахе он и поныне.

Грандиозный масштаб личности Худякова-Ханферянца по достоинству оценён и в России, и в Армении. В его честь сняты документальные фильмы, написаны многочисленные статьи, а также книги. Подробно о судьбе Ханферянца рассказывается в книге Климента Арутюняна "Маршал авиации С. А. Худяков - А. А. Ханферянц". В Москве на доме по Ленинскому проспекту № 13, установлена мемориальная доска в его честь. Ранее, когда эта улица называлась Большая Калужская, тут с 1942 по 1945 год в 13-м доме в 59-й квартире жил Худяков.

На его родине, в Нагорном Карабахе в селе Мец Таглар, в 1975 году был открыт дом-музей знаменитого военачальника. В 2015 году после капитального ремонта двухэтажное здание сильно преобразилось. Перед ним стоит памятник легендарному маршалу Арменаку Ханферянцу. Его бюсты стоят также в Арцахском историко-краеведческом музее в Степанакерте и в Военном музее МО РА "Мать-Армения" в Ереване. Ожидается открытие крупного памятника в Ереване. Именем Ханферянца названы улицы в армянском городе Алаверди и карабахском селе Мец Таглар.

В СССР был выпущен почтовый конверт, а в Армении почтовая марка, посвящённые ему. В 2001 году в Ереване был создан Военно-авиационный институт, которому в 2005 году было присвоено славное имя маршала авиации Арменака Ханферянца. В 2016 году институт получил статус университета. В Военно-авиационном университете разрабатывают ударные беспилотные летательные аппараты и обучают армянских лётчиков, готовых, как и Ханферянц, в нужный момент надёжно защитить свою Родину.

Светлая память о замечательном человеке и прославленном полководце Худякове-Ханферянце бессмертна. Его помнят и чтут в России и других республиках бывшего Союза, любят и гордятся в Армении и Арцахе. Яркая боевая слава, героические свершения и полководческий талант первого армянского маршала Сергея Александровича Худякова - Арменака Артёмовича Ханферянца не померкнут никогда. Имя этого выдающегося сына Армении и России всегда будет служить примером для подражания будущим поколениям!

АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image