ПОРАЖЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПАПКИ

18 февраля, 2014 - 12:37

Не должно быть и речи о компромиссах в урегулировании политических вопросов с геноцидальным государством

 

Это было где-то в середине февраля 2004 года. Мы (активисты Карабахского движения, члены партии "Дашнакцутюн", беженцы из Сумгаита и Баку, студенты ереванских вузов и многие другие соотечественники) тщательно готовились к проведению традиционного митинга памяти жертв "сумгаита" и "баку". Однако вечером 19 февраля весь мир облетела чудовищная весть о том, что в Будапеште, где в рамках миротворческой программы НАТО проводились занятия молодых военнослужащих из разных стран мира, азербайджанский офицер топором отрубил голову своему спящему коллеге. Убил только потому, что тот был армянином.

У НАС, ОРГАНИЗАТОРОВ ПРЕДСТОЯЩЕГО МИТИНГА, УЖЕ БЫЛИ ГОТОВЫ написанные на разных языках лозунги и призывы: "Сумгаит-1988, Баку-1990, Нью-Йорк-2001 - это звенья одной цепи", "Ненаказанный "сумгаит" порождает новые "сумгаиты", "Ходжалу - зловещая огневая точка", "Г-да Путин, Буш и Ширак, ознакомьтесь с искренними признаниями экс-президента Азербайджана Муталибова и турок-месхетинцев, узнайте, что на самом деле было с огневой точкой Ходжалу".

Будапештская трагедия добавила новые лозунги: "Палач Сафаров - жертва азербайджанской идеологии армянофобии", "Будапешт-2004 еще раз доказал, что нет проблемы Карабаха, есть проблема Азербайджана", "Сумгаит-1988, Баку-1990, Будапешт-2004 - это закономерность, подтверждающая, что нет альтернативы независимости Нагорно-Карабахской Республики", "Минская группа по карабахскому урегулированию должна знать, что убийство Гургена Маргаряна в Будапеште - это плановая акция, часть детально разработанной программы Баку".

...С того дня прошло ровно десять лет. Все эти годы 19 февраля мы собираемся у могилы Гургена, стараясь хоть как-то успокоить душу родителей армянского офицера, разделить боль и горечь родных и близких. Разумеется, все это важно. Речь в конце концов идет о долге, о памяти. Однако все мы сознаем, что этого недостаточно.

Мне кажется, вся беда в том, что Будапешт, ставший для нас в один трагический ряд с Сумгаитом и Баку, многими воспринимается лишь как некий населенный пункт, где совершено очередное страшное преступление. Убили молодого человека. Мир повозмущался и умолк. Мир привык к тому, что турок убивает, оставаясь безнаказанным. Прошло десять лет, и уже мало кто где-нибудь в России, Франции или США помнит об этом жестоком и низменном убийстве.

Все мы знаем, что Азербайджан по делу палача с топором на государственном уровне выработал циничную концепцию, которая была озвучена бакинским адвокатом А.Исмаиловым, одним из ненаказанных "героев" Сумгаита, представляющим на суде интересы семьи Сафарова. Суть этого циничного тезиса сводится к тому, что, "пока карабахский конфликт не будет урегулирован, подобного рода случаи будут повторяться впредь" ("Зеркало", 10 марта 2004 года). А ведь будапештский суд, Минская группа, многие так называемые заинтересованные стороны волей или неволей очень даже считались с этим, так сказать, "тезисом".

ИСТОРИК ГАЙК ДЕМОЯН, ПРЕДСТАВЛЯВШИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ АРМЕНИИ на судебных слушаниях по делу об убийстве Гургена Маргаряна, задался тогда вопросом: "... а вы не задумались о судьбе тех азербайджанцев, которые живут и обучаются за границей вообще или конкретно в том же Будапеште? Может, думаете, что армяне - не азербайджанцы, а посему они не опустятся до уровня Сафарова и сафаровых?"

...Сафаровы безнаказанно орудовали в Азербайджане задолго до того, как требования карабахцев прозвучали во весь голос, и наверняка никто на будапештском суде ничего не знал о зверствах азербайджанцев  против армян, живущих на своей исторической территории, вошедшей в состав новосозданной в начале XX века, по сути, турецкой республики. Кто сегодня помнит, к примеру, о трагической судьбе армянского памятника в армянском поселке Бананц Дашкенсанского района (Елизаветпольская губерния, Гардманк)? В середине 60-х годов прошлого столетия азербайджанские вандалы разрушили уникальный памятник односельчанам-армянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и бросили ночью на развалины скульптуры разрубленное топором тело армянина. Выдающийся ученый-философ, заведующий кафедрой философии Московского государственного университета, один из самых активных провозвестников Карабахского движения, дашкесанец Грант Епископосов много лет кряду упорно занимался вопросом памятника героям Бананца, но Политбюро ЦК КПСС отвечало молчанием.

Безнаказанность варварства и вандализма азербайджанцев безмерно умножала число жертв и фактов осквернения армянской культуры. В Мартунинском районе (Арцах) средь бела дня азербайджанцы убили восьмидесятилетнего пахаря-армянина. Смертельный удар топором нанесли сзади по голове. Убийцы были задержаны милицией. Однако в тот же день их отпустили на свободу по распоряжению Баку (так трактовались провозглашенные в Москве и Карсе в 1921 году широкие полномочия армян в Нахиджеванской автономной республике и Нагорно-Карабахской автономной области).

Шестнадцатилетнюю армянскую девушку ублюдки из Агдама подвергли групповому изнасилованию и мертвое тело с бесчисленным количеством ножевых ранений ночью бросили в Степанакерте на вечный огонь Мемориального комплекса памяти погибшим во Второй мировой войне. Никого из злодеев не осудили.

В арцахском селе Карадаглу учитель азербайджанской школы вместе с группой сподвижников топором убили восьмилетнего армянского мальчика. Для сельского учителя одного топора оказалось мало. По его команде малышу выкололи глаза, боясь, что в глазах жертвы останется, как на фотобумаге, отражение убийцы. На сей раз убийцы были задержаны. Даже могущественный председатель КГБ Азербайджана Гейдар Алиев ничего не смог поделать. Однако именно Алиев дал распоряжение проводить судебные слушания в самом Степанакерте под открытым небом. Там же организовали кровавую провокацию, в результате которой был убит глава преступной азербайджанской банды, а армянские юноши приговорены к смертной казни или пятнадцати годам лишения свободы.

ТАК ЧТО ДОВОЛЬНО ЦИНИЧНО ВЫГЛЯДИТ ТРУСЛИВО-УГРОЖАЮЩИЙ НАМЕК, мол, пока карабахский конфликт не будет урегулирован, сафаровы будут размахивать топорами. Если уж говорить о пресловутом "пока", то пока в первую голову надо действенно думать о судьбе... самого Гургена Маргаряна. Да, о его судьбе. Убит юноша только потому, что родился армянином. На его месте мог бы быть любой другой армянин - каждый из нас на всех пяти континентах. Оскорбительно, унизительно, непростительно молчать, когда освобожденный за миллиарды долларов из-под стражи убийца Гургена, повышенный в офицерском звании, ставший общенародным героем, поднявшимся до уровня кумира для азербайджанской молодежи, на глазах у всего мира возлагает цветы к могиле организаторов и исполнителей геноцида армян в Сумгаите и Баку. Этот самый мир по большому счету молчал и молчит до сих пор.

Однако это не значит, что должны молчать мы, когда на глазах у индифферентного мира палач принимает цветы из рук самого президента, принимает накопленную за восемь лет зарплату, цепляет новые звезды на погоны. Это все мир видит, видят и родители Гургена. Молчит Организация Объединенных Наций, несущая ответственность за строгое выполнение принятых Генеральной Ассамблеей конвенций о правах человека и о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.

В этих документах черным по белому написано, что к определению геноцида неприменим принцип арифметики. Так что Гурген Маргарян - жертва геноцида. Это значит, что палач должен быть наказан в обязательном порядке и не только как просто уголовник. И вдруг при молчаливом согласии мировой общественности в лице соответствующих структур ООН не только освобождают преступника, осуществившего геноцид, но и возводят его в ранг национального героя. В Азербайджане растет поколение, для которого убийство армян - это геройство, а Минская группа спокойно выслушивает обещания президента Азербайджана о широкой автономии для армян Карабаха. И на таком цинично-бесчеловечном фоне Минская группа собирается не сегодня-завтра найти компромисс и приступить к решению проблемы Карабаха в рамках мадридского или какого-нибудь другого документа.

Как можно продолжать обсуждение "Основополагающих принципов мирного урегулирования противостояния в Нагорном Карабахе", когда в ходе трудных поисков путей выхода из создавшейся ситуации президент Азербайджана просто покупает освобождение трусливого преступника! Как сопредседатели Минской группы по карабахскому урегулированию будут рассматривать пункт мадридского документа "вывод армянских вооруженных сил из прилегающих территорий бывшей НКАО", по умолчанию закрывая глаза на преступления Азербайджана перед человечеством, а с другой стороны - предлагать вывести войска, являющиеся единственным гарантом безопасности мирного населения "бывшей НКАО"?!

Я ДУМАЮ, МНОГОУВАЖАЕМЫЕ СОПРЕДСЕДАТЕЛИ МИНСКОЙ ГРУППЫ ПО КАРАБАХСКОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ, представляющие глав трех могущественных держав, первое, что сегодня должны сделать, - это на основании международных правовых норм вернуть убийцу Гургена Маргаряна в Будапешт для отбывания отмеренного венгерским судом срока. И весь ужас в том, что подобное логически выверенное предложение кто-то воспримет как наивность, хотя в противном случае уже не будут применяться на практике самые главные аргументы человечества - принципы справедливости и морали.

В первую очередь многоуважаемые члены Минской группы должны признать, что убийство Гургена Маргаряна было государственной акцией Азербайджана. Сафаров вовсе не случайно оказался в Будапеште. Еще в начале девяностых годов он в качестве офицера проходил военную подготовку в Турции, где, как он признавался, получил квалификацию, суть которой сводилась к тому, чтобы "убивать армян". В кавычки взяты слова, сказанные убийцей на допросе в Будапеште. "Моя цель была в том, чтобы воевать против армян и побольше убивать их", - заявил Сафаров на суде. Я жалею, что до сих пор не убил ни одного армянина... Если бы здесь было больше армян, я бы хотел их всех убить... Если бы я был гражданским лицом, то поступил бы так же. Мое призвание - убить всех армян". Гайк Демоян рассказывает, как венгерские следователи приходили в ужас, слушая собственными ушами подобные признания.

Я абсолютно уверен, во всем этом цинизме нет ничего удивительного. Палач очень даже хорошо знал, что за ним пристально следит Баку и что его "героические" слова будут взахлеб цитировать в Азербайджане. Был уверен и в том, что его спасут. Ведь ему это обещали и свое обещание сдержали.

Сегодня в Азербайджане без устали повторяют призыв, сформулированный ровно десять лет назад: "Поступок Сафарова станет примером патриотизма для азербайджанской молодежи". А недавно кто-то публично противопоставил "подвиг" Сафарова" "предательству" писателя, автора книги "Каменные сны" Акрама Айлисли. Интересно, знают ли многоуважаемые сопредседатели Минской группы по карабахскому урегулированию, что Айлисли всего лишь честно рассказал о древнем армянском городе Агулис в Нахиджеванской автономной республике?

В 1978 ГОДУ, ПУТЕШЕСТВУЯ ПО НАХИДЖЕВАНУ, АРМЯНСКОЙ ССР И АРЦАХУ, я написал книгу "Очаг", в которой подробно рассказал о трагической истории Агулиса. Там были такие слова: "У меня в походном рюкзаке была фотография Агулиса конца XIX века. По склону пологой горы взбирается город-рай, утопающий в зелени со сверкающими куполами церквей. В Агулисе одних только мастерских, в которых творили многочисленные ремесленники, было до ста пятидесяти. Дюжина храмов, церквей, часовен - подлинные шедевры храмовой архитектуры. Богатые магазины, множество школ, училище торговли, аптеки, бани, рынки, библиотеки, гостиницы. Семнадцать родников. Все разрушено в этом сказочном армянском городе. Сегодня ничего не осталось. Все разрушено. Вандалы прошли и здесь. Остались лишь холодные родники. Я стоял у подножия города, и сердце обливалось кровью. Останки архитектурных шедевров похожи на мертвые деревья. Я знаю, там, на самом верху, - церковь Святого Степаноса, чуть ниже - храм Святого Товмы, рядом-Святой Минас и Святой Христофор. Все сливается воедино. Перед глазами был туман.

Придет время, и Агулис будет восстановлен. Если даже к тому времени и следа не останется на земле. Ибо на земле след может исчезнуть, но в памяти народной остается навечно. А пока пусть Агулис своим печальным видом напоминает современнику о вандалах недавнего прошлого. Агулис - память. Агулис - напоминание. Агулис перепахал мою душу..." Акраму Айлисли, можно сказать, повезло. При нем кое-что еще сохранилось в армянском Агулисе. И он рассказал об этом волшебном городе, не скрывая своего уважения к бывшим его хозяевам.

После выхода книги "Очаг" в Москву, точнее в Кремль, полетели тысячи и тысячи писем из Азербайджана. И больше всего меня поносили за Агулис. И вот спустя долгие годы опять же в основном из-за описания Агулиса мишенью стал Акрам Айлисли. Читаю в газетах, что "негодование азербайджанских лжепатриотов было вызвано сочувственными тонами, в которых автор изобразил армян. Его лишили звания народного писателя Азербайджана и президентской пенсии, супруга и сын были лишены работы. Нашелся предприниматель, который обещал крупное вознаграждение за отрезанные уши писателя".

НАПОМНИМ, ЧТО АГУЛИС НАХОДИТСЯ В НАХИДЖЕВАНСКОМ КРАЕ, ГДЕ ТОЛЬКО в одном городе Джуге на древнем армянском кладбище насчитывалось в начале XX века десять тысяч уникальных хачкаров (крест-камней), под каждым из которых лежали наши предки, армяне. Сейчас, уже при президенте Алиеве-младшем, не осталось ни одного надгробия. Из более чем двух сотен армянских церквей не осталось ни одной. В 1921 году под давлением Турции большевики создали Нахиджеванскую (Армянскую) автономную республику с подавляющим армянским населением. При советской власти и в годы перестройки было депортировано все коренное армянское население.

Я хотел бы узнать у Минской группы по карабахскому урегулированию: если согласно мадридскому документу все депортированные лица и беженцы будут иметь право на добровольное возвращение, то распространяется ли это же положение на армян-аборигенов (Армянской) Нахиджеванской автономной республики? Кто сказал, что "урегулировать" нужно только вопросы Нагорно-Карабахской Республики Арцах, презрев судьбу армянской автономной республики Нахиджеван? Если полагают, что в Нахиджеване не осталось армян, то надо ответить на вопрос вопросом: "Куда делось аборигенное коренное армянское население?" Ведь, согласно конвенции Генеральной Ассамблеи ООН, геноцид - это не только физическое уничтожение людей, но и уничтожение исторических объектов, национальной культуры, а также создание невыносимых условий жизни для коренного населения. Напомним еще раз о том, что наказание за геноцид, включая наказание за убийство Гургена Маргаряна, не имеет срока давности.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image