Талышский этнический фактор в истории Муганской Советской Республики - I I

16 сентября, 2018 - 16:01

Талышский этнический фактор в истории МСР

   Возвращаясь к высказываниям Джамиля Гасанлы, для начала заметим, что столица МСР, город Ленкорань, находится практически в центре талышского этнического массива. Население самого города в большей части тоже  талыши, в основном выходцы из горных селений, пока еще не утративших связи со своими родовыми селениями и владеющие родным талышским. При таком раскладе нужно быть коварным лукавым, чтобы писать о неучастии талышей в деле МСР, что эта советская республика не имеет никакого отношения к народу, на землях которого она была создана и глупцом, чтобы в это поверить.

    Также необходимо отметить, что исключая Баку и его окрестности, капиталистические отношения в Ленкоранском уезде были развиты более, чем в любом мусульманском уезде Закавказья. Этому способствовало широкое использование наемного труда в производстве чалтыка. Архивы изобилуют материалами массового выступления талышских крестьян против ханов и беков. Как правило, крестьяне были недовольны несправедливым распределением земельных фондов. Регулярность крестьянских бунтов создавала большой протестный потенциал.

   Выше было указано об избрании Муганского Совета рабочих и крестьянских депутатов (коротко Муганский Краевой Совет), своего рода парламента МСР. Председателем был выбран Давид Чиркин, заместителем  Ширали Ахундов из талышского селения Хавзава.  Утверждение Дж.Гасанлы, что Ширали Ахундова он не считает талышом, потому как тот в некоторых документах указывал себя “татаром” (азерб.тюрком) равносильно тому, если бы спустя век один из таких же горе-историков весь руководящий состав Талыш-Муганской Автономной Республики (ТМАР), существовавшей в 1993 г., причислил к азерб.тюркам лишь по той причине, что в документах все числятся азербайджанцами, то есть тюрками, с дальнейшим умозаключением: “ТМАР не имела к талышам никакого отношения!”. Сегодня такое высказывание непременно вызовет усмешку не только  у талышей, но и у азерб.тюрков.

   Гасанлы пытается максимально принизить роль Ширали Ахундова в становлении МСР, но исторические факты указывают, что перед ним стояла сложнейшая задача объединения пробольшевистски настроенных и привлечение симпатизировавших руководителей талышских вооруженных групп, местных левацких организаций, ячеек, а также их создание и в данном деле за кратчайший срок он достиг внушительных успехов.

   Избрание Ширали Ахундова заместителем председателя Муганского Краевого Совета было явным показателем талышской составляющей республики наряду с русским.

     Особо следует указать еще одного из талышей в Муганском Краевом Совете – Таргули  Байрамова из селения Аллар нынешнего Джалилабадского района. Как ни странно, Дж.Гасанлы умалчивает о нем. Не потому ли, что тот является его односельчанином и дальним родственником – они оба из одного клана. Алларцы являются талышским субэтносом. В подавляющем большинстве ныне тюркизированы, не помнят (или помнят, но предпочитают скрывать как и сам Дж.Гасанлы) своего этнического начала, но хорошо знают клановую принадлежность.

   По поводу тюркизации части алларцев, единственная исследовательница талышей середины ХХ в. Атига Измайлова еще в 60-х гг. прошлого века отмечала: “Этнографическая группа талышей – алларцы, живущая более отдаленно от основной массы азербайджанцев, сохранила талышский язык и в настоящее время, однако часть алларцев, переселившаяся в XIX веке в пределы современного Астрахан-Базарского района (Джалилабадский р-н – В.С.) утратила родной язык”.

   Алларцы в Мугане обладали обширными землями и проживали в нескольких крупных селах. Среди них особо чтятся родственные узы и Таргули Байрамов, бесспорно, имел влияние среди своего племени. В его родном селе Аллар был создан один из немногих мусульманских сельсоветов в западной части Талыша.

   О роли и влиянии Таргули Байрамова свидетельствует случай, когда 18 июня был созван внеочередное заседание Муганского Краевого Совета. В следствии тяжелой ситуации на фронте, было принято решение передать полноту власти высшему военному органу республики – Военно-революционному совету. Согласно данному решению из южной Мугани в состав Военно-революционного совета дополнительно были зачислены пять представителей, в том числе Таргули Байрамов.

    Бала Мамед Зувандский –  среди участников МСР это имя самое узнаваемое в талышской среде. Родился он  в высокогорном селении Мистан, работал кузнецом. Его “красный” отряд состоял из 60 бойцов, а иногда их число увеличивалось до 100. Большинство сел Мистанского сельского общества признавало его власть, в частности Алабын, Татони, Дигя, Говери, Шонайчола и др. Здесь нужно обратить внимание на одну важную деталь. Выше было указано, что большинство населения самого города Ленкорань, столицы МСР, состояло из талышей. Один из четырех частей города – Большой базар, был преимущественно населен выходцами из горных сел Талыша. В частности, в квартале Галайчиоба (на азерб. “Галайчилер”) проживали переселенцы из вышеуказанных сел Мистанского сельского общества. Также они занимали значимую часть населения в некоторых близлежащих к городу селах, как например Мамуста. Эта часть Ленкорани и близлежащих сел поддерживала Бала Мамеда, в том числе предоставляла бойцов для его отряда. Более того, наряду с высокогорным Мистаном, указанный квартал Галайчиоба тоже являлся местом дислокации Бала Мамеда.

      * Вышеуказанное селение Алабын является ближайшим селением к Мистану и алабынцы составляли значимую часть отряда Бала Мамеда. Как известно, президент Талыш-Муганской Автономной Республики, существовавшей в 1993 г., Алиакрам Гумматов принадлежит к алабынцам и в его лице борьба за восстановление талышской государственности приобретает традиционный характер.

     Бала Мамед активно участвовал со всех основных сражения МСР. Особо следует отметить его роль в боях против вторгшихся в город батальонов белогвардейского офицера Хошева, а также оборону Ленкорани от наступавших с Астары мусаватских войск. Его отряд не допустил проникновения мусаватистов в горно-лесистые джунгли и план противника полностью окружить город, провалился.

      Дж.Гасанлы, также как и в случае с Ширали Ахундовым, пытается умалить роль Бала Мамеда в истории МСР, зачисляя его в число обычных качагов-абреков, коими были богаты Талышские горы указанного периода. Учитывая, что Гасанлы имеет под рукой достаточно архивных материалов (когда он был “дворцовым” историком ему были открыты врата практически всех архивов), то его высказывания носят преднамеренно ложный характер. Бала Мамед был революционером, большевиком. Вооруженный отряд им изначально был создан как большевистский, папахи его бойцов украшали красные звезды, а отряд передвигался под красным флагом. Другим признаком, отличавшим отряд Зувандского от банд качагов-абреков, был факт наличия в нем бойцов из отдаленных, неродственных сел или же из сел, где уже имелись банды качагов-абреков, но тем не менее, пробольшевистский боец предпочитал не сторону своего родственника-качага, а Бала Мамеда.

      Позже, в начале 1920 г., когда в регион был захвачен АДР и правил “Мусават”, Бала Мамед не признал их власть. Исходя из факта вхождения МСР в состав РСФСР, он говорил: “Пока из Москвы не придут, я никому не подчинюсь!". Даже официальный печатный орган Азербайджанской Республики газета “Азербайджан”  признавала, что Бала Мамед, являющийся “правой рукой” коммунистов, представляет для “Мусавата” опасную силу.

     28 апреля 1920г., когда АДР была упразднена XI Красной армией, задача освобождения большевиков, в том числе деятелей МСР, из ленкораньской тюрьмы была возложена на Бала Мамеда, в результате которой он погиб. Согласно одному из источников, мусаватисты без боя освободили всех заключенных-большевиков, но потом вслед за ними подло открыли огонь, в результате командир талышских красных партизан был смертельно ранен.

      Говоря о Бала Мамеде, непременно нужно упомянуть о Бёюкага Мирсалаеве, из селения Разгов. Будучи большевиком, он не примкнул к отряду своего односельчанина качага Юнуса Аббасова, но воевал у Бала Мамеда и лишь после перехода Юнуса на сторону советской власти, примкнул к его отряду. Бёюкага Мирсалаев в дальнейшем, поднимаясь по партийной карьере, в 1934 г. был назначен Секретарем Ленкоранского Райкома партии большевиков, т.е. руководителем региона. На этой должности он вел подготовительную работу по созданию Талышской Автономной Советской Республики, что по сути явилось бы восстановлением МСР, но в 1936 г. был репрессирован Мир Джафаром Багировым и приговорен к расстрелу.

     После создания МСР, Ширали Ахундов вступает в переговоры с одним из сильнейших талышских качагов-абреков, вышеуказанным Юнусом Аббасовым (Юнус Разговский) и ему, при посредничестве Б.Мирсалаева, удается склонить последнего на сторону советской власти. Юнус назначается комиссаром Зувандского участка. При походах его сопровождало 100-120 бойцов, а при крайней необходимости их количество увеличивалось на порядок.

       В конце мая - начале июня уже советский отряд Юнуса и отряд Щевкунова (уроженец села Пришиб), состоящий из местных муганских русских, предприняли поход против могущественного качага-абрека Шахверана. Последний был обманут турецким агентом, капралом Джамал беем, который с Кораном в руках ездил по талышским селениям и разными ухищрениями склонял влиятельных людей к присяге против “неверных”.  Шахверан хоть и дистанцировался от Мусавата, но был и против МСР. В результате указанного похода талышско-русских отрядов МСР Шахверан, потерпев жестокое поражение, отошел к иранской границе. Таким образом, летом 1919 г. большая часть нынешнего Лерикского района оказалась лояльной МСР.

   Одним из союзников Юнуса был Атахан Мамедов, руководитель отряда самообороны селения Пирасора. Юнус пользовался у Атахана особым уважением и он признавал его верховенство. У обоих были враждебные отношения с Шахвераном, который осуществлял набеги и на с.Пирасора, в одном из которых был ранен в ногу. После перехода Юнуса на сторону МСР, Атахан проявлял симпатии советской власти и даже был зачислен в одну из большевицких организаций в Ленкорани.

     *После падения МСР, убийства Юнуса, противодействия некоторых религиозных деятелей Зуванда, обманутых турецким агентом Джамал беем идеями “газавата” и изменения геополитической ситуации в регионе в 1920г.,  Атахан вынужденно примыкает к антисоветским вооруженным отрядам.

    Следует упомянуть и об партизанском отряде Мамедали Алекберова из селения Дигях, расположенного на окраине  Ленкорани и в следствии близости к столице активно участвовавшего в важнейших сражениях МСР. После падения республики мусаватистам удалось задержать большинство членов отряда М.Акберова и они были подвергнуты жестоким пыткам.

   Нельзя обойти стороной и партизанский отряд Самеда Гулиева из горного селения Варгадуз (тогда еще не отуреченного), на западе Талышских гор. К большевистской идеологии он стал симпатизировать будучи в Ленкорани, где и учился. Еще в 1912-1914 гг. он возглавляет восстание крестьян Порнаимского сельского общества против царских властей. При мусаватской власти отказывается им подчиняться. Как указывает автор одной из работ посвященных события МСР Насиб Ализаде, “все попытки мусавата по нейтрализации партизанского отряда, возглавляемого большевиком Самедом Гулиевым, были безрезультатны”.

    В 1917 г. в Ленкоране создается группа Мусульманской социал-демократической партии “Гуммет”, которая впоследствии перерастается в уездный отдел “Гуммет”а. Её создателями были учитель Ага Мухамммед и врач Агахан Талышинский. Последний в революционном движении был человеком отнюдь не новым. Еще в 1912 г., будучи студентом в Киеве, Агахан Талышинский возглавляет тайную организацию мусульман-студентов общероссийского масштаба “Всероссийский съезд мусульман России”. В событиях МСР Агахан Талышинский, наряду с Ширали Ахундовым, был своего рода связующим между талышскими отрядами и группами, а также между талышскими и русскими отрядами. Будучи потомком талышских монархов он напоминал собой о государственнических традициях древнего талышского народа.

   В марте 1919 г. в Ленкоране была создана местная группа социал-демократической партии  “Адалет”, объединившего в своих рядах около 50-60 человек. В основном это были крестьяне из окрестных сел или же рабочие рыбных промыслов, то есть в большинстве своем талыши (также как и в местной группе партии “Гуммет”).

  Одним активных членов партии “Адалет” был уроженец селения Пенсар Астаринского участка Зульфигар Ахмедзаде. В будущем он пройдет через многие должности в закавказских республиках, станет известным талышским поэтом, просветителем и к 30-ым годам общественностью будет признан лидером талышского национального-культурного возрождения., а пока это 20-летний молодой революционер, создавший в Пенсаре и близлежащих селах коммунистические ячейки. Из-за большевистской пропаганды, мусаватисты, высадившиеся в Астаре и разбойничьи банды, наступавшие на МСР с юга, после захвата Пенсара сожгли дом Зульфигара Ахмедзаде, разграбили их имущество и жестоким образом убили его брата. Зульфигар Ахмедзаде с регулярными войсками МСР отступил в Ленкорань и с оружием в руках защищал столицу республики вплоть до ее падения. В период мусавата он неоднократно подвергался избиениям и пыткам.

   Мы привели имена деятелей МСР более-менее известных в талышской общественно-политической среде и данный список можно продолжить именами руководителей мелких отрядов самообороны, которые функционировали во многих крупных селах, сотен рядовых бойцов-талышей армии МСР или простых талышей, сельчан и горожан, ведущими активную пропагандистскую работу в пользу молодой советской республики.

    Азербайджанские историки, в том числе и Дж.Гасанлы, пытаются скрыть, а если не получается, то максимально сфальсифицировать, принизить роль талышей в истории МСР. Еще в 1918 г., при первой советской власти, в регионе от Астары до Астрахан-Базара (нынешний Джалилабад) было создано 87 сельских советов. Во время МСР большинство их было восстановлено и именно по этой причине подавляющая часть делегатов на Чрезвычайном съезде Советов крестьянских депутатов были представителями талышских сел.

    Примечателен в этом отношении случай в селениях Мусакуджа и Лурань, жители которых, в большинстве потомки талышского племени даштванд,  еще в 1917 г. самостоятельно решили создать у себя советы и провели выборы, где от каждых 50 избирателей выдвигался один представитель.  Избранные, как гласит архивный документ, “…должны составлять Советскую власть в пределах нашего Мусакуджинского общества…”.

Мирза Кучек-хан Дженгель в Муганской Советской Республике.

      До сих пор в исторической науке малоизвестен факт посещения Мирза Кучек-ханом столицы МСР Ленкорани. Еще в начале 1912 г. в иранской провинции Гилян Мирза Кучек-хан со своими соратниками, объединив вокруг национально-освободительной идеи талышей-горцев и гиляков-лесорубов, создают вооруженные партизанские отряды. Так-как их местом дислокации были густые субтропические леса, их прозвали “дженгелийцами” («джангал» с персидского “лес”, на талышском “джунгли”). Разрастание дженгелийского движения и присоединение к нему части интеллектуалов привело к созданию политической партии “Дженгель”, придерживающейся идей исламского социализма.

    *Тут следует отметить, что северных, российских талышей во времена МСР и после, привлекала идея равноправия и справедливости в коммунизме, но они отвергали атеизм, оставаясь верными исламу и сами-того не подозревая, фактически были приверженцами исламского социализма.

   Мирза Кучек-хана волновала идея единого фронта с МСР против общих врагов, в частности англичан. Дженгелийский лидер прибыл в Ленкорань в самый сложный период советской республики, конец июля 1919 г. и, к сожалению, ему не удалось встретиться с руководителями МСР, вынужденно отступившими на остров Сара. Будь эта поездка чуть раньше, кто знает какие “сюрпризы” появились бы у врагов МСР, от военной помощи дженгелийцев, до возникновение объединенных войск из южных и северных талышей, но все это уже относится к области, так-называемой, альтернативной истории. Относительно же Мирзы Кучек-хана, то этот самый выдающийся талыш XX века, спустя 10 месяцев станет во главе уже талышско-гилякского государственного образования – Гилянской Советской Республики.

АзССР  и МСР – какая республика была более национальна?

  Особо стоит обратить внимание, что азербайджанские историки, указывая на национальный состав госструктур МСР, в своем большинстве русский, данный факт пытаются интерпретировать как “не талышский характер республики”. Чтобы разобраться в этом весьма деликатном вопросе, для начала нужно обратиться к этническому составу МСР в процентном соотношении. После Джевадского уезда, Ленкоранский уезд занимал второе место во всем Закавказье по количеству русских относительно мусульманского населения. Выше мы упоминали об уничтожении бандами азербайджанских тюрков русских сел северной Мугани. Русские села центральной Мугани (район Билясувара) спаслись благодаря полковнику Ильяшевичу, после чего эта южная часть Джевадского уезда была непрерывно связана с Ленкоранью, входила в состав МСР и в следствии этого процент русского населения, вместе с другими немусульманскими народами Талыша (в основном обрусевшими), составил около 20%  населения республики. Мы склонны их называть местными русскими.

  На процентное участие того или иного народа в общественно-политических процессах, в том числе революционных, оказывает существенное влияние уровень образования того или иного народа. Если у русских Талыша уровень образования был на довольно высоком уровне по тем временам, то талыши по тому же критерию стояли на одном из последних мест во всем Закавказье.

  Так же важен момент призыва в армию, где солдатам прививались большевистские идеи и это наибольшим образом влияло на процент количества большевиков или пробольшевистски настроенных. В отличие от русских, талыши, как мусульмане, не призывались в армию  в царское время и большевистские идеи им прививались в основном в городах, где существовали коммунистические ячейки, организации, в основном в Ленкорани и в Баку.

 По указанным причинам, среди талышей большевиков или пробольшевистски настроенных в процентном соотношении было меньше, нежели среди русского населения края. Но несмотря на все вышеперечисленные факторы, талыши приняли наиактивнейшее участие в создании и защите МСР. Были созданы многочисленные советы, пробольшевистские ячейки и организации, многочисленные «красные» вооруженные соединения, начиная от мелких групп самообороны до крупных партизанских отрядов.

  Плюс ко всему, в конце мая 1919 г. из Астрахани, с большой партией денег, оружия и революционной литературы, прибыла группа опытных большевиков во главе с Тимофеем Ульянцевым (Отраднев). Они заполонили собой часть ключевых должностей МСР, что являлось событием временным. Как показал опыт многих советских республик на просторах бывшей Российской империи, с течением времени, в партийных элитах пришлые элементы постепенно заменялись местными, как правило, представителями титульного этноса. Сохранись МСР, то через несколько лет, все более возрастающая   талышская составляющая, наглядно свидетельствовала бы о национальном характере государственного образования.

  Утверждающим “инородность” МСР азербайджанским историкам, в частности Дж.Гасанлы, следовало бы напомнить тот факт, что вплоть до декабря 1933 г. Азербайджанской ССР руководили лица не тюркской национальности: русские, армяне, евреи и др. Данный вопрос наглядно раскрыт в известном письме Наримана Нариманова Сталину “К истории нашей революции в окраинах”, где автор сетует на засилье представителей не тюркских (и не мусульманских) народов на ответственных должностях Бакинского Совета: из 52 должностных лиц только 5 являлись «тюрками» по документам, при том что из 78 деревень Бакинского уезда только 2 являлись русскими. И это в 1923 г, спустя три года советизации Азербайджана.  Таким образом, исходя из логики Дж.Гасанлы и его коллег в деле фальсификации исторических фактов, Азербайджанская ССР вплоть до 1933г. не являлась  тюркским гособразованием. Зная эти пропорции, нужно обладать высшей мерой наглости, чтобы утверждать о непричастности талышей к МСР. Талыши имели к МСР в разы большее отношение, нежели азербайджанские тюрки к Азербайджанской ССР первых лет советизации.

  В силу вышеуказанных фактов, с уверенностью можно констатировать, что в истории Муганской Советской Республики  талыши, наряду с русскими, были государствообразующим этническим элементом.

  P.S.  100-летие Муганской Советской Республики

 Участившиеся в последние времена в социальных сетях (Facebook, Вконтакте и др.) нападки азербайджанских историков или националистически настроенной интеллигенции (хотя первые есть часть второго) с “компрометирующими фактами”  относительно МСР не случайны.  Предстоящий 2019 год для талышской общественности должен пройти под знаком 100-летия Муганской Советской Республики  и наши недруги пытаются:

   а) показать МСР в виде “инородного” образования;

   б) принизить статус МСР как государственности;

   в) отрицать или принизить уровень участия талышей в политических процессах МСР.

   В связи с огромной значимостью фактора МСР в нашей новейшей истории и доказывающий государственнические традиции нашего народа, а также неоценимую роль в деле сегодняшнего национального возрождения, предлагаю талышской общественности 2019 год объявить годом 100-летия Муганской Советской Республики.

Вугар Салаев, историк-исследователь, руководитель Союза Талышской Молодежи

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image