"Даже странно, когда не убивают" - история главного "бандита" Владимира Епископосяна

7 февраля, 2019 - 14:16

Владимир Епископосян сыграл множество ролей убийц, террористов, боевиков. Между тем, талант этого актера намного шире закрепившегося за ним амплуа. Колумнист Сергей Баблумян вспоминает путь артиста к славе и рассказывает, как он превратился в главного "кинозлодея" России.

Если бы "Оскар" обзавелся номинацией "Лучший труп фильма", то награду, скорее всего, получил бы Владимир Епископосян.

"Володя, мне кажется, вам звание не "заслуженного артиста" надо давать, а "заслуженного трупа", - сказал бывший министр культуры России Михаил Швыдкой, вручая актеру удостоверение Заслуженного артиста России.

Епископосян не обиделся. Что правда, то правда: на экране его убивали в общей сложности пятьдесят один раз.

Почему убивали? Потому что играл бандитов, злодеев и насильников. Хотя начинал с безобидной роли в фильме "Ахтамар", снятом на ереванской студии "Арменфильм" в далекие 60-е.

Как часто бывает с артистами, его приметили на улице, пригласили на пробы. И киношникам он понравился, и самому Владимиру понравилось сниматься на камеру. Впрочем, Епископосяну понравилось больше, поскольку съемки позволили студенту-второкурснику отложить экзамены.

Учился он на юрфаке Ереванского университета, окончил, и даже с полгода поработал юрисконсультом, однако, это было не его. Его делом стало умирать на экране. Но не так, чтобы тупо грохнуться на пол и закатить глаза: умирать надо было талантливо, по Станиславскому, чтобы никто не смог сказать: "Не верю!".

Где в Армении учат на артистов, Епископосян, конечно, знал. Он окончил театрально-художественный институт в Ереване, стал артистом театра им. Станиславского и даже сыграл роль медведя в пьесе Шварца "Два клена" (до него на той же сцене и в той же роли выступал Армен Джигарханян).

Здесь надо бы сказать, что в ряде случаев творческий рост актера в какой-то степени зависит от его роста в буквальном физическом смысле. Два метра ввысь – совсем неплохо для баскетбола, и вот Епископосян уже в сборной Армении, а на лацкане пиджака значок "Мастер спорта СССР".

Дальше было так. Оказавшись в Москве, актер-баскетболист решил пометить себя в базе данных киностудии имени Горького, и это был правильный ход. Искусство советского кино разворачивалось лицом к боевикам, самым популярным из них в то время стал фильм "Пираты XX века" режиссера Дурова, а Епископосян, можно сказать, звездой картины. Силен, высок, подтянут, волосы чуть ли не до плеч – писаный кинозлодей по представлениям минувшего века.

- Неужели режиссеры слепые?! Вы убийц играете, а глаза у вас добрые! - сказал как-то артисту Андрей Кончаловский.

- Вот вы и снимите меня добрым, - ответил Еписокопосян и получил роль… порученца Берии.

А на дворе уже смутные 90-е, экран наводняют бесчисленные боевики, "ужастики", самоделки под "вестерн", запущено в оборот выражение "лицо кавказской национальности". Для нашего героя самое то.

"Сколько я бандитов переиграл – теперь и не сосчитать. Я к этому спокойно отношусь. Даже когда меня в фильме не убивают, самому как-то странно. Почти в каждом фильме меня либо режут, либо взрывают, либо топят", - рассказывал журналистам Епископосян.

Насчет "топят" два слова, но в привязке к актуальной для нас теме мусора. Из-за бракованной пленки один из эпизодов фильма "Ахтамар" было решено переснять, но не на Севане, как было по сценарию, а на Ереванском "море" – чтобы и дешевле, и ближе к телу Епископосяна, испытавшему в тот день аллергический шок.

Дело в том, что волну, в которой тонет герой картины, поднимали два глиссера, резко разворачивавшиеся метрах в десяти от Епископосяна.

"Никто и предположить не мог, что этим маневром со дна будут подняты многолетние залежи мусора: этикетки от шампанского, трусы, презервативы... И в этих помоях я кричу: "Ах, Тамар!". И еще хлебнул этой страшной мути, у меня потом аллергия была от отвращения. О втором дубле даже не заикнулись. А на экране это были почти океанские волны и полная драматизма сцена", - вспоминает актер.

Между тем, Епископосян снимается не только в кино (пока 112 фильмов), он пишет сценарии, он автор сборников автобиографических рассказов "Главный труп России" и "Новеллы главного бандита".

К народной примете "играть покойников нельзя – опасно для жизни", актер относится спокойно. Эволюцию образа, к которому оказался привязан, рассматривает в исторической плоскости. В конце 80-х и особенно в 90-е годы был завален предложениями играть афганских полевых командиров, душманов, чеченских боевиков, арабских террористов.

"Когда шел по Москве, люди шарахались. Сейчас, слава Богу, другие времена, сейчас бандиты больше на банкиров похожи – элегантные, с белыми воротничками… А на моих ролях можно проследить как менялся главный бандит России", - считает артист.

…В январе Епископосяну исполнилось шестьдесят девять, пошел юбилейный семидесятый. Живет в Москве, работает в театре "Буфф", в скандальных историях не замешан.

"Буфф" - театр, прежде всего, для детей, а ребятишки любят тех, у кого глаза добрые. Епископосяна они любят.

Сергей Баблумян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image