Аваз Гасанов: Наше общество поддерживает политическое разрешение карабахского конфликта лишь в теории

9 июля, 2019 - 13:53

Директор Общества гуманитарных исследований (Баку), автор книги «Нагорный Карабах: Трудный путь народной дипломатии» Аваз Гасанов в интервью газете «Ноев Ковчег» комментирует последние импульсы вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Представляет и комментирует аргументацию официального Баку в переговорном процессе. Делится собственным видением геополитической ситуации вокруг Ирана в контексте нарастающих вызовов и угроз региональной стабильности.

– Г-н Гасанов, геополитическая ситуация вокруг соседнего с нашими странами Ирана стремительно продолжает ухудшаться. И представители международного экспертного сообщества, и тем более политики не отметают в качестве возможного сценария развязки ситуации прямого военного столкновения между ИРИ и США. Чем, на Ваш взгляд, это может грозить нашим странам?

– Прежде всего, с сожалением отмечу, что в случае боевых действий вокруг Ирана самые большие потери понесет наш регион. Такова специфика и логика современных войн с косвенным или прямым участием центров силы, примеров чему, к сожалению, сегодня хватает. Военное столкновение между США и Ираном немедленно обернется наплывом в Азербайджан беженцев, в первую очередь наших соотечественников из регионов Северного Ирана. Надо сказать, что они часто приезжают в Азербайджан и многие уже успели обзавестись в нашей стране недвижимостью. Боевые действия нанесут мощный удар по нашим экономическим проектам, основным транспортно-логистическим проектам. В случае же, если в Вашингтоне вдруг потребуют от Баку определиться в своих приоритетах между ИРИ и США, сделать подобный выбор для нашей страны будет практически невозможно. Таким образом, ничего хорошего вся эта ситуация не сулит ни нам, ни вам. При этом по мере возможностей Азербайджан уже сегодня пытается как-то поддержать находящийся под американскими санкциями Иран. На мой взгляд, участие Азербайджана в совместном с Ираном и Россией проекте «Север-Юг» в первую очередь обусловлено именно подобными соображениями. Откровенно говоря, в целом же перспективы подобного проекта в сегодняшних геополитических реалиях больше зависят от США, чем от самих России, Ирана и Азербайджана. Подкрепленные угрозами американской администрации и президента Дональда Трампа перспективы американского военного вторжения в Иран вызывают серьезные сомнения относительно возможности реализации проекта «Север-Юг».

– 30 мая по итогам визита в Армению, Нагорный Карабах и Азербайджан сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением, в котором призвали стороны конфликта проявлять максимальную сдержанность во избежание эскалации. После чего стало известно о гибели двух – армянского и азербайджанского – военнослужащих. Кому и зачем, на Ваш взгляд, сегодня нужно в очередной раз нагнетать ситуацию на линии соприкосновения в условиях, когда никаких изменений в переговорную повестку убийства военнослужащих привнести неспособны?

– Логика убийства азербайджанского офицера и армянского солдата на фоне наблюдающегося процесса по восстановлению доверия между первыми лицами Азербайджана и Армении в переговорном процессе не понятна никому. Мне кажется, что это является провокацией по отношению к руководителям Армении и Азербайджана, когда ими ведется определенная работа по восстановлению доверия между конфликтующими сторонами. Как мы видим, после известного заявления сопредседателей Минской группы о «подготовке народов к миру» многие процессы уже взяты под контроль, в том числе соблюдение режима перемирия на линии фронта. А зачем тогда обострять ситуацию?

– В ходе своего последнего регионального турне в Баку, помимо Ильхама Алиева, сопредседатели Минской группы ОБСЕ встретились также с председателем азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Азербайджан собирается уравновесить предложения Армении о возвращении Нагорного Карабаха за стол переговоров предложением посадить за него азербайджанцев из бывшей НКАО?

– Совершенно верно. И ничего нового в этой позиции властей Азербайджана нет. Обусловливание участия карабахских армян в переговорном процессе участием карабахских азербайджанцев является официальной позицией и главным аргументом Баку достаточно давно. Если Армения готова на этот сценарий, Азербайджан предлагает для начала посадить за стол переговоров две карабахские общины. В случае появления у этих общин хоть какого-то общего видения ситуации, за столом переговоров с ними окажутся уже власти Азербайджана.

– Все это очень хорошо звучит, но граней с реальностью практически не имеет…

– Не имеет и не может иметь по определению. Понятно, что здесь мы видим всего лишь встречную аргументацию на недавние предложения Армении о возвращении в процесс карабахских армян. Мне кажется, что в своей аргументации Ереван совершенно обоснованно упоминает о необходимости обеспечения безопасности карабахских армян. В отличие от обосновавшихся, к примеру, в Баку беженцев из Армении и внутри перемещенных лиц из Азербайджана, по-прежнему проживающие в Нагорном Карабахе армяне имеют проблемы с обеспечением собственной безопасности. Именно им должны быть предоставлены все необходимые гарантии безопасности, включая международные. Параллельно азербайджанцы из Нагорного Карабаха должны быть признаны бенефициарами переговорного процесса, что является гарантией защиты их прав на случай разрешения конфликта. В целом же могу отметить очевидную незаинтересованность Баку в переговорах с участием Нагорного Карабаха. Карабахский конфликт отнюдь не ограничивается границами НКАО, в него, бесспорно, вовлечена и Армения, что является одним из основных аргументов Азербайджана. В Баку просто не рассматривают Нагорный Карабах в качестве самостоятельной, отдельной от Армении единицы. Именно этим объясняются затруднения с восприятием в Азербайджане идеи возвращения Карабаха в переговорный процесс.

– После первой официальной встречи глав Армении и Азербайджана в Вене посредники вновь заговорили о гуманитарных инициативах, мерах доверия между сторонами конфликта. Что впоследствии позволит сторонам прийти к политическому разрешению конфликта. Как к подобной перспективе относится азербайджанское общество?

– Азербайджанское общество в целом поддерживает политическое разрешение карабахского конфликта, однако с одним «но», лишь в теории. Как преподаватель, читающий лекции в наших различных вузах, могу сказать, что наша молодежь, конечно, за мир. Но как только я начинаю углубляться в детали этого мира с учетом компромиссов – к примеру, спрашиваю, а готовы ли они сидеть в одной аудитории с армянами – у них немедленно появляются сомнения вплоть до целесообразности мирного решения конфликта. Официальная же позиция и реакция Азербайджана на гуманитарные инициативы Минской группы ОБСЕ достаточно положительна. Глава МИД Эльмар Мамедъяров, к примеру, выразил свою полную готовность организовать приезд армянских журналистов в Азербайджан. Дело в том, что и Баку, и Еревану показательные гуманитарные акции, какие-то шаги с целью демонстрации того, что что-то делается сегодня, крайне необходимы. В реальности на фоне всей этой выражаемой готовности, по крайней мере сегодня, не делается ровно ничего. Более того, даже после всех многочисленных встреч между Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым, встреч глав МИД Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна к субстантивным переговорам стороны конфликта так и не перешли. Все это очень сильно похоже на прощупывание пульсов. Более того, на мой взгляд, на всех этих встречах пока что нет даже речи о каких-то конкретных шагах и мерах в направлении достижения урегулирования конфликта.

Давид Степанян

Комментарии

Азербайджан никогда не сможет оказаться в роли той мышки, которая спасла льва из сети

Если, по мнению Баку, в переговорах должны участвовать представители 30 тысяч азербайджанцев Карабаха, тогда в переговорном процессе должны участвовать и представители 200 тысяч бакинских армян, 50 тысяч кировабадских армян, 30 тысяч сумгаитских армян, 40 тысяч шамхорских, ханларских и шемахинских армян, делегаты всех армянских общин Азербайджана. Или они не люди и у них меньше прав, чем у 30 тысяч карабахских -подчеркиваю особо: пришлых - азербайджанцев? Армянская сторона должна немедленно внести этот пункт в повестку переговорного процесса.

Азербайджан должен смириться с возвращением армянскому народу части исторических армянских территорий, которые большевики и турки насильно затолкали в состав этой республики в начале прошлого века. Баку должен благодарить армян за то, что мы не требуем восстановления исторической границы по реке Кура. Хотя я вижу, что сейчас они допрыгаются и вынудят нас восстановить историческую справедливость в полном обьеме.

Гасанов, все люди, все народы вообще стремятся жить на своей земле, на своей Родине. Ну, например, мы, армяне, жили тысячелетиями в Арцахе, Гардмане, Гандзаке и других насильно отобранных у нас районах. Ну, наши это земли, понимаешь? Есть десятки тысяч памятников, подтверждающих нашу правоту! У вас нет даже десятков доказательств! Ну, почему вы не хотите жить на своей земле, почему не хотите вернуться на вашу Родину - в Алтай и Монголию? Ведь там родились ваши прадеды и прабабки, перекочевавшие в наш регион. Вернитесь к себе, слушайте, оставьте в покое и нас, и вас! Все равно армяне не отдадут ни вам, ни другим свои земли, хоть вы лопните, хоть вы треснете! Возвращайтесь к себе, пока не поздно, пока вас не заставили это сделать!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image