Канат Одилов: «Армении нужно повернуться лицом к Средней Азии»

27 июля, 2019 - 22:01

Антитопор уже писал несколько месяцев назад о том, что Армении необходимо обратить свой взор к странам Средней Азии, где широко ведет антиармянкую пропаганду официальный Баку. Средняя Азия издавна заселена нашими соотечественниками. На сегодняшний день в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане в совокупности проживают около 135 тысяч армян. И только в Казахстане и Туркменистане Армения имеет свои дипломатические ведомства. Условно говоря, функции дипломатов берут на себя сами главы армянских диаспор этих стран. Равно как и антиармянские «удары». Об этом и о диффамационной политике центральноазиатских государств мы поговорим с экспертом по межэтническим отношениям Узбекистана и общественным деятелем Канатом Одиловым.

– Какова ситуация в целом между армянами и узбеками в Узбекистане? Есть ли какие-либо трения между ними?

– Граждане Узбекистана, армяне по национальности, интегрированы в узбекское общество. Между ними не было и не может быть никаких проблем. Исторически так было и, надеюсь, так будет всегда, независимо от того, хотят этого провокаторы или нет. Другое дело, что в последние годы стали сгущаться тучи в узбекистанских СМИ вокруг армянской тематики. В частности, речь идет о дашнаках, которые якобы вкупе с большевиками жестоко расправлялись с мирным населением в туркестанских провинциях в 1918 г. Знаете, я не имею доступа к архивам, чтобы однозначно утверждать, были эти события или нет. Одно могу сказать точно: мои бабушки и дедушки с двух сторон жили как раз в тех самых местах Ферганской долины, о которых идет речь. Причем жили в самом эпицентре описываемых событий. Но никогда от них я не слышал о какой-либо активности дашнаков в их краях. Да и вообще никогда не звучало это слово. Зато помню, что об армянах они всегда хорошо отзывались. Были соседи-армяне, прекрасно владеющие узбекским языком. Жили душа в душу. И, повторюсь, никогда даже в узком семейном кругу не было сказано дурного слова ни об армянах, ни о дашнаках, которые бы кого-то убивали. А ведь они не могли не знать. Если бы такое происходило, то мои предки, которых я застал, были бы свидетелями событий. В 1918 году они были уже вполне зрелыми молодыми людьми, семейными, образованными и не могли не помнить. Тем более, при таком количестве жертв, которое нам предлагают на рассмотрение.

– Вы сказали «нам предлагают». А кто конкретно предлагает?

– Если говорить об Узбекистане, то это Шухрат Саламов – человек, который часто публикуется на азербайджанских ресурсах. Оттуда же и питается. За счет азербайджанской стороны его антиармянские публикации выходили и в Узбекистане. Конечно, если бы авторами были сами азербайджанцы, то выглядело бы не убедительно. Поэтому они нашли узбека, гражданина Узбекистана, который и старается для них. За подобные межнациональные провокационные действия Саламов давно нуждается во внимании правоохранительных органов Узбекистана. И дело не только в армянах, коих в стране 70 тыс. Узбекистан многонациональная страна. Любые формы ксенофобии опасны для республики, где проживают десятки разных национальностей. Кроме узбеков и армян, в стране проживают евреи, русские, корейцы, уйгуры… У многих из нас свежа память о событиях, связанных с турками-месхетинцами в Узбекистане. Это печальная, черная страница нашей страны. Она перевернута, но не забыта. Узбекистан точно не хочет повторения тех событий и намерен жить в мире со всеми народами как внутри страны, так и с соседними странами. А Азербайджан должен сам разобраться со своими конфликтами. Не нужно кричать о пантюркизме или газавате, чтобы привлечь другие народы в их вопросе с армянской стороной. Это и не этично, и, как минимум, не по-мужски. Я считаю, что деятельность Баку в отношении граждан Узбекистана носит диверсионный характер. Ведь эти армяне, против которых выполняет бакинский заказ Саламов, тоже являются гражданами Узбекистана. Это его же соотечественники.

– Мне известно, что подобные «шухраты» имеются и в других странах Средней Азии.

– Это так. По одному-два человека у азербайджанской пропагандистской машины имеются в центральноазиатских странах. Но конкретно в Узбекистане, в моей стране, глашатаем их антиармянского ора является Саламов, по которому плачет тюрьма. Пусть лучше по нему будет плач, чем по сотням другим. Ведь мы все помним события в Таджикистане в 1990-м году. Тот же Баку «пустил утку», что в Душанбе вне очереди выдаются квартиры армянам-беженцам из Баку и Сумгаита. Недовольные граждане стали устраивать массовые беспорядки против армянских граждан Таджикистана. Несколько дней не стихали антиармянские погромы в Душанбе, пока не стало ясно, что никто никаким беженцам не собирался давать квартиры. Но во что все это вылилось для республики? Продолжая оставаться на эмоциях, разъяренные толпы быстро переключились от армян к социальным проблемам. В результате чего в Таджикистане началась гражданская война, длившаяся пять лет.

– Тот самый случай, когда хочется поддержать диктаторский режим Туркменистана. Там подобные публикации бы точно пресеклись на корню.

– Возможно. Но нужно учитывать и тот факт, что, в отличие от Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, в Туркменистане и Казахстане есть армянские посольства, которые могут дать отпор, выступить с официальным заявлением против антиармянских заказух в прессе. В Узбекистане делать это некому. Разве что главе армянской диаспоры или наместнику армянской церкви. Например, вспомним февраль 2016 года, «Дело Арамаиса Авакяна», гражданина Узбекистана. Джизакский областной суд начал «дело» по местному фермеру Арамаису Авакяну и четырем его приятелям-узбекам за создание ими «исламской фундаментальной организации» и сепаратизме. Вы можете представить себе такое, чтобы христианин создал бы и руководил некой исламской фундаментальной ячейкой? Это же бред полнейший! Явно это была клевета конкурентов. Причем, клеветники даже не знали, что Авакян христианин. А суду так и вовсе это не интересно, когда все оплачено. За Авакяна некому было заступиться. Функции посредника взяла на себя Армянская церковь в Узбекистане. Священник. И то благодаря тому, что я начал трубить по всевозможным армянским организациям, друзьям. Но разве этим священник должен заниматься?! Понятно, что Авакян гражданин Узбекистана. И было бы посольство Армении в Узбекистане, то оно вправе было бы «умыть руки». Но, тем не менее, на уровне ведомств проще и легче решать проблемы.

– Что, на ваш взгляд, должна сделать Армения, чтобы сблизиться с Центральной Азией?

– Я бы даже сказал не только Армения, но и сами армяне. Армянская мировая диаспора не должна поддаваться провокациям, т.к. Азербайджан именно этого и добивается. К примеру, тот же Шухрат выполнил азербайджанский заказ, будучи узбеком. Армяне начинают считать, что Шухрат это голос всех узбеков и начинают высказывать нелестные слова об узбеках или о тюрках в общем. Это неправильно. Тюрки тюркам рознь. Есть тюрки мусульмане, есть тюрки христиане, есть тюрки-щаманы… К тому же большинство из них далеки от армяно-азербайджанских передряг. Что касается Армении, то ей необходим как воздух транспортный узел с Центральной Азией, чтобы не быть привязанной к одной только Грузии и ее внешней политике с Россией. Необходимо направить усилия на строительство железнодорожного сообщения с Тегераном. Эта транспортная артерия откроет Армении новые возможности не только с Ираном и Персидским заливом, но и со Средней Азией. Считаю, что этот вопрос должен быть первейшим для инвесторов, армянских предпринимателей и властей Армении. Важно понимать главное: туда, куда не ступит нога Армении, ступит Азербайджан. Свято место пустым не бывает.

Вадим АРУТЮНОВ,

автор и ведущий рубрики «Антитопор»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image