Записки из Арцаха: магазинчик на улице Азатамартикнер

28 июля, 2019 - 20:53

Маленький, с красивой витриной и гламурным манекеном, чья пластиковая нога пафосно пинает твою ползающую по асфальту самооценку. Таких магазинов на Азатамартикнер, да и на любой другой центральной улице Степанакерта полно. Но пока что ни один из них не платил мне за рекламу, так что сегодня не о них. Хотя этот магазин и вовсе не нуждается в громкой рекламе и кричащей вывеске.

Магазинчик тети Нади обычный, но особенный. Потому что сюда заходят не только и не столько за платьем по размеру, но еще и за разговором по душам. То, что не за одеждой сюда захотела прийти со мной и моя бабушка, я поняла поздно. Они с тетей Надей уже сидели в обнимку на маленьком диванчике. Тетя Надя тепло улыбается, и ты немного сомневаешься, кто же из них твоя настоящая бабушка.

Ее диванчик стоит в глубине магазина, оттуда лучше всего видны посетители и маленький телевизор. Рядом на круглом столике красный термос с хохломой и домашняя выпечка для всех гостей, что к ним заходят. А таких бывает много. Так уж получилось, что тетя Надя стала второй семьей для русских Степанакерта. Ее магазин – почти маленький офис русской общины. В городе тетю Надю знают и уважают очень многие. В трудные времена люди приходили и приходят к ней за помощью. Кому-то совет даст, кого-то выслушает, кто-то в долг попросит, а кто-то так и не вернет. Всем помогает, хотя и самой не легче.

«Ну что, ничего не подошло? Ну, ничего моя дорогая, ничего». Пока девушка возвращала красивые платья, что ей дали примерить дома, я пыталась понять, почему тетя Надя и вовсе не Надя, а по паспорту Жаркова Анастасия Павловна, и как вообще потомственная казачка оказалась в этом маленьком армянском городишке.

У судьбы тети Нади сложная география. Родилась в Ростовской области (в Вешенской станице). О родных краях она рассказывает с печальной теплотой, не была там давно, но знает, что их большое поместье все еще на месте. В двадцать лет дядя забрал ее работать на коммутаторе. Но телефонисткой тетя Надя не стала.

Вместо этого ее выдали замуж за военного из Карабахского села Кятук. Молодая семья жила в Баку. И там тетю Надю тоже знали и любили. У нее есть много историй связанных с соседями, армянами и азербайджанцами. «Хорошие соседки были, многому от них научилась». После того, как в городе начались беспорядки и ее мужа-армянина начали преследовать, пришлось обменять свою двушку на трехкомнатную квартиру в Степанакерте. Здесь тетя Надя живет уже почти 60 лет.

«Я никогда работы не боялась. В Баку была завхозом в институте, в Степанакерте после развода с мужем работала в аптеке, и еще была официанткой в общепите. Таскала подносы, за 30 лет ни разу замечание не получила. Потом мы сами тащили камни и строили свой кооператив».

А во время войны тетя Надя добровольно пошла поваром в роту знаменитого Ашота Хуляна «Осколки». Уже после войны их кооператив забрали и продали. Горсовет решил дать тете Наде маленький уголок рядом с отделением городской почты. Именно на этом месте сейчас стоит ее маленький уютный магазин. После войны тетя Надя была одной из первых женщин, что начали свое собственное дело, но о трудностях она много не говорит. На вопрос отвечает простым: «Ты знаешь, я привыкла».

Невероятное трудолюбие и неутомимое упорство. Она и сегодня такая. В магазин спускается самой первой, приводит все в порядок. Лучше всех знает, сколько у них товара и что именно они продали. Магазинчик – ее дом, работа – жизнь.

С работой ей помогают дочери. Светлана и Лилия по профессии математики. Но после закрытия в Арцахе русских школ свою профессию им пришлось оставить. «Бывает, ругаю, мол, плохо работаете. А они говорят: мама, мы педагоги, мы не продавцы. А что делать? Пошли торговать. Жить же надо».

«Поменьше возьми, точно подойдет». Подходит. Покупательница довольно смотрит в зеркало и тетя Надя тоже улыбается. «Иногда обижаются, почему ты, тетя Надя, на нас внимания не обращаешь, посоветуй что-нибудь. Хотя бывают и такие, что…». Людям свойственно пользоваться чужой добротой и еще более свойственно про это забывать.

Слушая рассказы тети Нади, невольно думаешь, что плохого в ее жизни случалось больше, чем хорошего. Но видя ее теплую улыбку, понимаешь: веру в людей она не потеряла. «Ничего, пусть пользуются». Всем помогает. Даже тем, на кого, казалось бы, должна быть в обиде. Душа у человека такая, широкая, как русское поле. Кажется, там для всех место найдется, вот и для меня нашлось. На прощанье тетя Надя достает горсть шоколадок. Ну и еще одну, конечно, для бабушки.

В июне у тети Нади большой юбилей. Но как отметить свое 90-летие, она пока не решила. «Даже не знаю, как захотят девочки мои, так и сделаем». Но я уверена, вся большая русская семья в этот день будет рядом с ней. Надеюсь, еще долгие годы можно будет зайти в маленький магазинчик на улице Азатамартикнер и вернуться оттуда с улыбкой на лице и теплом в сердце.

Шогер САРКИСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image