Турция руками армян

16 августа, 2019 - 18:35

Снова был апрель. Снова мы вспоминали первое в ХХ веке злодеяние – Геноцид армян 1915 г. в Турции. На этот раз хотелось бы поговорить о том, как начиналась Турция, вернее, кто ее «делал» и что эти «деятели» и их потомки получили взамен. А дело было так

Каждому школьнику известно, что, прежде, чем Османская империя стала Османской, территория Порты была Византией, а основным населением являлись греки и армяне. Им по численности уступали лишь евреи-сефарды, ассирийцы и прочие. Также известно, что прибывшие на земли Византии тюркские орды из Центральной Азии изначально расположились на отторгнутых у Византийской империи территориях в районе современной Коньи в XI веке, образовав впоследствии Конийский султанат. Тюрки были не только скотоводческими кочевыми племенами, но и имели военные навыки, впрочем, благодаря чему, в том числе, и сложился этот султанат. Здесь и стали они оседать рядом с коренным населением, греческим и армянским. У них тюрки стали перенимать оседлое кулинарное искусство, используя продукты растительного происхождения, строительство мостов, дворцовых сооружений, дорог и пр. Образованием тюрки особо не блистали. Если и изучали какие-то науки, то исключительно в рамках мусульманских медресе. На основе Корана. Но для строительства медресе нужны были архитектурные навыки, в чем, опять же, тюрки-сельджуки отставали от оседлых народов. Юрты, шатры, алачыги — они и были пристанищами для талибов (студенты — прим.авт.) медресе. И первую медресе из камня на территории Конийского султаната соорудил в XIII веке армянин Галуст. Речь о Минаре Индже в Конье, которая и сейчас украшает этот город. С тех пор медресе Галуста и есть тот самый архитектурный стиль, называемый нынче «сельджукским». Кстати, архитектор Галуст являлся также и создателем второго медресе в Сивасе. А подробно почитать о сельджукских строениях на территории современной Турции можно в книгах крупного ученого-историка Анатолия Леопольдовича Якобсона, в работе «Сельджукские отклики на темы Армянской средневековой архитектуры».

После завоевания Константинополя и провозглашения Османской империи большая часть граждан Византии стала гражданами Османской Порты. Помимо всяко-разных налогов, уплачиваемых христианами своим новым тюркским мусульманским правителям, самым ценным «налогом» были мозги оседлых коренных жителей Анатолии, Армянского нагорья и Балкан. Они стали строить тюркам-османам великолепные дворцы, караван-сараи, мечети. Армянские и греческие зодчие вкладывали весь свой талант архитектурной мысли. Не считая греческих, только одними армянскими архитекторами были построены десятки мостов по всей Османской Порте, а дворцов так и вовсе не счесть. К примеру, Долмабахче. Это величайшее в истории Востока сооружение является визитной карточкой современного Стамбула и построено оно архитектором Баляном. Этой армянской династией оставлено в Стамбуле 23 султанских дворца, названия которых у многих иностранцев ассоциируются со Стамбулом, а то и со всей Турцией: Топкапы, Бейлербей, Чираган, Валиде Султан, Дефтердар Султан, Адиле Султан, Дворец Близнецов, Дворец Сальпазары, Эюль, Йылдыз, Чифте, Хюнкар, Прибрежный Дворец, Дворец Эсмы Султан, Аналыкавак, Кючюксу, Ыхламур, Дворец Махмуда Первого…. И это только дворцы. Армянским зодчим принадлежат и такие мечети, как Нусретие, Ортакёй, Аксарай Валиде… Плюс кожевенные фабрики, металлургические заводы, военная академия, госпитали и пр.

Но вернемся во дворцы, где работали лучшие повара империи, среди которых были греки, славяне, армяне. Каждый из поваров не только придумывал, но и выставлял на стол султана блюда своей национальной кухни. Все это в совокупности многие называют уже «турецкой кухней». В книге «Национальные кухни наших народов» историк кулинарии Вильям Похлебкин пишет:

«С XVII до начала XIX в. Армения была поделена между Турцией и Ираном. В этот период хозяйство Армении, ее людские и материальные ресурсы пришли в упадок, но духовная и материальная культура не изменилась, не погибла и армянская кухня. Наоборот, армяне внесли свой вклад в кухню турок-сельджуков, так что многие истинно армянские блюда стали позднее известны в Европе через турок как якобы блюда турецкой кухни».

Например, всем известно выражение «кофе по-турецки». Так назвали один из способов приготовления кофе в Европе. А назвали так потому, что первые кофейни в Европе стали открывать предприниматели из Османской империи, армяне по национальности. Конечно же, европейцев национальность предпринимателя не интересовала. Кофе из Турции? Значит, по-турецки! Но если быть дотошным в этом вопросе и обратиться к историческим справочникам, то мы узнаем, что в Вене первую кофейню открыл армянин из Османской Турции Ованес Диадато в 1685 году. После Вены кофейня была открыта в Париже уже другим армянином – Паскалем.

Армяне также были известными в Османской порте дипломатами, министрами, военными деятелями, учеными. А музыкальная культура Турции так и вовсе не обходится без армянского стержня. Ведь сельджукское прошлое турок состояло из репертуаров акынов, баятов, чьи произведения сопровождались простейшими музыкальными инструментами, выполненными из конских волос (струны) и кожи. Нотной записи не существовало. Тюрки уже в Анатолии переняли сложную нотную запись арабов, состоявшую из арабских харфов. Армянский композитор и музыковед конца XVIII-нач. XIX вв. Амбарцум Лимонджян упростил туркам задачу и изобрел «Османскую нотопись», называется она ныне в Турции Hamparsum notası (Нотопись Амбарцума). Благодаря этой нотописи в современной Турции сохранились тысячи музыкальных произведений Османской империи. Это что касается народной музыки.

Также армяне были пионерами европейской классической музыки в османском Константинополе: первая опера на территории современной Турции «Аршак II» поставлена Тиграном Чухаджяном и Товмасом Терзяном. Опера стала первой и на всем на Востоке. Впервые она была сыграна на армянском и итальянском языках в 1868 году.

После распада Османской Империи и создания Турецкой Республики остатки армян в этой стране снова стали «лепить» Турцию. Армянский архитектор Кегам Кавафян спроектировал первый в Стамбуле Музыкальный театр Сюрейя, открывшийся в 1927 году. А ряд армянских лингвистов издали для новотурецкого языка первые франко-турецкие словари, орфографические словари турецкого языка. Одним из них был Агоп Мартаян, известный в Турции под псевдонимом Дилачар. Мартаян также стал отцом-основателем современного турецкого письма, наделив латиницу типичными для турецкой фонетики знаками. Он же, Агоп Мартаян, является автором официальной подписи Ататюрка.

Как видите, турки получили от армян сполна. Но чем расплатились? Геноцидом полутора миллионов армян и изгнанием всего армянского населения из Западной Армении, называемой ныне Восточной Анатолией. Древние армянские города Карс, Ани, Эрзурум, Ван, Артвин, Мараш ныне принадлежат Турции, не историческим их хозяевам. Как и Арарат. За свои благие дела часть армян была жестоко убита, другая часть рассеяна по миру. Вот чем расплатилась Турция, не признав до сих пор злодеяний своих предшественников.

Вадим АРУТЮНОВ

Комментарии

Армяне созидали на своей Родине - в Западной Армении, которую у неё отобрали. Придёт время и она вернётся своим истинным хозяевам.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image