“Кто, кроме евреев, может понять боль армянского народа?”

8 апреля, 2013 - 12:28

В преддверии 98-й годовщины геноцида армян в Османской империи Союз армян Израиля “АРАРАТ” обратился к народу Израиля, к интеллигенции, общественным организациям с просьбой призвать парламент, правительство Израиля последовать примеру других стран и признать геноцид армян 1915 года. В эти дни в портале “Проза.ru” опубликован очерк русскоязычного еврейского писателя Льва ИЗРАИЛЕВИЧА “Евреи и армяне”, в котором он проводит параллели между историческими судьбами двух народов.

Пожалуй, нет сегодня в мире двух других народов, которые имели бы такие разные религиозные и культурные традиции и одновременно такие похожие национальные судьбы. Более того, два этих народа имеют до неправдоподобия схожие национальные трагедии. Я имею в виду еврейский и армянский народы. На первую половину прошлого столетия пришлись две жуткие трагедии в истории армянского и еврейского народов — геноцид армян 1915 г. и холокост, геноцид европейского еврейства, — в период Второй мировой войны.
Темы, связанные с признанием или непризнанием геноцида армян и холокоста евреев до сих пор занимают важное место в современной мировой политике. Сегодня на эти темы написаны горы материалов. К сожалению, как мне кажется, мало кто их читает. Особенно молодежь. Я даже не уверен, что на нашем сайте многие обратят внимание на мой очерк. Впрочем, оно и понятно. Приятней и легче почитать что-то легкое, веселенькое или даже грустное. Ну а для тех, кому тема покажется интересной, продолжу. Это рассказ о том, как трагично переплелись на Ближнем Востоке судьбы двух древних народов: еврейского и армянского.
Армения и Израиль — две маленькие страны. Они соизмеримы по площади, и обе находятся в окружении крупных враждебных им стран. У Армении — это страны с антихристианской идеологией, у Израиля — антиеврейской. Именно по этим причинам Израилю, островку посреди арабского океана, выгодно дружить с тюрками, а Армении, островку посреди тюркского моря — с арабами. Сегодня существует блокада границ Армении со стороны Турции и Азербайджана. Нестабильна и армяно-грузинская граница. А потому короткая граница с Ираном приобрела для Армении особо важное значение. Однако так сложилось, что армянский сосед в лице президента Ирана пообещал стереть Израиль с карты мира. Турция же, партнер Израиля (сегодня, правда, не очень дружественный), категорически отказывается признать геноцид армян в 1915 году. И еще одно партнерство, омрачающее армяно-израильские отношения. Я имею в виду дружеские связи Израиля с Азербайджаном. Вот все эти политические перипетии и привели к ситуации дипломатического тупика в отношениях Израиля с Арменией. Справедливо сказать и наоборот.
Армения и Израиль еще в 1992 году установили дипломатические отношения. Однако это очень странные отношения. Страны не имеют посольств друг у друга. Посол Израиля в Армении, как ни парадоксально, находится в Тбилиси. Он наведывается в Ереван лишь пару раз в месяц. Посол Армении в Израиле находится еще дальше от страны, в которой представляет интересы своей родины, — во Франции. Правда, в Израиле существует маленькое армянское консульство.
Первые армяне поселились на Земле Израилевой еще в I веке до н.э. То были времена победоносных походов воинов армянского царя Тиграна Великого на Святую землю. В XVII веке на средства армянской диаспоры в Иерусалиме появился отдельный армянский квартал. Сегодня его население составляет около 2500 человек. Во время Первой мировой войны к жителям квартала присоединились еще несколько сот семей, бежавших от турецкой резни. Как и во все предыдущие века, жизнь местной армянской общины до сих пор тесно связана с церковью и христианскими святынями, расположенными в самом центре израильской столицы.
Молодые армяне, живущие в Иерусалиме, имеют израильские паспорта и являются полноправными гражданами Израиля. Люди старшего поколения сохраняют иорданское подданство. Несколько сот армянских семей живут в Палестинской автономии. В основном в Бэйт-Лехеме (Вифлееме). Здесь проживают около 350 человек. В последнее время Армянская Апостольская Церковь предпринимает попытки возродить национальную культуру на палестинских территориях. Сегодня на территории Израиля армяне — одно из древнейших национальных меньшинств. Они появились на этой земле гораздо раньше арабов, друзов, черкесов и пр. нацменьшинств.
Историки утверждают, что этнические армяне, населяющие сегодня Армянский квартал Иерусалима, практически непрерывно проживают там с I века до н. э. Квартал имеет уникальную историю. Он чудесным образом почти не пострадал в годы римской, византийской, персидской и арабской оккупаций. И это при том, что в течение этих же столетий остальная, еврейская, часть города подвергалась колоссальным разрушениям. Вплоть до полного уничтожения. А вот Армянский район Иерусалима ни крестоносцы, ни мамлюки, ни османы не тронули. Но что удивительней, даже в мрачный для христиан период арабского халифата армянским епископам в Иерусалиме удавалось вести свою деятельность. Сегодня этот квартал является культурно-историческим центром армянской общины Израиля.
В Израиле существует еще один Армянский квартал. Он расположен в городе Яффо. Это один из самых древних в мире городов и портов. Армянское присутствие здесь документально зафиксировано с пятого века н.э. В то же время в Яффо появилась первая православная армянская церковь. Армянская община Яффо значительно меньше иерусалимской. Но она всегда была необыкновенно сплоченной, благодаря чему смогла выстоять и не исчезнуть в многочисленных войнах, политических потрясениях и природных катаклизмах.
К сожалению, уже в новейшие времена армянская община Яффо испытала потрясения. Особенно большие — после Шестидневной войны 1967 года. Сотни армянских семей вынуждены были тогда покинуть город из-за судебных распрей с арабским населением по поводу прав на владение землей. Кроме того, в начале 70-х годов из-за отсутствия учеников здесь была закрыта большая армянская школа. Впрочем, в последнее время армянская община Яффо получила новое дыхание. Дело в том, что иммиграция из СССР и стран СНГ значительно пополнила общину за счет новых репатриантов — этнических армян. Несколько лет тому назад была закончена серьезная реставрация церкви Святого Николая в Яффо, возведенная в начале прошлого века. Так что в Яффо армяне зажили веселей.
Армянская община Иерусалима, можно сказать Палестины, имеет уникальный опыт политического выживания. За 60 лет, прошедших после младотурецкой революции 1908 года, иерусалимские армяне трижды поменяли свое подданство. До 1917 г. они являлись османскими подданными. В британский период Старый город Иерусалима, где проживала значительная часть армянской общины, был центральным районом административного центра подмандатной Палестины. Феномен “выживаемости” армянской общины в Палестине в очень сложных внутри- и внешнеполитических условиях до сих пор до конца не разгадан. По крайней мере такой информации я не обнаружил. В 1949 г. район проживания армян оказался частью Иорданского Хашимитского королевства. Более того, так называемый западный берег реки Иордан (древние Иудея и Самария) был присоединен к Иордании вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН. Но мировая общественность в тот раз, как ни странно, промолчала. Оккупацией действия Королевства не сочла.
Что касается Иерусалима, то ООН, высший международный форум, в 1949 году решил присвоить городу экс-территориальный статус под международным контролем. Однако Иордания проигнорировала это решение и аннексировала восточную часть древней иудейской столицы. После чего Восточный Иерусалим с Армянским кварталом, как и Старый город в целом, оказался приграничным районом. В ходе Шестидневной войны в 1967 году Старый город Иерусалима, вместе с находившимся в нем Армянским кварталом, был занят израильской армией. А затем объединенный Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Государства Израиль.
В Израиле мне неоднократно приходилось общаться с местными армянами. Однажды, во время отдыха на Мертвом море я познакомился с человеком необычной биографии. Я бы даже сказал, судьбы. Впрочем, в Израиле биографией и даже судьбой удивить трудно. Так вот, будучи по матери евреем, а по отцу — армянином, мой знакомый репатриировался в Израиль в 2003 году.
Так получилось, что в его семье сошлись воедино две великие трагедии. С одной стороны, его родные и близкие по отцовской линии пережили холокост, с другой — предки матери — резню армян 1915 года в Турции. Мы часто беседовали на эту не очень злободневную в Израиле армяно-еврейскую тему. И как-то мой новый знакомый задал вот такой риторический вопрос: “Кто, кроме евреев, может понять боль армянского народа?” А потом задумался и сказал примерно следующее: “Именно поэтому главной целью политиков Армении и Израиля, по моему мнению, должно стать сближение двух наших народов. Я лично хочу, чтобы Израиль признал геноцид армян, потому что оба народа очень много страдали на протяжении всей своей многотысячелетней истории”.
В еврейской истории случались времена, когда евреи очень сильно боялись разделить судьбу армян. Что, в конце концов, и произошло. Впрочем, наоборот тоже случалось. Армяне, к примеру, в СССР делали все, дабы избежать участи евреев. На первый взгляд, странной и непонятной сегодня выглядит ситуация, при которой лидеры Израиля, не скажу, отрицают, но официально до сих пор не признали геноцид армян. Однако при более глубоком рассмотрении данная проблема уже не кажется такой простой и однозначной, как на первый взгляд. Дело в том, что признание геноцида армян Израилем окажет самое пагубное влияния на его отношения с Турцией.
Помимо этого признание поставит под угрозу стремительно развивающееся стратегическое партнерство с Азербайджаном. Так что лидерам еврейской страны приходится лавировать, и постоянно шевелить своими “еврейскими мозгами”. Судьба армянского народа и в самом деле в чем-то схожа с еврейской. Армяне — древний народ, сохраняющий свои этнические черты. На протяжении большей части своей истории Армения находилась под властью других народов. Да и сегодня достаточно обширные территории, населенные армянами, входят в состав Турции. Еще в конце XIX века турки приступили к политике планомерных репрессий, направленных против армянского населения. В 1915 году, в ходе Первой мировой войны, заподозрив армян в симпатиях к России, турецкое правительство приняло тайное решение о тотальной депортации армянского населения. Сотни тысяч армян империи были насильственно переселены в пустыню, расположенную на территории современной Сирии. А затем в этом регионе Османской империи от рук турок и их наемников из курдских племен погибли свыше миллиона мирных ни в чем неповинных граждан уже развалившейся империи.
Исторически армянская диаспора всегда очень напоминала еврейскую. Оба народа, утратив свою государственность, превратились главным образом в жителей городов. Они занимались схожими профессиями. Изредка, правда, получали привилегии от правителей. Однако намного чаще становились жертвами ложных обвинений и наветов, часто подвергались преследованиям и гонениям. Армяне, так же как и евреи, в диаспоре порой находились перед угрозой полной ассимиляции и даже уничтожения.

Немного о том, как евреи появились в Армении. В Устной Торе (Мидраш Эйха Раба, гл. 1) говорится, что вавилонский царь Невухаднецер в V веке до н.э., сразу после разрушения Первого Храма, пригнал часть евреев в Армению. Во II веке до н.э. армянский царь Тигран I уже пригласил евреев добровольно поселиться в горных районах Армянского царства. Имеются исторические свидетельства тому, что уже в первом веке до нашей эры в Армении проживала еврейская община. Более того, некоторые родоначальники армянского дворянства по происхождению считались евреями.  Вкратце о том, как мир узнал о преступлении против человечности, совершенном турецкими лидерами накануне краха Османской империи, названном впоследствии армянским геноцидом. Первым, кто донес до мировой общественности информацию о жутких злодеяниях турецких фанатиков, был Арон Аронсон, всемирно известный ботаник, первооткрыватель дикой пшеницы, ведущий лидер еврейского населения в Палестине. В 1915 году Аронсон, находясь по делам службы в турецкой Анатолии, стал невольным свидетелем массовой резни армян. Впервые о зверствах турецких властей по отношению к армянскому населению он узнал от сестры Сары. Жуткие картины тех событий она увидела в том же году из окна поездного вагона, когда возвращалась из Стамбула в Хайфу. Еще более ужасающие сцены армянского холокоста описал в своей книге один из членов подпольной еврейской организации “НИЛИ” Эйтан Белкинд. В Первую мировую войну он служил офицером в турецкой армии.
Аронсон, как истинный ученый-исследователь, тщательно изучил, систематизировал и проанализировал имевшиеся у него материалы. Написал подробный отчет и стал одним из первых, кто сообщил миру об этих трагических событиях. С большим трудом и немалым риском для жизни Аронсон смог передать свой отчет военному ведомству Британской империи. Англичане его почитали, подкорректировали и издали под своим названием: “Отношение турецких властей к армянскому населению”. На том, собственно, все и кончилось. Отчет лег под сукно и до сих пор там пылится. А власти гигантской империи, находившейся в предсмертной агонии, руками курдских племен еще не один год продолжали резать ни в чем неповинных людей. В результате из 2,5 миллионов армян в Османской империи к 1923 году осталось не более одного. Остальные были зарезаны, расстреляны или сожжены заживо. (В 1915-1916 гг. погибли 1,5 млн армян, около 600 тысяч стали беженцами. Западная Армения лишилась исконного, автохтонного населения — “НВ”.)
Газовые камеры к тому времени еще не изобрели. Ну, а что до понятия геноцид, то, собственно, и сегодня так называют турецкую резню армян только что сами армяне. А весь мир, в том числе и Израиль, что-то нерешительно мямлит. Геноцид армянского населения потряс Аронсона до глубины души. Но не только. Эта трагедия армянского народа окончательно убедила его, что развитие еврейского поселенческого движения, а главное — создание независимого еврейского государства возможно только после освобождения Эрец-Исраэль от турецкого владычества. Уже в наше время уничтожение армян в Османской империи рассматривались несколькими международными организациями. В 1984 году так называемый “Постоянный трибунал народов” признал действия Османской империи геноцидом. К аналогичному выводу в 1997 году пришла Ассоциация исследователей геноцида.
В 2001 году совместная турецко-армянская комиссия по примирению обратилась в “Международный центр по вопросам правосудия переходного периода” для независимого заключения, являются ли события 1915 года геноцидом. В начале 2003 года “Центр” представил заключение, что события 1915 года подпадают под все определения геноцида. Однако, несмотря на все эти решения и заключения авторитетнейших международных инстанций, проблема признания геноцида армян так же далека от своего разрешения, как и арабо-израильский спор за последний клочок Земли Обетованной.
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
(С сокращениями)

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image