Агент Золя. Латышский стрелок на службе советской разведки в Париже

17 октября, 2019 - 12:22

135 лет назад – 17 октября 1884 года – родился Волдемарс Озолс, удивительный человек, военный, который служил в шести армиях и оказал немалые услуги целому ряду государств.

О Волдемарcе Озолсе пишут книги и статьи, его судьбу историки изучают по материалам архивов, но в его похожей на приключенческий роман жизни по-прежнему остается немало "белых пятен".

Сто лет назад в Риге шли тяжелые бои, германская артиллерия, находившаяся под формальным командованием авантюриста Павла Бермондта-Авалова, с правого берега Даугавы обстреливала Старую Ригу, а начальник оперативного отдела Главного штаба армии Латвийской Республики, полковник-лейтенант Волдемарс Озолс разрабатывал план контрнаступления...

Бои за независимость

Парадокс, летом 1919 года латыш Волдемарс Озолс служил в армии... Эстонии и не имел даже права въезжать в Латвию. Однако в сложнейшее для республики время Карлис Улманис не только вынужден был отменить Озолсу запрет на пребывание в Латвии. В критической ситуации власти Латвии, наконец, взяли талантливого военного на службу.

Автор книги об Озолсе, латвийский ученый Манфредс Шнепс-Шнеппе пишет, что, согласно реализованному замыслу начальника оперативного отдела Главного штаба армии ЛР, германская Железная дивизия была окружена в Торнякалнсе и сумела спастись только благодаря переброшенному из Восточной Пруссии германскому полку, который прорвал кольцо окружения.

11 ноября 1919 года колокола рижских церквей своим звоном известили о победе Латвийской армии. Ныне 11 ноября в Латвии ежегодно празднуют День Лачплесиса. Кстати, сам Озолс в 1921 году был награжден боевым орденом Лачплесиса 3-й степени. Причем не за военные действия против Бермондта, а за бои с латышскими большевиками весной 1919 года.

Но кто же он, творец победы? В 1904 году молодой помощник начальника станции "Александровские ворота" Волдемарс Озолс поступил в Виленское пехотное юнкерское училище. Далее начинаются вопросы. Например, есть утверждения, что юнкер Озолс в то время увлекался революционными идеями.

Впрочем, известно это в наши дни прежде всего со слов самого Озолса, написанных намного позднее.

А вот то, что, поступив на службу в Российскую императорскую армию, Озолс действовал в соответствии с семейной традицией – факт. Ведь его отец Ансис Озолс, токарь по профессии, был участником русско-турецкой войны.

В 1911 году подпоручик Волдемарс Озолс поступил в Императорскую Николаевскую военную академию в Санкт-Петербурге и учился в ней так хорошо, что за успехи в учебе был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени.

Для продолжения службы он был назначен в штаб Кавказского военного округа в Тифлисе (ныне Тбилиси — прим. автора). В Первую мировую войну штабс-капитан Озолс принимал участие в организации добровольческих армянских воинских формирований. При деятельном участии Озолса весной 1915 года удалось освободить древнюю столицу Армении Ван, осажденную турками, и спасти местное армянское население от резни.

В 1916 году Волдемарс Озолс стал начштаба второй Латышской стрелковой бригады, в 1917 году был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Кстати, за время Первой мировой войны Волдемарс Озолс был награжден наибольшим количеством орденов среди всех выпускников Виленского юнкерского училища. Не удивительно, что после Февральской революции 1917 года Волдемарса Озолса избрали председателем Исполкома Объединенного Совета латышских стрелковых полков (Исколастрел).

После этого в биографии Озолса появляются "белые пятна". В исторической литературе встречаются совершенно различные версии того, что он делал в первый год после Октябрьской революции 1917 года. Высказываются, к примеру, такие противоречащие друг другу версии: "долго лечился после ранения", "служил большевикам" и даже – "чуть было не был репрессирован большевиками".

Кстати, еще до Октябрьской революции Озолс выдвинул идею создать из латышских стрелковых бригад и полков корпус. Затем эту идею поддержал его друг, полковник Иоаким Вацетис (латыш. Jukums Vācietis).

В результате Латышская стрелковая дивизия, сыгравшая огромную роль в Гражданской войне, уже при советской власти была создана. Можно сказать, что и Озолс косвенно приложил руку к ее появлению.

В конце 1918 года Озолс вернулся в Латвию и просил зачислить его в Латвийскую армию. Далее в книгах и статьях о нем вновь начинаются разночтения. По одной из версий, ему отказали в приеме на службу и он уехал в Эстонию. По другой версии – его арестовали, а затем выслали, утверждая, что Озолс в 1917 году, будучи председателем Исколастрела, потворствовал большевикам.

Довольно странные версии, если учесть, что в июле 1917 года Озолс подал в отставку с поста председателя Исколастрела именно в знак протеста против того, что латышские стрелки полевели.

А в начале 1919 года численно небольшая Латвийская армия должна была бы ценить каждого добровольца, особенно, если тот имел военное образование. То есть будь доказано, что Озолс связан с большевиками, его бы наверняка расстреляли, а в любом другом случае должны были бы с радостью принять на службу. Так что причины отъезда Озолса в Эстонию выглядят весьма загадочно.

Латвиец в Эстонии

Итак, Озолс оказался в Эстонии. И тут ему повезло. Командующим армии Эстонской Республики стал его однокашник по Николаевской военной академии Йохан Лайдонер. Тот срочно зачислил способного латыша в армию Эстонской Республики и назначил начальником штаба объединенной группы эстонских и латвийских сил. В эту группу входила и белолатышская бригада Йоргиса Земитанса.

Когда большевики отступили из Риги в Латгалию, белоэстонцы и бригада Земитанса летом 1919 года столкнулись с ландесвером – ополчением балтийских немцев, и частью германских войск генерала Рюдигера фон дер Гольца. Белоэстонцы и бригада Земитанса разгромили противника.

Только благодаря этой победе, правительство Карлиса Улманиса смогло вернуться в Ригу. Еще раньше в столицу Латвии торжественно въехал во главе своей бригады Йоргис Земитанс.

А что же Озолс? Он публично назвал Земитанса выскочкой и дилетантом, в результате чего вынужден был вернуться обратно в Эстонию. И служил в эстонской армии, пока его не позвали в Латвию в связи с наступлением войск Бермондта на Ригу.

Новый странный зигзаг в его биографии – после разгрома Бермондта латыш Озолс… вернулся в Эстонию, а вскоре его пригласили послужить военным советником в генеральный штаб армии Литовской Республики, воевавшей с Польшей.

В Латвию он вернулся лишь летом 1921 года. Стал одним из лидеров основанного профессором Карлисом Балодисом оппозиционного движения "Рабочий союз", сотрудничал с видным социал-демократом, великим поэтом Янисом Райнисом, редактировал газету Jaunā Diena ("Новый день").

И вдруг – новый поворот: в конце 1932 года Озолс возглавил радикальную организацию "Легион", а за борьбу против коррупции, проводимую нестандартным методом, в 1933-м году был выслан из Латвии. Не спрашивая ни у кого разрешения, в 1934 году он въехал в Латвию и в итоге около года провел в тюрьме, затем вновь был выслан…

Приключения в Европе

В 1936 году Волдемарс Озолс отправился участвовать в гражданской войне в Испании. Республиканское правительство сразу же присвоило ему звание бригадного генерала. За какие заслуги? Кто знает, может быть, Озолсу помогло знакомство с начальником 3-го отдела Разведупра Красной армии Оскаром Стиггой – латышским стрелком, как и Озолс, также состоявшим в Исколастреле в 1917 году.

Кстати, незадолго до поездки в Испанию Волдемарс Озолс в Париже встретился со Стиггой. Известно, что вместе с Оскаром Стиггой он прибыл в Испанию к главному военному советнику в армии республиканской Испании Яну Берзину (настоящее имя – Петерис Кюзис), ранее возглавлявшему Разведывательное управление Красной армии.

В 1938 году Озолс обосновался во Франции. Во второй половине 1940 года он обратился в советское посольство с просьбой разрешить ему вернуться в Латвию. В своем заявлении Волдемарс Озолс писал: "Я предлагаю все свои силы и знания на работу для пользы нашей Советской Родины и буду работать там и использовать то, что Советские власти найдут нужным".

Ему предложили послужить родине в Париже. Так появилась советская резидентура во Франции во главе с агентом "Золя". Конечно, Волдемарса Озолса никто не обучал тому, как работать в разведке. Однако у него были прекрасные знания в военной области, большой опыт организаторской работы, он владел несколькими языками.

Резидент советской военной разведки "Золя" создал агентурную сеть, его группа пыталась своей деятельностью помочь как Москве, так и западным союзникам.

Когда на связь с Озолсом вышел агент Кент, который уже был к тому времени разоблачен нацистами, над группой нависла страшная опасность. Спасли созданную Озолсом агентурную сеть тщательная конспирация и то, что немцам уже недолго оставалось удерживать Париж.

Кстати, после освобождения столицы Франции от нацистской оккупации французская контрразведка даже заподозрила Озолса в работе… на немцев и арестовала его. Понадобилось вмешательство в ситуацию советского дипломата, чтобы Озолса освободили...

В 1945 году одни латыши стремились эмигрировать из Латвии на Запад, а другие в нее возвращались. 22 июля 1945 года Волдемарс Озолс вернулся в Латвию и стал доцентом географического факультета Латвийского госуниверситета, написал учебник по картографии для вузов.

В 1949 году Волдемарс Озолс в возрасте 64 лет умер от разрыва сердца и был похоронен в Риге, на кладбище Райниса неподалеку от могилы своего бывшего соратника – великого поэта, именем которого названо кладбище.

Александр Гурин

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image