Телеграфист, спасший Пазарджик. К юбилею “неизвестного героя Болгарии”

21 ноября, 2019 - 14:24

Памятник этому человеку – одна из, можно сказать, главных достопримечательностей города Пазарджик, что на юге Болгарии, на реке Марица, километрах в 110 от столицы страны – Софии. Памятник установлен в районе городского вокзала, в начале улицы, носящей его имя (до середины 1920-х годов, кстати, эта улица называлась “Армянской”). Хотя этот человек не был ни политическим деятелем, ни ученым, ни военачальником, ни даже депутатом парламента. Но для пазарджикцев он – национальный герой на все времена.

Речь идет об Ованнесе Сваджяне (1844-1906), который вошел в болгарскую историю как “телеграфист – спаситель Пазарджика”. Уроженец Адрианополя (болгары называли этот город Одрин, ныне – Эдирне на территории современной Турции), он с детства хорошо владел не только армянским, но и болгарским, греческим и турецким языками. А в годы учебы в Константинопольском Робер-коллеже овладел и французским. Женился на Параскеве Филиповой, чьи родители погибли во время Апрельского восстания 1876 года. У них родилось пятеро детей; шестым стал приемный сын – Атанасчо, оставшийся сиротой после Батакской резни.

(Апрельское восстание — национально-освободительное восстание в Болгарии против турецкого владычества, с 18 апреля до 23 мая 1876 г. Было жестоко подавлено турецкими войсками: погибло около 30 тыс. человек, включая мирное население. Одним из трагических эпизодов восстания стало массовое убийство болгарского христианского населения, учиненное османскими нерегулярными войсками – башибузуками в селе Батак в мае 1876 года. Тогда, по разным оценкам, было вырезано от 3000 до 5000 жителей села, включая женщин и детей. Информация о Батакской резне, как и обо всем апрельском восстании, получила широкий резонанс и стала одним из ключевых поводов начала русско-турецкой войны 1877-1878 гг.) 

Свой подвиг Ованнес Сваджян совершил 14 января 1878 года, на финише войны с турками. Тогда он был телеграфистом на железнодорожной станции Пазарджик. Турок уже теснили отовсюду. Главнокомандующий Западной турецкой армией, дивизионный генерал Сулейман-паша, назначенный на этот пост после перехода русских войск через Балканы, узнав о приближении русской армии к Пазарджику, что грозило ему неминуемым разгромом, решил “на прощание” предать город огню и мечу. Перепуганных жителей согнали в поле у села Башикарово, а часть – к селу Чиксален. “Среди них были и некоторые мои предки, - пишет болгарский экономист и историк Стоян Тачев.- Трескучий мороз, над полем кружится с нежная метель. Люди оцеплены солдатами. Большинство одето налегке: их вытащили из домов впопыхах, некоторые – даже босиком. Все понимают, что ничего хорошего их не ждет. Женщины и дети плачут…”    

Сделав эти “приготовления”, Сулейман-паша решил запросить Оттоманские власти во главе с султаном (каковым тогда был кровавый самодержец Абдул-Гамид-II). И отправился с адъютантом на вокзал – отправлять телеграмму. 

В эту смену дежурил именно 34-летний Ованнес Сваджян. 

- Мне нужно отправить телеграмму  султану – говорит ему Сулейман-паша и начинает диктовать текст.

Сваджяна прошибает пот: военачальник испрашивает разрещение сжечь город и истребить население. Телеграмму пришлось отправить. Через некоторое время по телеграфу приходит ответ: “Сжечь и не щадить!”

Ованнес в крайнем напряжении, как он потом признавался – на секунду даже перед глазами потемнело. Что делать? Передать Сулейману-паше точное содержание телеграммы – значит, подписать смертный приговор Пазарджику и его жителям. А обманув турецкого генерала, Сваджян рисковал собственной жизнью.

- Каков ответ султана? – спрашивает Сулейман-паша, увидев выползшую из телеграфного барабана полоску бумаги, испещренную непонятными для него значками.

Сваджян мгновенно принимает решение, оборачивается к генералу и спокойно отвечает:

- Ответ такой: “Не сжигать и пощадить!”

Разгневанному Сулейману-паше приходится поверить на слово, ибо ни он, ни его адъютант в азбуке Морзе не разбираются. Сваджян неимоверным усилием воли сохраняет невозмутимость. А турецкому главнокомандующему, рассчитывавшему совсем на иное распоряжение, приходится отдать приказ – снять оцепление вокруг Башикарова и Чиксалена и выдвигаться на Филиппополь (ныне – Пловдив). Пазарджик спасен!

Несколько часов спустя в город вошли русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Иосифа Гурко. И угроза гибели отодвинулась окончательно и бесповоротно.  

Кстати, Сулейман-паша со своим войском в битве при Филиппополе 17 января 1878 года, ставшей завершающим сражением русско-турецкой войны, потерпел сокрушительное поражение, потеряв до 20 тыс. человек и более ста орудий (потери русской армии – 41 офицер и 1209 нижних чинов). Он был арестован и отдан под суд, который в итоге приговорил его к лишению чинов, наград и 15 годам заключения в крепости. Однако вскоре он был помилован султаном, с заменой заключения на ссылку.  

После освобождения Пазарджика Ованнес Сваджян был награжден орденами “За гражданские заслуги” и “Св. Александра” 3-й степени. Некоторое время он возглавлял городскую администрацию. А затем вернулся на вокзал – стал начальником станции. Скончался наш соотечественник 14 октября 1906 года, в городе Своге, что в Софийской области.

Благодарные пазарджикцы не забывают своего спасителя. В знак признательности за его заслуги в 1925 году городской муниципалитет переименовал в его честь Армянскую улицу. В 1938 году на здании вокзала была установлена памятная доска в честь храброго телеграфиста. В 1986 году его останки перевезли из Своге в Пазарджик и торжественно перезахоронили на городском кладбище – на Аллее достойных граждан. В июне 2001 г. мэрия объявила Сваджяна почетным гражданином Пазарджика. Был также снят документальный фильм “Ованнес Сваджян – спаситель Пазарджика”. А в октябре 2006 года, к 100-летию его смерти, возле улицы, носящей его имя, был установлен памятник (автор – скульптор Тома Попов). -м 

    100-летие его смерти было отмечено сообществом города 14 октября 2006 года. с открытием памятника Герою площади рядом с его названной улицей. Автор-скульптор Томас Попов.

История Ованнеса Сваджяна – путь честного, порядочного и благородного человека с сильным характером. Его героический поступок вошел в историю Пазарджика и всей Болгарии. “Этот армянин, - подчеркивает Стоян Тачев,- навсегда останется частью красивого города у реки Марица. Навсегда останется пазарджикцем”.

Вместо эпилога

После подавления Апрельского восстания видный британский государственный деятель, неоднократный премьер-министр Уильям Гладстон, издав “по горячим следам” брошюру “Болгарские ужасы” и приняв энергичное участие в организации общественного движения против так называемой “Восточной политики” правительства Великобритании во главе с Бенджаменом Дизраэли (эта брошюра, обличавшая “турецкую расу” как “один великий антигуманный экземпляр человеческого рода”, имела значительное влияние), отправил в Пазарджик две анкетные комиссии для расследования учиненных турками зверств. Сваджян взял на себя расходы по пребыванию английской делегации, познакомил британцев с болгарскими революционерами, чтобы трагические события были записаны с максимальной точностью.

“Сколько мы Вам должны за помощь, господин Сваджян?” – поинтересовались потом англичане.

“Вы мне ничего не должны, господа! – ответил он. – Я исполнил свой долг ради болгарского народа!”

     Ашот Гарегинян

При подготовке материала использовались сведения из источника: https://bulgarianhistory.org/telegrafist-ovanes-syvadzhyian/?fbclid=IwAR...

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image