НАПОМНИМ, ЧТО НАСЕЛЕННЫЙ АРМЯНАМИ РАЙОН КЕСАБ расположен на северо-западе Сирии в провинции Алеппо вблизи городов Александретта, Антиохия и Латакия, на расстоянии 3 км от побережья Средиземного моря. Он входит в состав мухафазы Латакия на границе с турецкой провинцией Хатай. Этот райский горный уголок - яблоко раздора между Сирией и Турцией - до сих пор оставался без какого-либо внимания, он был неизвестен и мало кем изучен.
Первая картина цикла посвящена долгой и богатой на события и происшествия истории этого города. Главные действующие лица картины - простые жители Кесаба, от мала до велика, которые в общем-то и рассказывают ее. Нет цены этим воспоминаниям. Присутствие армян в Киликии и в прибрежных районах Ассирии засвидетельствовано еще со времен Тиграна Великого. Во времена нашествия египетских мамлюков и в первом периоде Мамлюкского султаната в результате погромов и насилия в основном пострадали армянские, греческие и ассирийские деревни провинции Антиохия. Спасаясь от преследований и резни, армяне находили пристанище в горном Кесабе. В XII веке здесь утвердились крестоносцы. Потом уже районом владело Киликийское армянское государство. В XVI веке район был захвачен Османской империей. А в XIX веке Кесаб был включен в состав Александреттской области, которая наряду с Аданой и Марашем составляла территорию армянонаселенной Киликии. В 1918 году англичане захватили Кесаб и передали французам, а в 1920 году он был включен в состав Сирии, переданной под мандат Франции. 20 лет спустя в Кесабе началось восстание против включения в состав Турции, после чего в Кесаб приехал папский посланник в Сирии и Ливане. Увидев положение армян, он обратился к Папе Римскому. Важную роль сыграл также кардинал Григор Петрос Агаджанян. В результате только район Кесаб присоединился к Сирии, однако земельные участки его жителей остались в составе Турции.
ПРИСУТСТВИЕ АРМЯН В ЭТОМ ПОСЛЕДНЕМ ОПЛОТЕ КИЛИКИЙСКОГО ЦАРСТВА засвидетельствовано с XVI века, но армянская община окончательно cформировалась в XVIII веке. В 1848 году в самом Кесабе, по данным миссионеров, насчитывалось 300 домов, а в начале XX века здесь проживало около 5000 армян. Кроме самого Кесаба, из 13 соседних деревень района 9 были населены армянами: Галатуран, Дузхадж, Эски Фрэн, Эскюран, Экиз Олуг, Чаглачиг, Чинар, Пагчшгаз, Че Керкюня. Население занималось земледелием, шелководством, пчеловодством и разными ремеслами. Накануне Геноцида армян в 1915 году в Кесабе жило около 8 тысяч армян. Все они были депортированы в пустыню Дейр-Эз-Зор, из них 5 тысяч погибли. В 1920-е годы в Кесабе проживало более трех тысячи армян. В последующие десятилетия в результате эмиграции из Кесаба и ближних деревень численность армян значительно уменьшилась. В 1950-60-х годах тысячи армянских семей переселяются в Ливан, США и Канаду. В 1946 году Кесаб официально становится частью независимой Сирийской Арабской Республики.
Кесабский ученый, культуролог и этнограф Акоп Чолакян и арабский ученый Низар Халили поведали нам историю города в датах и фактах, а обычные жители рассказывали нам свои частные истории, камерные драмы. Эта обильная информация послужила авторам прочной базой к созданию такого вот ценного исторического очерка. Человеческие трагедии особенно прослеживаются во время погромов в Киликии в 1909 году и Геноцида армян 1915 года. Это были истории людей, которые не избежали насильственного выселения и депортации. Самым пронзительным впечатлением от просмотра данного фильма оказались горькие воспоминания 102-летней жительницы Кесаба Галилии Манчикян, которая рассказывает, как татуировка на ее руке в тот ужасный год чудом спасла ей жизнь. Спасшиеся после этих событий жители Кесаба и ближайших деревень возвращаются и восстанавливают свои дома. После такого грабежа армянские и иностранные благотворительные организации поспешили с помощью населению пострадавших деревень Кесабского района.
ВСКОРЕ В КЕСАБЕ БЫЛИ ОТКРЫТЫ СИРОТСКИЙ ПРИЮТ, общество вдов и детская мастерская. Здесь действовали Армянская Апостольская Церковь Св. Богородицы, Армянская Католическая Церковь Св. Михаила Архангела и Армянская Евангелистская Церковь Св. Троицы, а также Национальное учебное объединение, Армянское евангелистское объединение мучеников, армянские благотворительные католические школы и Национальный культурный центр Саакян с воскресной школой. Делаются попытки восстановления экономики, в частности, начинается широкомасштабное строительство. В Кесабе и в окружающих деревнях реконструируются церкви, школы и здания многочисленных культурных центров, которые стоят и по сей день. Многие из этих зданий еще продолжают служить армянам района.
В этой замечательной интереснейшей документальной картине очень добросовестно и образцово представлены жизнь и тайны существования кесабцев, национальное самосознание и культурные особенности. Это островок армянской национальной идентичности, который просуществовал в условиях трехстороннего соседства с мусульманами, турками и арабами. Фильм - неоценимое документальное свидетельство истории, прошлого, повествующее о культуре и быте, национальных традициях и обычаях местных жителей, об их занятиях, разных ремеслах. Это люди добрые и честные, трудолюбивые и работящие, глубоко верующие. И стараются передать все эти накопленные годами ценности своим будущим поколениям. С огромной любовью запечатлена на пленку и показана животворящая природа этого горного края. Все это звучит сегодня особенно остро, болезненно и злободневно после последних событий в регионе, в связи с кровопролитной братоубийственной гражданской войной в Сирии.
Мария ТОКМАДЖЯН
Добавить комментарий