ЧТО ПРИВИДЕЛОСЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМУ ПИСАТЕЛЮ-ФАНТАСТУ В ДЕЛЕ "СУМГАИТА":

8 марта, 2020 - 11:37

О фактологических ошибках в статье Льва Аскерова в "Независимой газете"

24 февраля в российском издании "Независимая газета" была опубликована статья азербайджанского писателя-фантаста Льва Аскерова, в которой даже при поверхностном изучении налицо многочисленные искажения фактов. Многие ее положения, как и крайняя сомнительность, если не сказать надуманность приведенных аргументов, даже без углубления в манипулятивный характер содержания, указывают на "фейковый" характер заметки, целью которой была всего лишь дешевая провокация.

Учитывая тот факт, что российская газета удалила манипулятивную статью, тем самым по сути признав справедливость указанных доводов, мы сперва воздержались от того, чтобы детально представить выдуманные и лживые факты, которыми изобилует материал Аскерова. Однако, поскольку азербайджанские СМИ подняли вой на сей раз о том, что статья, дескать, была "удалена за правду", решили на примере всего нескольких пунктов доказать, что основные положения статьи полностью голословны, выдуманы и ничем не обоснованы. Подчеркнем, что углубленное рассмотрение ее содержания привело бы к еще более шокирующим разоблачениям.

 Подзаголовок статьи звучит следующим образом "По архивным документам КГБ СССР и Азербайджана", а состоит она из трех частей:

1.  Якобы автор обнаружил в архивах КГБ СССР "доклад" полковника контрразведки КГБ Азербайджанской ССР председателю КГБ СССР

2.  Якобы в январе-феврале 1990 года 26 азербайджанских деятелей направили "открытое письмо" Михаилу Горбачеву, которое странным образом оказалось "засекречено" в КГБ, однако было показано азербайджанскому журналисту

3.  Якобы в 1988 году в сумгаитской городской газете было запрещено печатать статью ее азербайджанского редактора, поэтому последний якобы передал ее Л. Аскерову, который решил опубликовать материал спустя аж 32 года.

Во всех указанных пунктах, повторюсь, без детального анализа содержания, присутствуют анахронизмы и исторические ошибки.

1.     Не представлено никаких фактов, доказательств, материалов, ссылок.

Статья основывается исключительно на утверждениях самого автора, по словам которого, 30 лет назад сотрудница КГБ СССР "случайно" предоставила ему документ под названием "Азербайджан. Донесения. Рекомендации. Предложения (1950–1970)". Аскеров изначально отмечает, что не знает авторов донесения, их имена не были указаны и он не собирался их выяснять. Вместе с тем он никак не объясняет, почему обычному азербайджанскому журналисту, не занимающему никаких государственных должностей, вдруг решили показать строго секретный документ.

По утверждению писателя-фантаста, в одной из папок предоставленного ему материала находилась докладная полковника контрразведки КГБ Азербайджанской ССР некого Томаза Георгиевича Каричадзе на имя председателя КГБ СССР Владимира Семичастного. Оставим в стороне тот вопрос, что сам факт существования Томаза Каричадзе не доказан в принципе и никаких упоминаний о нем нет. В 1963 году, когда, по утверждению Аскерова, и была написана "докладная", начальником отдела контрразведки КГБ АзССР был Гейдар Алиев. Возникает резонный вопрос, как мог Каричадзе, грубо нарушая служебную иерархию, обходя своего непосредственного начальника Гейдара Алиева, заместителей председателя КГБ и самого председателя КГБ АзССР, напрямую писать докладные лично председателю КГБ СССР? Само собой разумеется, в статье отсутствует как оригинал, так и копия "докладной".

Автор также утверждает, что несмотря на строгий запрет сотрудницы архива КГБ СССР (то есть документ ему вручили, но при этом запретили читать его – этот абсурд Аскеров, естественно, никак не объясняет), ему удалось ознакомиться с содержанием записки, сделать выписки из нее и вынести свои "выписки" из здания КГБ. Вот цитата из статьи: "Содержание записки я прочитал, что называется, на одном дыхании и успел не только сделать несколько выписок, но даже, несмотря на строжайший запрет и предупреждение сотрудницы архива, вынести записи из желтого дома на Лубянке".

Опять-таки само собой разумеется, что автор не объясняет не только то, каким чудесным образом ему удалось все это проделать, но и почему он вспомнил об этих документах лишь 30 лет спустя.

Не выдерживает никакой критики и следующее утверждение Аскерова: мифический Томаз Каричадзе "завербовал Кима Филби.

Цитата: "Каричадзе? – переспросил меня Кулиев [работник КГБ АзССР – прим. ред.]. – Конечно, помню! Легендарная личность! По счастью, нас, чекистов бериевских и багировских времен, метла хрущевской чистки органов не коснулась: когда в Азербайджане свирепствовали репрессии, мы с ним работали за рубежом. Я в Иране, а Томаз Георгиевич – в Испании. Кстати, думаю, именно он завербовал там Кима Филби, одного из руководителей английской разведки МИ-6…".

Отметим, что Филби действительно некоторое время проживал в Испании, однако писатель-фантаст недостаточно хорошо изучил его биографию, в противном случае он бы знал, что в указанное им время англичанин еще не работал в МИ-6. Сам Ким Филби рассказывал, что был завербован в Лондоне, а не в Испании, к тому же совершенно другим человеком - резидентом советской разведки в Великобритании Арнольдом Дейчем.

В статье также ошибочно представлены данные об Анастасе Микояне, который был назначен председателем президиума Верховного Совета СССР в 1964-м, а не в 1963-м году, как пишет Аскеров.

Далее автор описывает организацию, которая в тот период просто не было. Цитата: "Содержание лекций и практических занятий не соответствует темам официальной программы, зарегистрированной в Отделе по делам религии Совета министров Азербайджана".

Дело в том, что в 1963 году в СССР такой организации не существовало, ее также не было в Азербайджанской ССР. Только в 1965 году был создан Совет по делам религий, а вовсе не отдел. До 1965 года в СССР действовал Совет по делам религиозных культов. Соответственно, в 1963 году несуществующая организация не могла ограничивать или регистрировать какие-либо события.

Основываясь на не соответствующих истине фактах и ссылаясь на не существующие документы, автор далее строит столь же лживое обвинение в адрес Армянской Апостольской Церкви. Здесь также присутствуют многочисленные ошибки.

К примеру, Аскеров утверждает, что в "докладе" было отмечено, что "в среде армянского населения республики силами священнослужителей грегорианских церквей Баку и Степанакерта проводится скрытая и вместе с тем организованная по всем правилам конспирации подрывная работ". Оставив в сторону содержание обвинения, отметим лишь, в что в 1963 году в Степанакерте не было ни одной действующей церкви, и уж тем более не могло проводиться "конспиративной" "подрывной работы". И тогдашний работник КГБ АзССР не мог об этом не знать.

2.  Цитата: "В папке под цифрой V я нашел еще один любопытный документ: "Открытое письмо" в Политбюро и лично генеральному секретарю Горбачеву, в котором резко критиковалась недальновидная политика партии и раскрывалась правда о сумгаитском погроме и "черном январе"".

Вначале писатель-фантаст утверждает, что ознакомился с "документами" в начале 1990 года, незадолго до второй годовщины сумгаитских погромов, то есть до 27-29 февраля. В вышеуказанных папках он якобы обнаружил документ, относящийся к событиям "черного января", то есть 20 января 1990 года, когда в Баку произошли столкновения между советскими внутренними войсками и азербайджанскими мятежниками.

То есть, получается, что с документом, который был направлен лично Горбачеву, причем непосредственно после событий, мог ознакомиться рядовой азербайджанский журналист. Вновь - абсурд!

Вместе с тем, автор утверждает, что просматриваемые им документы относились к периоду с 1950 по 1970 год, причем он находился в этот момент в архиве. Как могло "открытое письмо" от 1990 года попасть в папку с архивными документами двадцатилетней давности, также не поддается пониманию и никак не объясняется Аскеровым.

Далее отмечается, что "открытое письмо" на имя Горбачева, подписанное 26 деятелями из Азербайджанской ССР, было решено "упрятать в архиве КГБ с пометкой "Хранить вечно!"". Интересно, что мешало авторам "открытого письма" самим опубликовать его? С другой стороны, как может "открытое письмо" азербайджанских деятелей быть доказательством чего-либо в вопросе сумгаитских погромов?

В этом засекреченном "открытом письме" также имеются многочисленные несоответствия. Утверждается, к примеру, что в 1950-е годы из Армении было "выдавлено двести тысяч азербайджанцев", которые поселились в Сумгаите. Согласно переписи населения СССР, в 1939 году в Армянской ССР проживало 130 896 "азербайджанцев", а в 1959 году – 107 748. Число "азербайджанцев в Армении никогда не достигало 200 тысяч человек, и уж конечно, невозможно было "выдавить из Армении" 200 тысяч азербайджанцев из 130 тысяч, да так, чтобы после этого оставалось еще более 100 тысяч. Опять-таки - абсурд!

3.  В последней части своего опуса писатель-фантаст представляет собственные воспоминания, где снова допускает ошибки и выдает заведомо лживую информацию.

Третий кусок, составляющий большую часть статьи, основан на материале, который автор якобы получил в феврале 1988 года от главного редактора газеты "Сумгаитский коммунист" Рафаила Шика. Якобы партийные власти не разрешили самому Шику публиковать собственный материал, поэтому тот и передал статью Льву Аскерову. А фантаст забыл о ней и вспомнил 30 лет спустя.

Фактологические ошибки

В Азербайджане на самом деле издавалась газета "Коммунист Сумгаита", а газеты с вышеуказанным названием не существовало. Никакой информации о Рафаиле Шике найти не удалось. Не исключено, что это выдуманный персонаж. Большая часть статьи, согласно автору, - материал самого Шика, который, мол, передал его Льву Аскерову, а тот решил его опубликовать, повторимся, 30 лет спустя. Эта часть статьи полна лживых утверждений, агрессивной ненависти и вражды к армянам и Армянской Церкви. Она также переполнена оскорблениями в адрес армянского народа с использованием голословных и фальшивых утверждений и "фактов", не имеющих под собой никакой доказательной базы. Например, упоминаются "фотографии 52 тел азербайджанцев, убитых в Армении", но ни одной не представлено. Их и не могло быть, ибо это очередная откровенная ложь.

В этой же части статьи отмечено, что в феврале 1988 года начальником милиции Сумгаита был некий Ханлар Халилов. Между тем на официальном сайте Генпрокуратуры Азербайджана начальником милиции того времени указан Джафаров, никакого "Ханлара Халилова" и в помине нет.

Далее в очередной раз от имени несуществующего человека искажаются факты. Так, автор приводит слова руководителя горкома Сумгаита, адресованные этому самому "начальнику милиции": "Вам, полковник, следить за общественным порядком особо не придется – этим займутся военнослужащие Бакинского округа ПВО".

К сведению автора: Бакинский округ ПВО был распущен еще в 1981 году и спустя семь лет после этого его попросту не существовало в природе.

Еще одна фальшивка: "Перед самым началом бюро мне позвонил командующий округом, генерал Зайцев, и предупредил, чтобы помех военным патрулям в Сумгаите не чинилось…". Генерал Зайцев не мог быть командующим несуществующего округа ПВО. Генерал Михаил Зайцев в то время был командующим войсками Южного направления, в которое входили Северо-Кавказский, Закавказский и Туркестанский военные округа. Уже в Закавказский военный округ входили части, расположенные в Азербайджанской ССР, среди которых давно не было Бакинского округа ПВО. Тем более очевидно, что командующий Южным направлением не стал бы звонить руководителю горкома маленького городка и представляться ему в качестве командующего несуществующим подразделением ПВО.

Анализировать остальные "факты" мы считаем излишним. Сказанного вполне достаточно, чтобы констатировать: статья Аскерова была построена на показаниях несуществующих людей и материалов, изобиловала множеством фактологических ошибок и фейковой информацией, основанных лишь на словах автора – напомним еще раз, писателя-фантаста.

Несколько замечаний по "содержанию"

Автор статьи продолжает линию официальной азербайджанской пропаганды о "заранее спланированной провокации со стороны армян" в Сумгаите. Основным аргументом является наличие среди 94 привлеченных к ответственности по различным уголовным делам о сумгаитских погромах одного единственного армянина по имени Эдуард Григорян. Все остальные проходящие по уголовным делам в качестве подсудимых – азербайджанцы, а также один русский.

Азербайджанская сторона пытается выставить организатором погромов задержанного 1 марта 1988 года Григоряна, при этом умышленно упуская из виду множество фактов. Масштабное и целостное преступление против армянского народа было осознанно разбито руководством Азербайджана и СССР на десятки уголовных дел. Судя по материалам дела, по которому проходил Григорян, он никак не рассматривался “организатором" погромов и считался рядовым членом одной из действовавших в те страшные дни банд.

Вместе с ним по этому делу проходило 6 азербайджанцев. Обвинительное заключение по данному делу находятся в открытом доступе на сайте Karabakhrecords.info. Подчеркнем, что это единственное уголовное дело из хранящихся в бакинских архивах десятков, которое азербайджанская сторона сочла нужным опубликовать. Почему - объяснять, думается, излишне

Главным и единственным аргументом азербайджанских горе-расследователей "дела Григоряна" является ссылка на Людмилу Межлумян, жестоко пострадавшую в ходе погромов от действий группы лиц, в которую входил и Э. Григорян. Однако в Баку ей приписывают заявления, которых она не делала. Более того, Людмила Межлумян рассказывала также о том, что 27 февраля вечером к Григоряну пришли несколько азербайджанцев, ранее сидевших вместе с ним в тюрьме. Сказали: “Завтра идем на армян. В 3 часа ждем тебя возле автовокзала”. Он стал отказываться, но ему начали угрожать: “Не придешь – убьем”. И Григорян пошел с ними. Л. Межлумян также утверждает, что во время погрома в их квартире он был бледен и действовал как бы под прицелом.

Подробное расследование мифа азербайджанской пропаганды об Э. Григоряне, а также факты о том, кто именно являлся истинным организатором и координатором геноцида армян в Сумгаите, можно прочитать здесь.

ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ ОДНОЗНАЧНО ДОКАЗЫВАЕТ, что статья Аскерова целиком является плодом воображения азербайджанского писателя-фантаста и цинично оскорбляет мучеников "сумгаита", убитых с неимоверной жестокостью и садизмом, а также Армянскую Апостольскую Церковь. Каким образом подобный опус был опубликован в российском издании без проверки фактов, без предварительной оценки изложенного и рисков публикации - сложно понять.

Похвально, что после обращения в редакцию в "Независимой газете" осознали свою ошибку и удалили провокационный материал. Теперь очередь за азербайджанскими пропагандистами: принять реальность, как бы позорна для них она ни была, и не ставить себя в ещё более идиотское положение, распространяя плоды фантазии азербайджанского фантаста и его последователей.

Тарон ОВАННИСЯН, эксперт Аналитического центра "Орбели"

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image