ТЕОРИЯ «ПРИШЛОСТИ» АРМЯН В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

25 апреля, 2014 - 18:23

3. 1. Основные положения теории «пришлости» армян

russia-armenia.info  продолжает публиковать выдержки из книги  Рубена Галчяна «Азербайджанские историко-географические фальсификации».

Ни один из историков исламского периода и даже из тех, кто жил на территории Республики Азербайджан в досоветское время, не отрицал присутствия армян в южной части Кавказа — на территории Ширвана, в Арцахе, Партаве, Шаки, Шамхоре и в соседних регионах. Отрицание этого началось после становления Советского Азербайджана, что было результатом сталинской политики. Подъем национализма стал советской традицией, которая в том же ключе практикуется азербайджанскими историками и другими специалистами и по сей день, с еще большим размахом и с привлечением современных средств пропаганды.

Для опровержения утверждений Азербайджана о том, что армяне вообще являются пришлым народом на территории Кавказа, и с целью доказательства давнего проживания армян в районах к югу от Кавказских гор, в Арцахе и на территории сегодняшнего Азербайджана в настоящей главе исследования в основном использовались иностранные источники, которые в международных научных кругах могут восприниматься как более непредвзятые и, разумеется, не станут поводом для критики и сомнений.

В этой главе в основном рассмотрены источники исторического и географического характера (в том числе и путевые записи), в которых упоминаются Армения, Албания и Азербайджан, материалы о населении этих стран, и другие сведения. Многие из этих иностранных источников в свое время были переведены на армянский и исследованы. Наследие, оставленное некоторыми средневековыми историографами и географами, было переведено и представлено в очень ценной научной серии ≪Иностранные источники об армянах и Армении≫, которая начала публиковаться еще с 1940 г.

К путевым записям иностранных путешественников обратился Ов. Акопян в изданном в 1932 г. и 1934 г. двухтомнике ≪Источники истории Армении и Закавказья: путевые записи≫. В некоторых случаях мы обращаемся к научной серии ≪Иностранные источники об армянах и Армении≫, а также к оригинальным изданиям авторов, упомянутых в исследовании Ов. Акопяна.

3. 1. Основные положения теории «пришлости» армян

Как уже отмечалось в Предисловии, начиная с 1960-х гг. историки советского, а позднее и независимого Азербайджана вели и продолжают вести антиармянскую пропагандистскую борьбу, стараясь доказать, что первых армян на территориях южнее Кавказских гор в начале XIX в. привела и поселила русская армия и что до этого в регионе армяне вообще не проживали.

Но в недавно изданной пропагандистской, однако, претендующей на научное исследование работе ≪Война против Азербайджана≫ ложь и детально обработанные фальсификации доходят до абсурда. Для примера приведем следующий характерный эпизод:

Несмотря на то, что сегодня в Республике Армения не живут азербайджанцы - этот регион исторически является исконной землей азербайджанцев, где они жили задолго до того, как здесь обосновались армяне.168

Примечательно, что эту самую мысль повторил президент Азербайджана в своем новогоднем обращении к народу в 2011 г.169

Мы уже публиковали материалы, доказывающие несостоятельность сотен представленных в этой книге спутниковых снимков и приобщенных к ним таблиц.170

Считаем необходимым отметить, что в Армении никогда не проживало большое количество азербайджанцев, поскольку до 1918 г. таковых просто не существовало: были персы, турки и татары, говорившие на турецком, а также говорившее на том же языке коренное население иранской провинции Атрпатакан, которое могло беспрепятственно передвигаться по находящимся под властью Ирана территориям, поскольку до 1813/1828 гг. Карабах, Зангезур и большая часть Армении находились под владычеством Ирана. К ним надо также добавить называемых ≪кавказскими татарами≫ турок, которые начали селится на территории Армении.

168. Imranli. Указ. соч., с. 265.

169. См. четвертую часть первой главы, 1. 4.

170 .См.: Р. Галчян. Армения в мировой картографии. Ереван, 2005 (на арм. и рус. яз.); Rouben Galichian. Countries South of the Caucasus in Medieval Maps: Armenia, Georgia and Azerbaijan.Yerevan and London, 2007; Ռ. Գալչյան, Կովկասից հարավ երկրները ջնադարյան քարտեզներ մ. Հայաստան, Վրաստան и Ադրբեջան, Երևան և Լոնդոն, 2007 (անգլերեն բնագրի տեքստի հայերեն տարբերակը՝ առանց քարտեզների); Rouben Galichian. The Invention of History. Azerbaijan, Armenia and the Showcasing of Imagination. London & Yerevan, 2009; Р. Галичян. Мифологизация истории. См. также опубликованные в армянской периодике и прессе диаспоры выступления и статьи: Ռ. Գալչյան, Ադրբեջանական ձեռագրով. Գիրք հայկական մշակ թային ինքն թյան դեմ.–«Ազգ», 31 մայիսի 2008 թ., թիվ 103; Հռ. Ավետիսյան, Քարտեզները` հայոց պատմ թյան խոս ն վկաներ.–«Հայաստանի զր ցակից», թիվ 5, (76), 13 փետրվարի, 2009; Vincent Lima. Rouben Galichian chronicles the invention of Azerbaijan and its history // The Armenian Reporter, June 3, 2009, Arts&culture section; A. Adjemian. L’invention de l’Azerbaidjan // France-Armenie, 16–31 Juilet, 2009; Հ. Հար թյ նյան, Փաստերը հերք մ են Ադրբեջանի հորինած պատմ թյ նը // Ազգ, 7 հ լիսի 2009 թ., թիվ 142; Л. Ованнисян. Азербайджан и Армения: вымысел и факты // Собеседник Армении, 30 октября 2009 г.; М. Григорян. Если мы хотим сохранить свою историю, то должны защитить ее // Голос Армении, 8 октября 2009 г.

Ситуация продолжала складываться благоприятно для турецкого и татарского народов, когда в советские годы народ Азербайджанской ССР был переименован в ≪азербайджанцев≫ и населению ≪соседней дружественной≫ республики было дано право с легкостью переселяться на плодородные и легко возделываемые земли Нагорно-Карабахской Автономной Области и Республики Армения.

На страницах книги ≪Война против Азербайджана≫ встречается также утверждение о том, что армяне впервые появились в регионе к югу от Кавказских гор в средние века, когда Эчмиадзинский монастырь в городе Вагаршапате стал их религиозным центром:

Процесс обоснования армян в этом регионе, по-видимому, начался в XV в., с Вагаршапата, который был первой армянской общиной на Кавказе. И только в XIX в. состоялось массовое переселение армян сюда.171

Автор не учел то обстоятельство, что армяне основали Эчмиадзинский монастырь в IV в., когда они провозгласили христианство государственной религией, и с тех пор эта область была одним из важных центров армянского государства. Вагаршапат в XV в. был не основан, как указано в книге, а восстановлен как католикосат Армянской церкви, где в 1441 г., после многих веков отсутствия постоянной резиденции, окончательно обосновался Католикос всех армян. Не надо быть специалистом, чтобы знать, что в регионе южнее Кавказских гор находились несколько армянских столиц, в том числе Двин, Арташат, Ервандашат, а также много известных армянских церквей и монастырей. Еще в дохристианский период армянский царь Тигран Великий основал в восточной части Нагорного Карабаха, вблизи границы с Албанией, цитадель Тигранакерт, по соседству с которой находится построенная в V–VI вв. базилика.172

Азербайджанский историк Мирза Джеваншир Карабахи (1773–1853) в написанном в 1840–1844 гг. труде ≪История Карабаха≫, представляя происходившие в регионе до 1830-х гг. исторические события, в разделе, посвященном Карабаху, даже не намекает на проблему ≪пришлости≫ армян. То же самое можно сказать и об историческом труде Мирзы Адигезал-бека (1780–1848) ≪Карабах-намэ≫, написанном после 1845 г. Автор в предисловии своего исследования пишет:

…В определенных случаях я расспрашивал местных пожилых грузин, армян и мусульман.173

Одним из важнейших фактов, подтверждающих наличие армян в Карабахской области, является статистическая справка царской России об управляемой генералом Ермоловым Карабахской области, составленная до 1823 г. и изданная в 1866 г. в Тифлисе.

171. Imranli. Указ. соч., с. 272.

172. См. www.tigranakert.am/gallery

173. .Мирза Адигезаль-Бек. Карабаг-наме. Баку, 1905, с. 43.

В ней содержатся многочисленные таблицы о городском и сельском населении, с упоминанием армянских и татарских населенных пунктов и населяющих их семей, из чего становится очевидным массовое присутствие армян на всей территории области.174

В предисловии книги ≪Война против Азербайджана≫ автор, говоря о присутствии армян в Южном Кавказе, утверждает следующее:

Таким образом, захватив регион [в 1813 и 1828 гг.] и поселив армян в Азербайджане, Россия произвела в регионе огромные демографические изменения.175

Когда азербайджанские историки пишут, что армяне обосновались в Карабахе и на Кавказе лишь после 1828 г., они постоянно ссылаются на переехавшего в 1825 г. из Франции в Россию советника администрации Армянской области, начальника управления по доходам и государственным пошлинам, статистика, этнографа и историка Ивана Шопена (1798–1870). Но, следуя своей традиции фальсификаций, они не упоминают подробностей, изложенных Шопеном, и не приводят полностью соответствующие части его работы. Шопен указывает, сколько после Туркманчайского договора в Армянскую область России прибыло армян из персидского Азербайджана и Турции:

Губерния

Из Персии

Из Турции

Ереван

23 568 душ

20 639 душ

Нахиджеван

10 652 душ

27 душ

Ордубад

1340 душ

0

Всего

душ 35 560

20 666 душ

176

 Его современник русский историк Сергей Глинка (1775–1847), опираясь на доклады государственных чиновников, пишет, что в те годы общее число армян, переселившихся в Россию из персидского Азербайджана, составляло около 40 000, 177 а в изданном в Москве в 1936 г. сборнике документов указывается, что в начале 1828 г. из Персии в Карабахскую область переселилось 750 армянских семей.178

174. Описание Карабагской провинции, составленное в 1823 году по распоряжению главноуправляющего в Грузии Ермолова действительным статским советником Могилевским и полковником Ермоловым. Тифлис, 1866.

175. Imranli. Указ. соч., с. 7.

176. И. Шопен. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852, с. 635–638.

177. С. Глинка. Описание переселения армян аддербиджанских в пределы России, с кратким предварительным изложением исторических времен Армении. М., 1831. Репринтное воспроизведение издания, Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2003, с. 92.

178. Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20–60-х гг. XIX в. Ред. И. Петрушевский. Часть первая. М., 1936, с. 204.

Примечательно и важно то, что главным редактором этого труда является Илья Петрушевский, который был известен своими совсем не армянофильскими взглядами. По сравнительным данным вышеприведенных трех источников можно заключить, что в Карабахскую область было переселено около 4500 армян. Следует помнить, что Карабахская область в тот период включала в себя также армянские регионы Сюник и Арцах.

Часть переселившихся из Персии в Карабахскую область немногочисленных армян стала жертвой враждебного отношения местных турок, тяжелых условий обитания и эпидемий. Об этом еще в 1973 г. писал М. Дарбинян.179

Что же касается армянства, переселившегося в 1829–1830 гг. из захваченных русскими войсками территорий Османской империи в пределы Российской империи, то надо сказать, что кроме вышеуказанного числа, еще 14 044 семей, т.е. более 100 000 человек, поселились в Тифлисской области России, иными словами, в сегодняшних районах Ширак, Ахалцих и Ахалкалаки.180  Между тем азербайджанские историки, заявляя, что до 1828 г. в Арцахе и на территории Республики Азербайджан армян не было, относят к числу заселенных русскими войсками в регионе ≪Азербайджана≫ армян также вышеупомянутых переселенцев из Османской империи.181

Наконец, азербайджанским авторам подобных утверждений надо напомнить, что в начале XVII в. персидский шах Аббас переселил из Армении в Иран около 300–400 000 армян, и только около десяти процентам их потомков удалось в 1828 г., после более чем двухсотлетнего скитания, вернуться на родину.

Еще один ≪документ≫, к которому часто обращаются азербайджанские исследователи, - это фотография 1978 г., запечатлевшая монумент, посвященный 150-летию основания армянского села Марага Мардакертского района, с надписью ≪Марага 150≫.

Азербайджанские ≪ученые≫ утверждают, что поскольку предки жителей села обосновались здесь всего 150 лет назад, то на территории южнее Кавказских гор до этого армяне вообще не проживали.

То же самое говорят проазербайджански настроенные иностранные историки, как, например, Йоханнес Рау, использующий как факт только эту фотографию.182

179. Մ. Դարբինյան, Պարսկահայերի գաղթը и նրանց բնակեց մը (1828–1829 թթ.) // Вестник общественных наук, 1973, № 2, с. 12–22.

180. Մ. Դարբինյան, Էջեր Ախալցխայի и Ախալքալաքի հայերի 1819–1830 թթ. Գաղթի պատմ թյ նից // Вестник Ереванского университета, 1973, № 2, с. 212–216.

181. Подробнее об азербайджанских фальсификациях см.: Kat’oghikos Esai Hasan Jalaleants’. A Brief History of the Aghuanq Region. A Нistory of Karabakh and Ganje from 1702–1723. Translated and annotated by George Bournoutian. Costa Mesa, CA, 2009.

182. Johannes Rau. Указ. соч., с. 89.

Сторонники этой теории полностью игнорируют несколько сотен тысяч армян на территории сегодняшней Республики Азербайджан, т.е. в Ширване, Шаки, Шамахе, Гандзаке и в других местах, которые жили в своих родных поселениях со средних веков, вплоть до 1989–1992 гг. Свои утверждения они основывают на данных одной деревни, которую азербайджанские ОМОНовцы стерли с лица земли 10 апреля 1992 г., убив десятки людей и многих взяв в заложники.183

Другим неопровержимым фактом присутствия армян в регионе являются созданные там армянские рукописи, которые в основном имеют религиозный характер.

В городах и населенных пунктах с когда-то многочисленным армянским населением, таких как Гандзак, Шамахи, Шаки, Баку и другие, до XIX в. было создано много рукописей, часть которых сегодня содержится в ереванском Матенадаране.

Они свидетельствуют о наличии здесь ещe до XIX в. процветающих армянских общин, некоторые из которых были известны как центры письменности.

Ниже приводится список некоторых из этих рукописей, в котором указано место написания, регистрационный номер Матенадарана и в скобках год создания.

Гандзак — 3992 (1484 г. ), 8967 (1576 г. ), 9398 (XVI–XVIII вв.), 7980 (1639 г.), 6771 (1667 г.), 3541 (1671 г.), 3576 (1673 г.), 3994 (1683 г.), 3044 (1779 г.), 5234 (1783 г.), 9517 (1819 г.).

Кар’ат, Дашкесан — 3196 (1655 г.), 10044 (1656 г.), 9448 (1665 г.), 3856 (1669 г.), 8965 (1675 г.).

Шатах, около Гандзака — 728 (1621 г.), 713 (1636 г.), 5072 (1661 г.).

Шамахи — 8361 (1742 г.), 8492 (1717–1720 гг.), 9729 (1765 г.).

Шаки — 4228 (1681 г.), 4422 (1783 г.).

Мадраса — 5232 (1403 г.).

Масали — 5997 (XVIII в.).

Салян — 4013 (1803 г.).

Баку — 3853 (1779 г.).

Указанные рукописи свидетельствуют, что в этих городах существовали состоявшиеся армянские общины с насыщенной культурной жизнью.184

В последние годы ряд европейских и американских ученых, занимающихся генетикой и происхождением народов, изучили некоторые народы, населяющие Кавказ.

183. Caro line Cox and John Eibner. Ethnic Cleansing in Progress. War in Nagorno Karabakh. London, 1999, pp. 42–43. См. также подробный доклад баронессы Кокс Парламенту Великобритании после посещения ею Мараги, http//www.maragha.org/index_ar.html

184. В этих же центрах до конца XIX в. было создано много других рукописей, которые не указаны в вышеприведенном списке, поскольку этот вопрос не входит в задачи настоящего труда.

В частности, исследования специалистов-генетиков Лондонского университета на основе ≪Y≫ хромосомы армян, веками населяющих Сюник и Карабах, дали результат 20–25 процентов повторяемости коренных данных.185 По мнению этих специалистов, это свидетельствует о том, что по крайней мере тот же процент предков местного населения жил в этом районе еще со времен палеолита, т.е. более 40 000 лет непрерывно.186

Азербайджанские власти же отказались выдать необходимые разрешения для проведения подобных исследований на своей территории.187

Именно во избежание таких проблем азербайджанские историки стараются представить армянство Арцаха арменизированными братьями албанцев.188

***

Данные о народах региона, имеющих древнейшую историю, передают древнегреческие, римские и иные летописцы. Почти во всех этих географических и исторических сведениях присутствуют Армения и армяне, ареал которых указывается на территориях между южным берегом Куры и горами Тавра. В числе других древнейших стран, которые, уступая в размерах Армении, упоминаются не столь часто - Агванк, Иберия и Малая Мидия (Марастан). Место расположения Албании указано в районе между северным берегом Куры и Кавказскими горами. Что касается настоящего наименования ≪Азербайджан≫, или, точнее говоря, расположенного к югу от Аракса Азербайджана — Атрпатакана, то этот регион в древности назывался Малой Мидией, который представлял собой северную часть Мидии.

Две тысячи лет назад Страбон приводил такие сведения:

Мидия делится на две части. Одну часть называют Великой Мидией, главный город которой Экбатаны, большой город и столица Мидийской державы (еще и теперь он служит парфянам столицей, а их цари проводят здесь по крайней мере лето... ). ...Вторая часть — это Атропатийская Мидия; свое имя она получила от военачальника Атропата, который не допустил, чтобы эта страна, как часть Великой Мидии, также стала подвластной македонянам.189

185. J.F. Wilson, D.F. Weiss, M. Richards, M.G. Thomas, N. Bradman, D.B. Goldstein. Genetic evidence for different male and female roles during cultural transitions in the British Isles. Proceedings of the National Academy of Sciences. USA, 2001, p. 5078–5083.

186. M.E. Weale, L. Yepiskoposyan, R.F. Jager, N. Hovhannisyan, A. Khudoyan, O. Burbasge-Hall, N. Bradman, M.G. Thomas. Armenian Y chromosome haplotypes reveal strong regional structure within a single ethno-national group. Human Genetics. 2001/109, p. 659–674. См. также: Л. Епископосян. Когда генетика и история сталкиваются. Ереван, 2008.

187. Для точности исследований необходимо указывать этническую принадлежность, историю семьи, родной язык и т.д. каждого донора биологического образца. Раскрытие такой информации могло создать проблемы для азербайджанского руководства.

188. Հ. Մար թյան, Ցեղասպան թյան հիշող թյ նը որպես նոր ինքն թյան ձևավորիչ (1980-ական թվականների վերջ — 1990-ական թվականների սկիզբ) // Историкофилологический журнал, 2005, № 1, с. 55–66.

189. Страбон. География. Перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского, под общей редакцией С.Л. Утченко. М., 1964, 11.13.1, с. 493.

Вот что писал о переименовании Малой Мидии в Атрпатакан уроженец города Тебриза этой персидской провинции, выдающийся историк и языковед Ахмад Касрави (1890–1946) в работе ≪Азари, или древний язык Азербайджана≫:

Во времена Александра Македонского здесь произошел случай, последствия которого до сих пор живы в нашем языке, и это название нашей страны — «Азербайджан». […. ] эта земля называлась Малой Мидией до того, как Александр завоевал все окружающие территории, но здесь против него выступил местный полководец Атропат, и защитил свою страну, и правил ею до скончания своих дней.

Таким образом, эта земля стала зваться его именем — Атропаткан, которое, постепенно изменившись, стало Азербайджаном. Есть сведения, что наследники Атропата несколько сот лет были властителями этих земель.190

К этому материалу обратился также азербайджанский академик Играр Алиев, заметивший, что наименование Атропатена впервые было дано Малой Мидии в 331 г. до н.э. и что спасителем Мидии был полководец Атропат.191

Вот почему и каким образом Малая Мидия, вассал Персии, была переименована в Атрпатакан и, в течение веков пройдя через стадии языковых изменений, сегодня стала называться на персидском ≪Адрбеджан≫ или ≪Азербайджан≫.

Присутствие армян на территориях к югу от Кавказских гор подтверждается приведенными в последующих разделах источниками классического периода, средних веков и исламского периода. Все они свидетельствуют о том, что азербайджанские ≪аргументы≫ являются всего лишь подтасовками фактов и фальсификациями истории армян.

190. Ахмад Касрави. Азари, или древний язык Атрпатакана, с. 322.

191. И. Алиев. Указ. соч. Пер. на перс. Юсуфа Шадмана, ред. по изд. Ферейдна Джонейди, гл. 3, с. 93–94 и 98–99. Тегеран, 1999.

Рубен ГАЛЧЯН

Комментарии

На то, что армяне, тысячелетия назад, проживали в регионе Южного Кавказа, указывают все древние письменные источники, памятники материальной культуры, археологические, антропологические и лингвистические данные.
А, вот интенсивное заселение этого региона тюркскими племенами, началось только в XV веке. Сначла Тамерлан, а XVI в. шах Исмаил переселили в пределы Карабаха, Нахиджевана, Еревана, Гандзака, Дербента десятки тысяч семей из различных тюркских племён. Об этом, на основании средневековых арабских и персидских источников, сообщает выдающийся азербайджанский (по современной терминологии) просветитель XIX в. А-К. Бакиханов, в своём труде «Гюлистан-Ирам». (изд. Общества обследования и изучения Азербайджана 1926 г. Баку): «50000 семейств, приведённых им (Тамерланом) из Турции и Сирии, по большей части тех тюрков, которых Гулагу-хан переселил в Персию, он поселил в Карабаге, Гяндже, и Эриване. Племя айрум… было также переселено к ним из Турции. Большая часть, кочующих ныне племён в вышеозначенных провинциях суть их потомки». Также он упоминает, что «…эмир-Теймур (Тамерлан) в числе 50000 семейств перевёл и каджар в Кавказский край и поселил их Эриване, Гяндже и Карабаге, где они в течение времени ещё больше умножились. … От них пошли эриванские и гянджнские ханы….», далее: «Шах Исмаил переселил из Ирака племя баят частью в Эривань, а частью в Дербент, дабы подкрепить тамошних правителей» (стр-цы 66; 77; 142).

Добрыйдень !
Где можно прочитать или найти эти книги :
Ов. Акопян двухтомник ≪Источники истории Армении и Закавказья: путевые записи≫. 1932 ,1934 г.г.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image