Был ли геноцид азербайджанцев в 1918 году?

13 мая, 2020 - 14:04

В каноне современной азербайджанской историографии слово "геноцид" стало появляться так часто, будто это международные гуманитарные доклады. "Геноцидом" азерпроп готов назвать абсолютно всё: и март 1918, и январь 1990, и Ходжалы. При этом возникает разумный вопрос - а был ли этот геноцид?

Не подвергаясь в истории масштабным убийствам и резням, азербайджанцы так и не поняли, что не бывает геноцидов в отдельных населённых пунктах, когда пытались взять этот нарратив у армян. События в отдельном городе Баку, как и в отдельном городе-посёлке Ходжалы(если бы ещё там были азербайджанцы, а не турки-месхетинцы), невозможно назвать геноцидом.

В какой-то момент эта мысль наконец дошла до горе-историков и вот, Захида Ализаде, кандидат исторических наук, решила упомянуть "этнические чистки Иреванского(если они "Эриваньский" не поменяют на "Иреванский", то схлопнется вселенная) уезда" и о "трагических событиях марта - апреля 1918 года на территории Северного Азербайджана."

Что тут можно сказать? Что она, что другие авторы упорно называют эти события "геноцидом азербайджанцев на их исконных землях", хотя "исконными" эти земли станут только 28 мая 1918, с провозглашением АДР. До этого мы говорим о губерниях и уездах, которые были населены далеко не только зактатарами. Далее автор описывает как дашнаки поубивали их не только в Баку, но и в Шамахе, Кюрдамире и, особенно, в Губе.

Это потрясающе интересная трактовка, учитывая, что весной 1918 года в Кубинском и Шемахинском уезде были массовые убийства не зактатар, а местных армян, русских и горских евреев. Про бред с Губой можно много не говорить: сначала это назвали геноцидом азербайджанцем, потом же - геноцидом евреев дашнаками. Причём на предложение армян в 2012 году провести экспертизу останков зактатарские учёные отказались.

Сами азербайджанцы любят не вспоминать, что было до марта 1918 года. Например, об уничтожении русских сёл в Мугани в конце 1917 года, о чём писал Деникин, или о Шамхорской резне 9-12 января 1918 года, когда тюрками были убиты тысячи русских солдат. А ведь упоминание всего этого, вкупе с наступлением турецкой армии в Западной Армении, объясняет причины последующих событий.

К марту 1918 году в Баку скопилось огромное количество армянских и русских солдат, не имевших возможности быть демобилизованными. Ситуация была напряжённой: армяне уже видели резни со стороны зактатарского населения, а русские не собирались покидать Баку, опасаясь повторения Шамхора. Это было главной причиной отказа русских от разоружения.

Поводом к столкновениям 30 марта 1918 года стал отказ Татарского полка Баку от разоружения. При попытке рабочими отрядами разоружить единственных в городе, кто питали симпатии к туркам, они получили сопротивление и начались кровопролитные погромы. На стороне большевиков было армянское и русское население города, а большевистский флот с моря обстрелял кварталы зактатар.

По словам современников, "убивали и надругивались над своими жертвами и те, и другие" в кровавом мессиве, где было убито до 12 тыс. азербайджанцев. Это упорно избегают азерпроповцы, приписывая тем событиям характер исключительно одностороннего массового убийства со стороны дашнако-большевиков. Причём роль большевиков в этой общей резне ими была нивелирована, так как для недалёких авторов Степан Шаумян сначала армянин и пособник дашнаков, и уже только потом большевик.

В реальности же действия большевиков были осуждены и самими большевиками. Большевик из Астрахани Тер-Габриэлян заявил что "советскую борьбу в Баку" отныне называют "армяно-татарской резней". Нужны были разъяснения и Шаумян позже заявил, что "участие армян придало гражданской войне статус национальной резни, но избежать этого было невозможно". Тем более нужно понимать, что ненависть между армянами и зактатарами, конечно же, была. Но большевики, как и армяне, опасались, что иначе будет вырезано всё немусульманское население, что, кстати, подтвердилось в сентябре 1918 года.

В то же время, бакинская коммуна в дальнейшем пошла на послабления. Из-под стражи освободили мусульман, отказались от разоружения и освободили Бехбута Джеваншира. Да, того самого, который потом будет организовывать резни армянского населения и будет убит за это при операции "Немезис". Так что многие опасения армян Баку были не напрасны.

Как мы видим, кровавые события 30 марта - 1 апреля 1918 года далеко не были спланированным актом мифического геноцида азербайджанцев. Это был результат жёсткого этнического противостояния и напряжения на протяжении последних лет, отчаянной попыткой защитить Бакинскую коммуну. Причём азерпроп с памятью рыбы не помнит как резней армян и русских, предшествоваших мартовским событиям, так и последующих резней.

При саботировании фронта и поддержки турецкого наступления местными тюрками в сентябре 1918 года Баку был взят Нури-пашой и началась резня армян города местными мусульманами и турецкими отрядами. Щадить кого-то зактатары не собирались и было убито до 20 тыс. местных армян. Позже они продолжат акты массовых убийств армян, особенно жестоко при трагичной резне в Шуши 23 марта 1920 года. Если всё это азербайджанцы называют "геноцидом азербайджанцев", то у них уж точно искажённое представление об исторической реальности. Чему, кстати, не надо удивляться.

Артур Акопян

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image