НАПОЛЕОН ДЖЕРМУКСКИЙ, ОН ЖЕ – ГЕРОСТРАТ ОТ АРХИТЕКТУРЫ, ОН ЖЕ – ГЕНИАЛЬНЫЙ БЕЗДАРЬ СОВРЕМЕННОСТИ

30 апреля, 2014 - 12:55

ЭССЕ

Свершилось! С назначением бывшего председателя Национального собрания РА, Мука (Мышь), Овика Абрамяна премьер-министром, Армения вступила в заключительную стадию своей деградации, финалом которой станет беспрецедентное обогащение оного и Ко и повальное, окончательное бегство обнищавшего населения республики подальше из этого зловонного болота.

Признаться, первым порывом было – написать и об этом Кадж-Назаре, вскрыть его сущность и извилистый путь восхождения на властный Олимп… Но после того, как Мук сделал Нарека (Наполеона) Саргсяна, не менее одиозную и бездарную личность, министром градостроительства, решил сначала написать об этом уникуме с поистине наполеоновскими амбициями и претензиями на славу великого архитектора Александра Таманяна.

Итак, Нарек Саргсян, наречённый при рождении Наполеоном, на свет появился в горном городке Джермук, уникальном бальнеологическом, некогда всесоюзном курорте. Рос умненьким мальчиком, отличником, подающим определённые надежды, но с амбициями, многократно превышающими его способности и возможности. Жажда славы и известности обуревала его с детства и он не нашёл ничего лучше, чем стать архитектором и потягаться с самим великим Таманяном, гигантом, заложившим основы градостроительства и архитектурной школы в Армении.

…Кого-кого, а архитекторов, притом талантливейших, в маленькой республике всегда было много, и наш наполеон быстро смекнул, что прямой и честный путь с его-то талантами приведёт лишь к проектированию каменных ворот для кладбищ и типовых жилых домом.

Будучи аспирантом в Москве, он сблизился с армянскими студентами, особенно – с экономистом Арменом Дарбиняном, будущим премьер-министром при Кочаряне. Это было начало. После аспирантуры нужно было как-то обосновываться в столице, в Ереване, чтобы приступать к «походу за славой», и он женится на разведенной особе с ребёнком (рядом с которой и стоять-то страшно), на дочке академиков-профессоров, имеющих огромный вес в научной сфере и связи в политическом и экономическом бомонде.

По прошествии некоторого времени, с приходом к власти второго президента РА, Наполеон становится советником у своего дружка – премьер-министра А.Дарбиняна.

Укрепив свой фундамент, и делая шаги по карьерной лестнице, он приступает к реализации издавна лелеемых им грандиозных (с его точки зрения) планов. Предлагает тогдашнему президенту Кочаряну проект строительства Северного проспекта, 70 лет не осуществляемого даже Советской властью, ибо нужно было, по сути, уничтожать всю историческую часть центра Еревана, ломать судьбы и жизни тысяч людей. Но амбиции и жажда наживы перебарывают все доводы разума и мнения старших и опытных коллег-архитекторов, ибо, что ему история, что ему памятники, когда впереди маячит «слава», деньги, должности!? И плевал он на обструкцию коллег-архитекторов, пытающихся вразумить и его, и президента. Маховик закрутился, стал набирать обороты.

Итог реализации Северного проспекта – 29 уничтоженных архитектурных зданий, разобранных и увезённых неизвестно куда, десятки, если не сотни поломанных судеб, десятки людей, умерших от инфарктов и инсультов в борьбе за своё имущество и право проживания в дедовских домах. И толпы, обивающие пороги судов, вплоть до европейского, в надежде добиться справедливости.

Я не архитектор, не специалист, но глядя на уродства «зодчего» Нарека-Наполеона Саргсяна, достаточно успевшего натворить в Ереване и Армении, прихожу в страшное уныние, разочаровываюсь в способности нашего общества видеть и ценить прекрасное и отторгать отвратительное.

Отвергнутый сообществом архитекторов, Н-Н.Саргсян сам себе подписал приговор – своими ужасными, бездарными творениями, приговор на позор, осмеяние и проклятие потомков.

Вершиной же его деятельности на сегодня стало бездарное сооружение… нет, не строение даже, но ПРЕСТУПЛЕНИЕ, осуществлённое в его же родном городе – Джермуке.

Желая, видимо, остаться в анналах истории хотя бы этого маленького городка, он задумал много лет назад построить НЕЧТО, превосходящее все здания курорта. И не просто превосходящее, так как ещё с советских времён там законсервировано несколько строек оригинальных и красивых зданий, но возведённое в центре, в самом сердце курорта. Так, чтобы лезло в глаза всем.

Тем, кто ни разу не был в курортном городке Джермук, скажу, что начал он строиться сразу после окончания Отечественной войны, а к 50-м годам уже была разработана его архитектурная, эстетическая, логическая концепция. Так вот смысловой, естественной сутью городка решено было сделать Питьевую галерею, построенную на правобережье, на возвышении у подножья горы. Всё остальное должно было стать приложением к ней, обрамлением, дополнением. Организующим и логическим центром курорта всегда должна была оставаться именно Питьевая галерея с её лечебной водой. Всё было задумано так, чтобы с её площадки обозревался весь прекрасный вид городка и природы – гор, санатория № 3 (ныне – «Олимпия»), уникального парка.

Даже построенную позже курортную поликлинику, расположили справа, в отдалении от неё, ближе к горе (ныне это санаторий Армения), так, чтобы она не портила вида с галереи, не заслоняла пейзажа.

…Чтобы выделить, подчеркнуть красоту и значимость Питьевой галереи, сделать её привлекательней, эстетичной, прямо перед ней запрудили ручей и обустроили озерцо, которое стало естественным зеркалом для неё. Особенно красиво смотрелась галерея вечером и ночью, если идти к ней от санатория № 3. Освещённая, она отражалась в озерке, обретая некий магический, загадочный вид и смысл.

Так вот, пользуясь покровительством президента-однофамильца, гениальный бездарь Н-Н.Саргсян решил построить своё уродство (по стилю соответствующее разве что веку девятнадцатому) прямо напротив санатория Армения, так, что полностью перекрыло весь вид на город и природу справа от Питьевой галереи, тем самым низведя значимость и красоту оной до заурядного места водопоя.

Говорят, он вообще хотел поставить своё чудище напротив галереи, по другую сторону озерца и пустить к ней мостик, тем самым испоганив и само зеркало, т.е. желал перекрыть вид от галереи полностью, запереть её напрочь, уничтожив не просто идеологию Джермука, но и саму её суть и красоту. Не получилось. Кто-то всё-таки отговорил его от такого невообразимого кошмара, предложив не столь убийственный вариант проекта. Хотя, по словам того же источника, идея-фикс с мостком через озерцо покоя Н-Н.Саргсяну не даёт до сих пор – если уж что-то портить, то поганить до конца и окончательно!

…Геростратом можно стать и не сжигая ничего, но сооружая безобразных монстров, тем самым уничтожая заложенную в основу того или иного города идеологию, логику, эстетику.

Глубоко презирая Л.Т.-Петросяна, разрушившего и способствовавшего разграблению моей страны, отдам должное – он и его команда, старались всё же держаться от бездарей подальше, осознавая, вероятно, что и без того опозоренные, они вынуждены будут нести ответственность и за несмываемое бесчестие таких, как наш провинциальный Наполеон, кредо которого: Если и не переплюнуть (Ал.Таманяна), то оплевать уж точно, унизить, уничтожить наследие великого гения…

Ничтожество не первый год подбирается и к вершине творческого гения Александра Таманяна – к Площади республики (Ленина), одной из красивейших в мире. И без того изрядно подпорченная высотными строениями за ансамблем зданий (автор многих он сам), площадь рискует быть изуродованной окончательно и бесповоротно, если Наполеон Саргсян останется во власти.

Симптоматичны слова молодого ереванского архитектора Сархата Петросяна, сказанные, когда Наполеона чуть менее года назад назначили руководителем комитета по архитектуре при правительстве РА. «Критика помогает этой личности получать продвижение в государственной системе. Можно сказать, (назначением) он был награжден, и потому, если в то время он и его хунта чувствовали себя хорошо в Ереване, то теперь они будут чувствовать себя хорошо по всей стране. Пока рано говорить о том, чем будет заниматься, Нарек Саргсян в государственном комитете по архитектуре при правительстве, потому что мы не знаем, чем будет заниматься этот комитет и какие у него будут функции. Но ясно одно, государственная система управления плевать хотела на профессиональное и общественное мнение. И все эти проблемы, о которых говорится во весь голос, оказывают нулевое влияние на государственное управленческое мышление». http://ru.aravot.am/2013/08/09/158761/

Власти, таким образом, как бы следуя правилу, упомянутому С.Петросяном, ещё больше возвысили Нарека-Наполеона Саргсяна, теперь уже до уровня министра градостроительства. Дали геродоту от архитектуры карт-бланш на уродование и уничтожение городов и посёлков Армении, от Еревана до самых до окраин…

Вакханалия рвачей и бездарей продолжается.

Борис Асатуров

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image