Кемализм и фашизм: какие параллели?

29 июня, 2020 - 12:58

Мы уже рассматривали связи между младотурками и нацистами, в которых показывались параллели в национальной концепции, шовинизме и технологиях массового уничтожения. Ещё более интересным примером будет изучение схожести между движением Кемаля Ататюрка и движением Муссолини и Гитлера.

Зачатки кемализма уходят в младотурецкое движение. Представители данного движения вдохновлялись, в основном, трудами французских авторов: идеями Лебона о массах и руководящих ими элитах, а также идеями Гобину и Спенсера о "расовом превосходстве". В целом, французский национализм в период франко-прусской войны знатно повлиял на младотурков, стремившихся воплотить данные теории в Османской империи. Почва к тому уже была.

Как известно, младотурки были главными идеологиями "очищения страны", создания единой османской нации и имплиментации пантюркистской доктрины через Геноцид армян, греков и ассирийцев. Совершённое младотурками было первым в истории опытом социального инжиниринга - выделение конкретной части собственного социума для последующего уничтожения. Позже младотурки вошли и в правительство Ататюрка.

Ататюрк впервые победил на выборах в 1923 год, сформировав Республиканскую Народную Партию. О многопартийности речь вскоре ушла: на тех же выборах его партия получила все 333 места парламента. Главной доктриной Кемаля была вестернизация и туркификация населения. Всё это делалось в продолжении планов по созданию единой турецкой нации, нации европейского типа.

По словам премьер-министра Иненю, "любые меньшинства, идущие против турков и туркизма будут вырезаны и изгнаны". Именно такого рода доктрина стала идеальным примером для право-радикального движения в Европе, особенно для фашизма. Турция, успешно идущая по пути единства нации и территории, модернизирующаяся по-европейски, подавляющая любое сопротивление единой национальной идеи - мечта для немцев после Первой Мировой.

Особенно впечатляло их, что Ататюрк смог противостоять державам Антанты и вывести страну из пораженческой позиции после войны, о чём также мечтали немцы, чьё государство было вынуждено расформировать армию, платить репарации и испытывать кризис. О важности этой темы для немцев указывает статистика: например, крупнейшая консервативная газета Германии "Kreuzzeitung" посвятила более 22000 статей турецкой борьбе с греками и Антантой. Фактически, шли разговоры о том, что немцам нужна аналогичная борьба и аналогичный лидер для возрождения Германии.

В период гитлеровского путча в правой прессе использовались иногда такие формулировки, как упоминание Гитлера "немецким Кемалем", а Берлина как "Анкара-на-Рейне". Вообще сам поход Кемаля на Анкару был примером ещё для римского похода Муссолини.

Тем временем, в 1930 году в Турции, в Менемене, начались протесты суфий-дервишей во главе Мехмета Эфенди, собравшие тысячи людей. Цели протеста были в восстановлении халифата и исламских законов. Эти протесты хоть и были подавлены, но знатно напугали турецкое руководство. В связи с этим, в 1931 году Реджеп Пекер, министр иностранных дел, отправился в Италию и СССР для изучения того, как эти страны распространяют свою идеологию.

Пример успешно развившейся Италии значительно подбодрил кемалистов. Успех фашизма ещё больше убедил Турцию в отказе от демократических и либеральных тенденций. Таким образом, вестернизация стала проходить в контексте национал-корпоративизма. Влияние было уже налицо в том же году, в речи Ататюрка в Конье: он призывал всех турецких граждан стать членами РНП, особенно молодёжь, даже и несовершеннолетнюю. Очевидно, что эту массовую мобилизацию Ататюрк воспринял от Муссолини.

В том же 1931 году на съезде РНП было решено усилить контроль партии над экономической, культурной и социальной сферой. Кемалистские газеты стали открыто выражать симпатии фашизму. Реджеп Пекер стал генеральным секретарём партии. Путешествие в Италию не прошло бесследно.

Тогда же начались и попытки теоретически обосновать кемализм. Он объявлялся внеклассовой и всенациональной идеологией. Турецкие антропологи стали доказывать арийское происхождение турецкой нации. И именно в этот период Ататюрк, по образу Муссолини и Гитлера, был объявлен "главой всей нации". Ему стали ставить памятники по всей стране, причём некоторые из главных памятников возводил Йозеф Торак, скульптор Гитлера. Есть также свидетельство, что у самого Гитлера в кабинете имелся бюст Ататюрка, рядом с бюстом Бисмарку и Фредерику Великому.

Всё остальное(вплоть до теории 1936 года о том, что турецкий язык был первоязыком) показывает, как кемализм значительно вдохновился идеями нацизма. Впрочем, как мы уже увидели, это был симбиоз. Сам турецкий национализм стал вдохновением для фашизма и национал-социализма, прообразом и прототипом. В то время как сам кемализм в последующем дополнил себя новыми доктринами этих идеологий.

Артур Акопян

Комментарии

Мы однажды уже призвали запретить писать на исторические темы этому автору и их сайту - они вам просто лгут. Не знаю, лгут по дурости, по недомыслию или умышленно. Но лгут стопудово.
Младотурецкое движение создавалось далеко, далеко не на французской основе. Франция - просто прикрытие. Это движение создавали те силы, которые осуществили Геноцид армян 1915 года и Октябрьский переворот 1917 года в России. Франция и французские идеи тут не при чем. Да, Геноцид армян замышлялся на территории Франции. Но спланировали его не французы и не турки (которые были всего лишь орудием).
Хватит лгать!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image