“Езиды в Армении живут спокойно, здесь им не грозит ассимиляция”
Недавно езиды мира отметили Новый год-Малаки Тауси.
Президент Армении Серж Саргсян тепло поздравил езидскую общину страны с этим радостным праздником
Езиды — древнейший этнос. История езидов и езидизма, одной из древнейших религий мира, насчитывает свыше пяти тысяч лет. Главная культура религии — Солнце, которое берет свое начало с времен Шумера, Вавилона и Ассирии. Несмотря на то, что езиды являлись монотеистами — последователями единобожия, на протяжении всей своей истории они были гонимы. Что интересно, именно в Армении, где проживают свыше 60 тысяч езидов, построен второй в мире езидский храм Лалиш. В Первой мировой войне езиды на стороне русских воевали с Османской империей, борясь с геноцидом армян, позже мигрировали в Российскую империю. Именно в этот период езиды обосновались в Армении.
Храм езидов в Армении был открыт в сентябре 2012 года в Армавирском марзе. Название храма выбрано не случайно: в Северном Ираке (Иракский Курдистан) находится главная святыня езидов — храм Лалиш. Именно к нему должен совершить паломничество истинный езид, чтобы поклониться святым местам и быть освященным в водах Кания Спи (Белый Родник). Кто посещает Лалиш и совершает паломничество, тому в знак освящения дарят барат (“грамота, подарок”) — шарики, сделанные монахинями из ила этого родника. Храм в Армении, где езиды мирно живут бок о бок с армянами уже не одно столетие, стал первым культовым объектом езидов за пределами Курдистана. Есть твердая уверенность, что второй в мире езидский храм просто обречен стать местом паломничества.
Армения является единственным государством, где действуют 23 школы с езидским языком обучения (с 1 по 9 классы). Издаются учебники и художественная литература на езидском языке, выходит ежемесячный журнал “Эздихана” с текстами на езидском, армянском и русском языках. Создан фонд для способствования развитию езидской науки и искусства. В Армении находится Национальный союз езидов мира и Армении, президентом которого является дважды народный герой, доктор-профессор Народной истории езидов и богословия Азиз Тамоян.
Откуда берет корни этот этнос? По одной версии, езиды — это древние шумеры, их предотечеством является Месопотамия. Согласно второй версии, езиды пришли из Индии, а точнее — из Бмба (Бомбей). Будучи солнцепоклонниками, они являются одним из самых древних народов мира, народом Малаке Тауси, религией которого является Шарфадин. Езиды не связаны с каким-нибудь другим народом и выступают как отдельное этническое звено. Их язык — эздики — принадлежит иранской группе языков индоевропейской семьи. Богом езидов является одаренный сверхъестественной силой Хуаде, который считается создателем Вселенной. По народным законам, езид рождается езидом и никакой представитель другой нации не может выступать как езид. Езидский народ свято и почтительно отмечает свои национальные праздники. В этом секрет долговечности народа. В Армении весьма толерантно относятся к езидским традициям. Так, в Армении ежегодно после 13 февраля в первый понедельник приходящей недели режут барана. Во вторник, среду и четверг — пост у всех. В пятницу отмечают праздник Хдр Нави. В течение трех дней говенья один из шехов или пиров должен в обязательном порядке посетить кладбище и читать молитву за покойников. Перед говеньем просыпаются ранним утром, поют и купаются, при этом запрещается употреблять... коноплю, капусту и свинину. В дни говенья нельзя есть, пить, курить, спать, жевать жвачку, стирать, купаться, мужчинам нельзя бриться и спать с женой. Кушать можно лишь после заката.
В эти дни соблюдается еще одна древняя традиция, которая присутствует и у армян. В ночь на пятницу все веселятся и танцуют до рассвета. Эта ночь называется Лайла Кадр. В эту ночь дети ходят из дома в дом, спускают с крыш домов наполненные фруктами и сладостями пакеты. Это называется Допи Данг.
В субботу как продолжение праздника отмечают Арафат, в течение которого все в обязательном порядке со своим шехом или пиром посещают кладбище. Первая среда приходящей недели после 13 апреля у езидов — Новый год, праздник Малаке Тауса. Это называется “Чаршама сарэ салэ, мри атне дарэ малэ”, т.е. “в среду начала года покойники приходят к нашим дверям”. Во вторник пекут гату, которая членам семьи раздается в среду.
В Ираке каждый год после 13 апреля, в среду по инициативе духовного лидера — Мира хавали в месте с шехами и пирами в святом Лалише отмечается рождество Малаке Тауса. Символом этого праздника является павлин, который выставляется в храме Лалиш, куда приходят верующие езиды всего мира, босиком заходят в святое место, поклоняются, целуют символ Малаке Тауса. Относительно религии езидов существует мнение, что они были зороастрийцами. “Но это неправда, — утверждает Азиз Тамоян. — Зороастра был пророком. Он был персом и никак не связан с езидами. Также нельзя сравнить езидов с язатами. Язат был древним иранским богом, который родился 3000 лет назад до н.э. В то же время нельзя с езидами связывать город Езд, так как они никогда не проживали в этом городе. Некоторые отождествляют езидов с курдами. Это тоже неправильно: “курд” в некоторых иранских языках означает “пастух”. Курды сформировались в X-XII веках, следовательно, они не связаны с езидами”.
Народная культура езидов, богатейший фольклор, социальная структура езидского общества, а также обычаи и нормы — все обусловлено тем же уникальным религиозным мировоззрением этого народа. Езидизм долгое время оставался загадкой для исследователей, путешественников и даже живущих по соседству народов из-за закрытости общества и эзотеричности исповедываемой доктрины. Результатом этого неведения стал ошибочно применяемый к езидам эпитет “дьяволопоклонники”. Езидизм — синкретическое учение. Вера в Единого Бога сочетается в нем с поклонением Святой Триаде — Малак Тавусу (Ангелу-Павлину), Шейху Ади и Султану Езиду (все они — инкарнации Единого Бога), а также с довольно обширным народным пантеоном, включающим ряд божеств, святых и покровителей, имеющих свои параллели и в иранской, и в семитской традициях. Малак-Тавус — главный член Святой Триады — амбивалентная фигура, в которой черты и атрибуты божества сочетаются с характеристиками падшего ангела. Именно поэтому в езидизме существует так называемая апология сатаны — запрет какой-либо хулы в его адрес и даже табу на само слово “сатана, дьявол”. Священные писания езидов — “Книга Откровения” и “Черное Писание” — содержат значительно меньше информации о езидском учении, нежели образцы религиозного и ритуального фольклора.
В XI веке часть езидов с северных земель Ирака переехала в Западную Армению — в Карс, Муш, Ван, ближайшие села Эрзрума, Диарбекира и другие места проживания. На территории Восточной Армении езиды появились только в XVIII веке. Несмотря на то что езиды давно живут с армянами рядом, мы мало знаем о них. Многие думают, что езиды и курды — это один этнос, с одним лишь различием — езиды откололись от ислама как секта, став солнцепоклонниками. Несмотря на то что существует множество указаний на тесные связи езидов и курдов, общность в антропологическом типе, языке, быте, культуре, в некоторых традициях, это отдельная этноконфессиональная группа с отличным от курдов мышлением, менталитетом. Более того, езиды никогда не участвовали в резне армян и сами сильно пострадали от турецкого ятагана — были убиты приблизительно 500 тысяч человек. Турецкий историограф Кятиб Челеби также дает сведения о том, что в XV-XVIII вв. в Османской империи были уничтожены около 300 тысяч езидов. Езиды говорят, что они все в последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в местах их проживания было множество войн и сражений. По словам езидов, один из самых сильных ударов со стороны захватчиков они получили во время арабского вторжения, и ислам принес езидам колоссальные страдания. Многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от города Сулеймания в Ираке археологи нашли свиток, известный как “сулейманийский пергамент”, где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; как за несколько дней были казнены десятки тысяч защитников города: это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам. И тем не менее этнос выжил, так как большая часть езидов проживала в труднодоступных горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день. “Несмотря на то что у нас нет государственности и мы разбросаны по разным городам мира, мы сохранили особую национальную черту, так как жили сплоченными общинами и были верны своим убеждениям, — говорит Азиз Тамоян. — Может быть, именно отсутствие государственности привело к тому, что в разных странах нас называют по-разному: в Турции часть езидов называют турки-езиды, Ираке — арабы-езиды, также курды-езиды, но то, что нас считают мусульманами, не препятствовало тому, чтобы в данных странах осуществлялся планомерный геноцид езидов. Как говорится, береженого Бог бережет, неизвестного — волк. Нас терзали и будут терзать как волков”.
Турки 72 раза осуществляли массовую резню и геноцид езидов. Последний раз это случилось 14 августа 2007 года, когда два села на территории под названием Ездистан (Шангал и Синджар) с населением более тысячи человек были полностью разрушены мусульманскими религиозными фанатиками. Первый заместитель председателя Национального союза езидов Хдр Хаджоян говорит о том, что езиды в Армении живут спокойно, здесь им не грозит ассимиляция, как в исламских странах, более того, армяне уважают традиции и историю езидов, что нельзя сказать о Северном Ираке. “Там наши соплеменники живут в страхе, им нельзя афишировать свою национальную принадлежность, чтобы избежать преследований и ассимиляции, — говорит Хдр. — Там выработана политика утверждать, что езид — это тот же курд, но другой веры”.
Подготовила Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Добавить комментарий