ТЕОРИЯ «ПРИШЛОСТИ» АРМЯН В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

21 мая, 2014 - 17:12

3. 3. Присутствие армян на Кавказе согласно исламским источникам

russia-armenia.info  продолжает публиковать выдержки из книги  Рубена Галчяна «Азербайджанские историко-географические фальсификации».

Арабы, завоевавшие страны древних цивилизаций Ближнего Востока, оказались настолько благоразумными, что позволили местным интеллектуалам и ученым продолжать развивать искусство и науку. Многие халифы основали научные центры в Багдаде, Каире, Кордове и Северной Африке. В этот период древняя греко-римская литература была переведена на арабский, который считался общим литературным языком исламского мира.205

Многие из так называемых ≪арабских≫ географов на самом деле были персами или имели персидское происхождение. Наиболее известными из них являются основатель арабской картографической школы Абу Зейд Ибн Сахл ал-Балхи (850–934), Исхак Ибн Мухаммед ал-Истахри (ум. в 957 г.), Абу Рейхан Бируни (972–1048), Закария Ибн Мухаммед Казвини (1203–1283), Хамд-ул-Лах ал-Мостоуфи (1281–1339) и многие другие.

Арабские путешественники посетили много разных стран. В частности, Ибн Баттута (1304–1368/9) побывал на севере Каспийского моря (1330–1335 гг.), России, Центральной Азии, Китае, Индии (1345–1349 гг.), в других дальних странах. Арабские путешественники по сути расширяли границы познанного на тот период мира, делали подробные описания и наблюдения в своих путевых записях.

Из всех текстов и карт исламской географии и картографии, относящихся к Армении, Азербайджану и Албании, отчетливо видно, что Азербайджан отмечен на территории, где сегодня находится иранская провинция Азербайджан, а Агванк показан как отдельная страна, расположенная на северных берегах Куры и Аракса.

Из этих источников, очевидно, что это два разных народа, две страны и два государства. Армения на всех этих картах отмечена как отдельная страна со столицей Двин, поарабски — Дабиль.

В книгах и картах разных авторов исламской географии сведения о городах каждой из трех стран региона, за незначительными исключениями, полностью соответствуют друг другу.

205. Ehsan Masood. Science of Islam. London, 2009. См. также: Michael Morgan. Lost History. Washington DC, 2007.

Исламские географы прилагали к своим произведениям карты. В этом разделе будут проанализированы письменные сведения географического и историкогеографического характера, а в пятой главе - карты.

3. 3. 1. Один из древнейших исламских летописцев и географов Ахмад Ибн Яхйа ал-Баладзури (ум. в 892 г.) считал Азербайджан одной из провинций Персии. В своей книге ≪Китаб фатух ал-булдан≫ (≪Книга завоеваний стран≫), в главе ≪Завоевание Азербайджана≫ он пишет:

Ардабилец Хусейн Ибн Амру рассказывал, как Омар ибн Хаттаб назначил наместником в Азербайджане Хадифата бин Йамани… Когда Хадифат получил приказ — он отправился в город Ардабиль Азербайджана, где проживал правитель и собиратель податей [страны]. Но к тому времени правителю удалось собрать войско из Баджервана, Мейманда, Нарина, Миане и других городов. Его армия жестоко сразилась с исламскими силами Хадифата.206

Все вышеназванные города находятся в иранской провинции Азербайджан. Это доказывает, что арабы именно эту область считали настоящим Азербайджаном. В главе ≪Завоевание Армении≫ Баладзури перечисляет города Армении, в числе которых Самосата, Киликла, Хлат, Арчеш, Джурзан, Сисакан, Багреванд, Двин и т.д.207

3. 3. 2. Иранский ученый IX в. Ибн Хурдадбех (ок. 820–912) является также известным географом исламского мира. В своем географическом труде ≪Китаб ал масалек ваал мамалек≫ (≪Книга дорог и стран≫) он пишет об Азербайджане и Агванке (Арране):

Страны Аррана, Гургана и Сисджана являются частью земли каспов, которой владел Ануширван.208

В другом месте он пишет:

На севере, который составляет одну четверть Ирана, правил полководец по имени Адапаткан. В эту область входят Армения, Азербайджан, Рей, Демавенд, важным городом которого является Шаланба… 209

Ибн Хурдадбех упоминал принадлежащие Азербайджану следующие города: ≪Марага, Миандж [Мианэ], Ардабиль, Вартан [Варзакан], Тавриз, Маранд, Хой, Мугань, Барзанд, Джаберван, Урмия и Салмаст≫,210 ≪Вартан [или город Варзакан] находится на границе Армении и Азербайджана…≫211

Все вышеназванные города всегда были и по сей день находятся в иранской провинции под названием Азербайджан.

206. Yahya ibn Jaber al-Baladhuri. Kitabi Futuh ul-Buldan. Leiden, 1866, aрабский раздел, с. 325–326. См. также: Баладзури. Книга завоеваний. Пер. П. Жузе. Баку, 1927, с. 23.

207. Yahya ibn Jaber al-Baladhuri. Указ. соч., с. 193. См. также: Баладзури. Указ. соч., с. 5.

208. Abul Kasim Obaidallh ibn-Abdallah Ibn Khordadbeh. Kitab al-Masalik va al-Mamlik, original Arabic with French translation, Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Part 6, volume 39. «From the Islamic Geography». Leiden, 1889, с. 118–120 арабского текста.

209. Там же.

210. Там же, с. 118.

211. Там же, с. 119.

Это лишний раз доказывает, что Азербайджан всегда был одной из провинций Ирана. Город Варзакан, который указан на границе Армении и Азербайджана, в настоящее время находится в 50 км к северо-востоку от Тавриза и в 40 км к югу от Аракса, недалеко от сегодняшней армяно-иранской границы.

Агванк в произведении Ибн Хурдадбеха упоминается на трех страницах, Азербайджану (провинция Ирана) уделено 14 страниц, а Армении — более 20-ти. Это указывает на степень географической, торговой и политической значимости этих стран.

Изданный в 1986 г. в Баку русский перевод Ибн Хурдадбеха содержит карту Южного Кавказа, которую, видимо, проглядела цензура. Эта карта подтверждает вышеизложенное. На ней границы Армении простираются от земель западнее Вана до Севана, Азербайджан отмечен на территории южнее Аракса до берегов Урмии. К северу от Азербайджана расположены различные области Агванка — Ширван, Мугань, Шаки, Табасаран и другие, само название ≪Агванк≫ там отсутствует (см. илл. 25 Приложения).212

3. 3. 3. В исламской картографии выдающееся место занимает Абу Зейд Ибн Сахль ал-Балхи (850–934), чьим именем названа самая значительная школа исламской картографии. Этот ученый, математик жил в Багдаде, но в конце своей жизни перебрался в город Балх в Средней Азии (ныне в Афганистане), где начал работать над географическим материалом.

Карты школы Балхи имеют ряд особенностей, которые наблюдаются почти во всех исламских картах. В картографических и географических книгах этой школы имеются отдельные главы, в которых даются сведения о мире и частях света, к которым прилагаются изображающие соответствующие регионы карты, ориентированные верхом на юг.213 (Арабы разделяли мир также по климатическим поясам.)214

212. Ибн Хурдадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986, с. 290, карта 10.      

213. Когда верх карты обозначен севером или, скажем, востоком, то карта называется «ориентированная на север» или «ориентированная на восток».

214. На карте мира заселенный мир разделен на семь климатических зон. Из важных морей отмечено Средиземное (Римское), восточный край которого, поворачиваясь к югу, соединяется с Черным морем. На юге — Индийский океан, соединенный с Персидским заливом и Арабским морем, с различными островами. На севере Каспийское море (Бахр-и-Хазар) нарисовано в виде озера с несколькими островами, по соседству с которым находится Аральское море (Бахр-и-Хоразм) и река Амударья. Это уже является шагом вперед по сравнению с древнегреческими картами, на которых Каспийское море часто представлялось как водное пространство, соединенное с северным океаном. На карте реки Тигр (Деджле) и Евфрат (Форат) впадают в Персидский залив. Пять истоков Нила отмечены в африканских Лунных горах, где они впадают в озеро, из которого одной рекой текут к Средиземному морю. Всеобъемлющий океан и Гафские горы обрамляют землю. Библейские племена Гог и Магог изображены за стеной, построенной персидским царем Хосровом Ануширваном (также известным как «Ануширван Справедливый»), а не Александром Македонским. Стена отделяла эти дикие племена от цивилизованного мира (см. также Ветхий Завет, Иезекииль, гл. 38 и 39). Эта стена и ворота в ней в армянской литературе называются Чора Пахак (Дербентский проход), известные также как Аланские, Каспийские или Железные ворота. Подробно см.: Rouben Galichian. Countries South of the Caucasus in Medieval Maps, pp. 16–19, 82–84, 118–122; Ռ. Գալչյան, Կովկասից հարավ երկրները ջնադարյան քարտեզներ մ, էջ 16–18, 44–45, 56–57։

Многие из исламских географических рукописей содержат карты мира, но что касается карт стран и регионов, то это в основном карты исламских стран и регионов.

Персидский путешественник и географ X в. ал-Мукаддаси (945 – ок. 1000) в своем географическом труде (985 г.) пишет:

Здесь мы пишем об исламском мире и не заботимся о странах неверных и не видим пользы в их описании. Тем не менее, мы будем говорить о тех из них, где живут мусульмане.215

Карты регионов и стран в рукописях школы Балхи в основном посвящены Ирану, Ближнему Востоку и Центральной Азии. Аравия, Фарс, Магриб, Кирман, Ирак, Джазира (Междуречье), Парс, Хузистан, Систан, Синд, Хинд, Хазар, Дейлам и Табаристан, Хорезм, Миср и Шам (Сирия) — каждая из этих стран отмечена на отдельных картах. Им предшествует карта мира. На карте мира лишь несколько стран вне исламского мира удостоились упоминания — Андалузия, Рум (Рим или Византия), Болгария, Россия, Агванк, Армения, Сакалиба216 (саки), Индия и Китай. Для неисламских стран не чертились отдельные карты, за исключением Агванка и Армении, которые, вместе с расположенной к югу от Аракса иранской провинцией Атрпатакана, всегда были изображены на отдельной карте под названием ≪Армения, Атропатена (Атрпатакан) и Албания (Агванк)≫.

На мусульманских картах названия стран к югу от Кавказских гор — Колх и Иберия — не упоминаются, в то время как Азербайджан или Атрпатакан всегда отмечен как северо-восточная провинция Ирана. Агванк также изображен на картах под иранским и арабским наименованием ≪Арран≫. Эта страна упоминается во всех исламских картах, поскольку местное население частично приняло ислам и она стала восприниматься как мусульманская. В исламской картографии Армения, Агванк и Атрпатакан представляются следующим образом:

Агванк — на обоих берегах Куры, от Тифлиса до Каспийского моря;

Атрпатакан — на южном берегу Аракса, к востоку от озера Урмия;

Армения — на севере и юге Аракса, к западу от озера Урмия.

Такое расположение Армении, Азербайджана и Агванка подтверждает арабский географ Абул Фида, отмечая в своей книге ≪Тагвим ул-Булдан≫: ≪Поскольку эти страны имеют очень близкие отношения, ученые располагают их на одной карте, а в комментариях их представляют вместе≫.217

215. Al-Muqaddasi. The best divisions for Knowledge of the Regions, translated from Arabic by Prof. Collins. Reading, UK, 2001, p. 8. В оригинале — с. 9.

216. Так арабы называли славян, хазаров и племена, населяющие центральную и восточную Европу, на территории к северу от Византийской империи. См.: Encyclopaedia of Islam. «New Edition». Volume 8. Leiden & London, 1995, p. 872–881.

217. Абул Фида. Тагвим ул-Булдан. Пер. Абдуллаха Аяти. Тегеран, 1970, с. 442 (на перс. яз.).

3. 3. 4. Персидский историк и географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало X в.) создал труд ≪Мухтасар ал-Булдан≫ (≪Известия о странах≫). Он родился в иранском городе Хамадан, который, согласно Ф. Мамедовой и картам И. Алиева, является одним из городов древнего Агванка (Албании).218

Труд Хамадани является одним из важнейших историко-географических документов исламского мира. В нем Азербайджану уделено 3 страницы, Армении — 17, а Арран упоминается в двух местах. Границы Азербайджана автор указывает от Партава до Занджана, что почти полностью совпадает с территорией иранской провинции Атрпатакан. Там же упоминаются города Салмаст, Мугань, Хой, Варсакан, Байлакан, Марага, Нейриз и Тавриз.219 Из числа армянских городов упоминаются: Партав, Шаки, Капагак, Двин, Багреванд, Нахиджеван, Хлат, Арчеш, и Каликла.220 Ал-Факих лишь походя упоминает Арран как маленькую страну, по которой протекают Аракс и Кура, в месте, где расположен город Байлакан.221

3. 3. 5. Арабский историк, географ и путешественник, уроженец Багдада Абу ал-Хасан Али Ибн Хусейн Али ал-Масуди (ок. 896–856) известен под именем Масуди. С юных лет он начал путешествовать по территории Армении, Азербайджана и Кавказа, дошел на востоке до Индии, а на юге — до африканских стран. О Кавказе и сопредельных областях он пишет следующее:

Между Каспийским и Черным морями поселились зовущиеся огузами тюркские племена, которые на конях переходят связывающие эти моря реки, когда те замерзают, и нападают на хазаров... Персидский царь Хосров Ануширван в Дербенте построил Каспийские ворота [Чора Пахак], чтобы защитить свою страну от вторжения хазаров, аланов, аваров и тюркских племен. Сомнений нет, что в противном случае аланы, авары и тюрки захватили бы Барду [Партав], Албанию [Агванк], Байлакан, Азербайджан, Занджан, Абхар, Казвин, Хамадан, Динавар, Нихаванд — вплоть до границ Куфы и Басры.222

Хотя этим племенам не удалось захватить находящиеся к югу от Кавказа земли в IX в., тем не менее, спустя некоторое время тюркские племена дошли до указанных Масуди агванских, азербайджанских, а также армянских городов и областей. В начальный период они занимались грабежом и эксплуатацией местного населения. Позже они постепенно осели и в настоящее время, утвердившись на этих землях, называют армян, один из автохтонных народов, чужим и пришлым.

218. Özetli Tarih Atlasi. Baki, 1986. См. илл. 01 Приложения.

219. Ибн ал-Факих. Мухтасар ал-Булдан. Пер. Х. Масуда. Тегеран, 1970, с. 129 (на перс. яз.).

220. Там же, с. 129–130.

221. Там же, с. 139.

222. Masudi. From The Meadows of Gold, translated by Paul Lunde & Caroline Stone. London: Penguin, 2007, pp. 17–18, 27, 28. См. также: Al-Mas’udi. Meadows of Gold and Mines of Gems, translated by Aloys Sprenger. London, 1841, pp. 401, 416, 459.

3. 3. 6. Одной из наиболее значимых фигур в исламской географии является персидский географ Абу Исхад Ибрахим бин Мухаммад ал-Фарси ал-Истахри (ум. в 957 г.), главным трудом которого является ≪Китаб ал-масалик ал-мамалик≫ (≪Книга дорог и стран≫). Дошедшие до нас копии рукописи содержат 19–21 карт. К каждой карте прилагается текст с подробными сведениями о географии и народах изображенных земель.223 Глава, посвященная региону к югу от Кавказских гор, называется ≪Об Армении, Арране и Азербайджане≫. В ней обозначены и описаны эти три страны, их города, реки, озера и горы. Вот что он сообщает о принадлежащих этим странам городах:224

Азербайджан — Самый большой город — это Ардабиль. А также — Марага, Урмия, Миане, Дехарган, Салмаст, Нашуи, Маранд, Тавриз, Барзанд, Муган, Джаберванд, Ушне [Ошнавие] и другие малые города.

Арран — Партав, который является большим городом. А также — Баб-уль-Абуаб [Дербент], Тифлис, Байлакан, Вартан, Ширван, Шамахи [Шамаха], Абхаз, Шаберан, Габле [Капахак], Шаки, Ганджа, Шамхор и другие малые города.

Армения — Двин, который больше Ардабиля, далее — Нахиджеван, Беркри, Хлат, Маназкерт, Варзан, Битлис, Каликла [Карин или Эрзерум], Арзан, Миафаркин 225 и Сарадж.

В конце главы приводится система измерения расстояний городов и дорог, подобная системе Ширакаци и других армянских и иностранных авторов.226 Карты в рукописи Истахри в целом представляют собой красиво выполненные и ярко раскрашенные произведения искусства (см. илл. 26 Приложения).

Все это доказывает тот факт, что Агванк и Азербайджан — это две разные страны.

3. 3. 7. Одним из дошедших до нас древнейших исламских географических трудов является ≪Сурат ал-Ард≫ (≪Изображения Земли≫) Абуль-Касима Мухаммад Ибн Хаукаля (путешествовал в 943–978 гг.), который содержит 21 карту и пояснения к ним.

В своем произведении, принадлежащем картографической школе Балхи, Ибн Хаукаль представляет познанный к тому времени мир, который, на его взгляд, в основном состоял из мусульманских стран и провинций.

223. До нас дошло 34 экземпляра рукописей ал-Истахри, большинство из которых содержат карты. Самой старой из них является репродукция 1173 г. См. также: J.B. Harley & David Woodward. The History of Cartography. Chicago, 1992/1 & 1992/2, pp. 130–136.

224. Ал-Истахри. Китаб ал-масалик ал-мамалик. Пер. Ираджа Афшари. Тегеран, 1961, с. 155–159 (на перс. яз.).

225. Тигранакерт, древняя столица Армении, находится на территории сегодняшней Турции, недалеко от города Силван. См.: Թ. Խ. Հակոբյան, Ստ. Տ. Մելիք-Բախշյան, Հ. Խ. Բարսեղյան, Հայաստանի и հարակից շրջանների տեղան նների բառարան, հատոր 3, էջ 678, 818, Երևան, 1991, նաև հատոր 5, էջ 92, Երևան, 2001:

226. Ал-Истахри. Указ. соч., с. 160–161.

Он приводит наименования главных городов, рек и гор этих стран, с подробными комментариями. Шестая глава его книги посвящена трем странам, расположенным к югу от Кавказских гор. Эта глава называется ≪Армания, Азербайиджан ва Арран≫ (Армения, Азербайджан и Агванк), в которой мы находим списки городов этих стран. В начале главы он пишет:

В этой главе мы поговорим о странах, сопредельных Византии, а также о находящихся к востоку от нее мусульманских странах. Повествование начнем с Армении, Албании и Азербайджана, которые я считаю одним регионом и которыми правит один человек.227

Города, принадлежащие этим трем странам, следующие 228:

Арран — Баб-уль-Абуаб [Дербент], Ширван, Шамахи [Шамаха], Шаки, Тифлис, Джензе [Гянджа], Бардахе [Партав].

Азербайджан — Маранд, Хундж, Тавриз, Ардабиль, Занджан, Марага, Даджерман, Ушне [Ошнавие], Хой, Урмия, Бухайре Габутан [озеро Урмия или Капутан].

Армения — Хлат, Двин, Варзан, Каликла [Карин или Эрзерум], Арзан, Битлис, Миафаркин, Бухайре Хлат [озеро Ван] и Джабал Харис [гора Арарат].

И по карте (илл. 27 Приложения), и по вышеприведенному списку городов ясно, что Азербайджан и Агванк — это две разные страны, расположенные на южном и северном берегах Аракса соответственно.

3. 3. 8. Созданная в 982 г. на персидском языке неизвестным автором географическая рукопись ≪Ходуд ал-Алам≫ (≪Границы мира≫) является уникальным произведением. Его перевел и снабдил своими комментариями известный русский востоковед В. Минорский.229

В рукописи ≪Ходуд ал-Алам≫ описаны страны и народы познанного мира. Армении, Азербайджану и Албании посвящены разные главы. Вот как рукопись представляет города каждой из вышеназванных стран:230

Азербайджан Столица — Ардавиль, важные города — Асна, Ушне, Сараб, Миане, Хундж, Джаберван, Тавриз, Марага, Барзанд, Мугань и Вартан.

Армения Столица — Двин, важные города — Дехарган, Урмия, Салмаст, Хой, Беркри, Арчеш, Хлат, Нахиджеван, Битлис, Маназкерт, Каликла [Эрзерум], Миафаркин, Маранд, Ахар, Сунган и Каба.

227. Ибн Хаукаль. Указ. соч., с. 81.

228. Там же, с. 83–91.

229. Копия рукописи, ее текст на персидском и комментарии Минорского были изданы в Тегеране, см.: Ходуд ал-Алам. Тегеран, 2004. В 1904-1908 гг. Минорский служил в российских консульствах в Тавризе и Тегеране и, пользуясь случаем, изучал местную древнюю литературу и научные труды. См. также: Հ. Փափազյան, Անան ն տաջիկ աշխարհագիրը Հայաստանի, Ադրբեջանի և արևելյան Վրաստանի աշխարհագր թյան և տնտեսական հարաբեր թյ նների մասին (X դար) // Известия Академии наук Армянской ССР: общественные науки, 1953, № 5, с. 73–86.

230. Hodud ul-Alam. Vladimir Minorsky Translator and Commentary. Cambridge, 1982, for Gibbs memorial, pp. 142–145, in the original pp. 32а–32б. См. также труд В. Минорского Ходуд ал-Алам в персидском переводе Захры Мир-Меймандa и Голам-Резы Варахрама. Тегеран, 2004, с. 415–433.

Агванк Столица — Барда’а [Партав], важные города — Байлакан, Гандзак, Шамхор, Хунан, Бардукие, Гала’н, Тифлис, Шаки, Мубараки, Сунбатман, Сарар, Кабала [Капагак], Бардидж, Ширван, Хурсан, Худиван, Дербент и Баку.

Это еще один факт, подтверждающий, что существовало три разные страны, каждая со своей территорией и народом.

3. 3. 9. Мухаммеду бин Ахмед Шамсуддин ал-Мукаддаси (945–1000), известному арабо-персидскому географу, принадлежит ряд четко начерченных карт с изображением важных дорог и городов. Его географический труд ≪Ахсан ал-Такасим фи Ма’рафат ал-Акалим≫ (≪Лучшая классификация сведений о странах≫) содержит сведения о многочисленных странах, провинциях и населяющих их народах. В книге имеется также 20 карт. Оригинал написан на арабском, однако имеется также перевод на фарси — родной язык ал-Мукаддаси.231

О регионе Ал-Рухаб (вероятно, указанный З. Буниятовым ≪Кавказский куст [группа]≫ (см. Главу 2. 2) он пишет:

Эта область состоит из трех частей, как то — Арран, Азербайджан и Армения.232

Албания или Арран начинается с северных берегов Аракса. Автор пишет:

Область Ал-Рани [Арран или Албания] занимает третью часть этого края, а ее  столица — Партав. Города — Тифлис, Кал’ан, Хунан, Шамгор, Джанзан [Гандзак], Бардидж, Шамахи, Ширван, Баку, Шабаран, Баб-уль-Абуаб [Дербент], ал-Абхан [Абхаз], Кабла [Капахак], Маназкерт и Табла.233

Об Армении же ал-Мукаддаси пишет следующее:

Армения — это важная страна. Отсюда привозят занавеси, красивые кружевные одежды и другие редкие товары. Столица — Двин, а другие важные города — Битлис, Хлат, Арчеш, Беркри, Хой, Салмаст, Урмия, Дахерган, Марага, Ахар, Маранд, Санджан, Каликла и Нурин (вероятно — Нурик).234

Об Азербайджане, т.е. о персидской провинции Атрпатакан, ал-Мукаддаси пишет:

Азербайджан [Атрпатакан] — это провинция со столицей в Ардабиле... В числе его городов — Рабан, Тавриз, Джаберван, Хундж, Миане, Сараб, Беруан, Варзакан, Мугань, Мейманд и Барзанд.235

Карта ал-Мукаддаси представлена на илл. 28 Приложения.

231. Подробнее см.: Rouben Galichian. Countries South of the Caucasus in Medieval Maps, pp. 105–106; Ռ. Գալչյան, Կովկասից հարավ երկրները ջնադարյան քարտեզներ մ, էջ 52–53։

232. Al-Muqaddasi. Указ. соч., с. 303, 374–375 оригинала.

233. Там же, с. 303–306, и с. 373–377 оригинала.

234. Там же.

235. Там же, с. 307, и с. 377–378 оригинала.

3. 3. 10. Одним из значительных трудов арабского географа и ученого Абул Фиды,или Абулфедайа, (1273–1331) является ≪Таквим ал-Булдан≫ (≪Описание стран≫). В нем приведены краткие сведения о географии Земли, таблицы с данными о различных странах и областях, городах, названия рек и гор, информация о быте народов и торговле. В главе ≪Об Армении, Арране и Азербайджане≫ арабский географ описывает границы Азербайджана: ≪На востоке этой страны Дейлам [Гилан], на юге — Ирак и Джазира≫. Затем следует таблица с городами этой области, где указано название города, страна, которой он принадлежит, и некоторые другие сведения. В кратком изложении списки городов, принадлежащих странам, о которых говорится в этой главе, выглядят следующим образом:

Азербайджан Салмаст, Урмия, Марага, Ардабиль, Миане, Маранд, Тавриз [на границе с Арраном], Барзанд и Султание.

Армения Ерзнка, Муш, Арзан, Малазкерт, Хлат, Востан, Двин.

Агванк Ширван, Нахиджеван, Уджан, Мугань, Бардаа [Партав], Шамхор, Шамшат, Баб-уль-Абуаб.236

3. 3. 11. Географическое исследование Хамдуллаха Мостоуфи ал-Казвини (1281–1349) ≪Нузхат ал-кулуб≫ посвящено географии мусульманских стран и содержит сведения об их городах и народах. Третья глава книги носит название ≪О провинции Азербайджан≫. В ней автор пишет:

Азербайджан — крупная и важная провинция Ирана.237

Таким образом, и Мостоуфи, как и все другие исламские географы, Азербайджаном считает расположенную к югу от Аракса иранскую провинцию Атрпатакан, которую не надо путать с находящимся к северу от Аракса Агванком. Как указывалось, это подтверждают все исламские карты и географическая литература (см. илл. 25–30 Приложения).

3. 3. 12. З. Буниятов, один из основателей азербайджанский антиармянской ≪научной≫ пропаганды≫, в 1971 г. перевел и отредактировал написанное на арабском произведение уроженца Баку ал-Рашида ал-Бакуйи (XIV–XV вв.) ≪Китаби тахлис ал-асар ва аджа’иб вуль-молук ал-каххар≫ (≪Книга всемогущих царей и их удивительных приобретений≫). В ней автор пишет об Азербайджане следующее:

Эта страна находится между Кухистаном [иранской областью Дейлам и Гилан], Албанией и Арменией. Там, между городами Тавриз и Ардабиль находится гора Савалан.238

236. Абул Фида. Тагвим ул-Булдан. Пер. Абдуллаха Айата. Тегеран, 1970, с. 450–469 (на перс. яз.).

237. Хамдуллах Мостоуфи Казвини. Нузхат ал-кулуб. Пер. Дабира Сиаги. Тегеран, 2002, с. 121 (на перс. яз).

238. Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб Талхис ал-Асар ва ал-Аджаиб ал-Малик ал-Каххар. М., 1971, с. 61–62. См. также: Абд ал-Рашид ал-Бакуйи. Национальная библиотека Франции, Рукопись N f.AR-585, с. 34б.

Это описание полностью соответствует иранской провинции Атрпатакан и лишний раз доказывает тот факт, что Агванк и Азербайджан — это две разные страны.

Изложенные ал-Бакуйи сведения об Армении свидетельствуют о вышесказанном.

Он пишет:

Страна между Азербайджаном и Византией, где есть много городов, крепостей и сел. Жители являются христианами. Там находятся Большой и Малый Арарат, на вершину которого никто не может подняться.239

Тавриз он представляет как крупнейший город Атрпатакана (иранского Азербайджана). В его путевых записях нет и намека на Агванк (или Арран), поскольку в этот период Агванка как страны больше не существовало.

3. 3. 13. Бакинский историк, философ и поэт Аббас Kули Ага Бакиханов (1794–1847) считается основателем азербайджанской исторической науки. Его значимый исторический труд ≪Гюлистан-и Ирам. История Ширвана и Дагестана≫ написан, как было принято в те времена, на персидском, а затем переведен на азербайджанский.240 Согласно современным азербайджанским публикациям:

Он [Бакиханов] приводит ряд фактов, в том числе географические сведения, о Карабахе, Кубе, а также об окружающих их и иных землях.241

И вот что пишет Бакиханов о границах Ширвана:

Границами страны Ширван являются: на востоке — Каспийское море, на юге — река Кура, которая отделяет ее от области Мугань и Армении. На северо-западе — река Ганех [вероятно — Ганич], которая доходит от Илису до Кавказских гор… Таким образом, сегодняшний Ширван, Сальян, Шаки, Баку, Гоббе [Куба], Дербент, Табасаран, Кура и Самурие представляют собой крупную и важную часть этой страны.242

Но академик З. Буниятов, под редакцией которого вышел в свет труд Бакиханова, описывая границы Ширвана, не потерпел присутствия наименования Армения и изъял его полностью, оставив только наименование ≪Мугань≫.

Область Ширван ограничена на востоке Каспийским морем, на юго-западе рекой Курой, отделяющей ее от Мугана… 243

239. Там же, с. 86 (русский перевод) и с. 52б.

240. Victor Shnirelman. The Value of the Past, p. 80.

241. Tale Heydarov, Taleհ Baghirov, ed. Azerbaijan, 100 Questions Answered, p. 95.

242. Abbas Qoli Aqa Bakikhanov. The Heavenly Rose Garden. A History of Shirvan and Daghestan, transl. Willem Floor and Hasan Javadi. Washington, 2009, с. 5. Подчеркнуто автором. См. также: Аббас Кули Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. История Ширвана и Дагестана. Тегеран, 2004, с. 23 (на перс. яз.).

243. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Ред. З. Буниятов. Баку, 1991, с. 11. См. также: Bakikhanov. Указ. соч., с. 5, подстрочное примечание 1.

Фальсификации начинаются уже с заглавия книги. Описываемая здесь область, за исключением небольших изменений в границах, совпадает с территорией сегодняшней Республики Азербайджан. Но поскольку название книги не соответствовало целям современных азербайджанских историков, то вторая часть заголовка — ≪История Ширвана и Дагестана≫в переводе была удалена, и книга была переведена с сокращениями и озаглавлена ≪Гюлистан-и Ирам≫. В переводе З. Буниятова имеются многочисленные фальсификации и искажения, которые не ограничиваются приведенными выше примерами. Так, например, он удалил целый параграф из 22-й страницы рукописи, где упоминаются армяне, а в других местах к слову ≪армяне≫ добавил слово ≪таты≫.244 Бакиханов писал о Карабахе следующее:

Абдул Рахман, со стороны Мугани, и Бакр, со стороны Армении, захватили большую часть территории Ширвана, где силой, а где — мирным путем, но большинство армян [подчеркнуто нами. — Р.Г.], которые еще населяли труднодоступные районы, ушли от арабских войск и не пожелали им сопротивляться.245

З. Буниятов в своем переводе слово ≪армяне≫ заменил словом ≪население≫, и, таким образом, последнее предложение звучит так:

…но большинство населения, которое еще населяло труднодоступные районы, ушло от арабских войск и не пожелало им сопротивляться.246

То же явление наблюдается в азербайджанской антиармянской литературе последних лет. Обращаясь к теме христианского населения Нагорного Карабаха (Арцаха), книга ≪Война против Азербайджана≫ идет даже дальше З. Буниятова. Еще больше искажая оригинал, она полностью игнорирует коренное армянское население, и оно превращается в албанцев. В этом втором переводе мы видим текст, похожий на изложение Бакиханова, а на самом деле фальсификацию, где на этот раз слово ≪армяне≫ заменено словом ≪албанцы≫:

…Большинство албанских христиан приняло ислам и стало мусульманами, но жившие в горах албанцы [подчеркнуто нами. — Р.Г.] остались христианами.247

В другой части своей книги Бакиханов повествует:

Чингиз Хан, перейдя через Дербент к Ширвану и Азербайджану, привел 90 000 воинов.248       А еще он пишет:

В это время Бейсонгор с армией Ширвана достиг Азербайджана.249

Этими двумя предложениями Бакиханов подтверждает, что Ширван (древний Агванк) и Азербайджан в свое время были двумя отдельными странами с разными народами.

244. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Указ. соч., с. 21 и 26.

245. Bakikhanov. Указ. соч., с. 41. См. также: Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Указ. соч., с. 61.

246. Аббас-Кули-Ага Бакиханов. Указ. соч., с. 48.

247. Imranli. Указ. соч., с. 12.

248. Bakihanov. Указ. соч., с. 69.

249 Там же, с. 77.

Бакиханов в своей книге сравнительно редко упоминает название ≪Азербайджан≫, и то — рядом с названием ≪Армения≫ (т.е. Армения и Азербайджан). Но внимательный читатель сразу поймет, что имеется в виду не Ширван и Дагестан, а третья страна, т.е. находящаяся к югу от Аракса иранская провинция Азербайджан (Атрпатакан).

Таким образом, в своем главном историческом произведении, разграничив Агванк (Албанию) от Атрпатакана, основатель азербайджанской историографии Бакиханов не называет область к северу от Аракса ≪Азербайджаном≫ или ≪Северным Азербайджаном≫ и представляет ее как Ширван и Дагестан.

3. 3. 14. Уроженец Арцаха Мирза Джамал Джеваншир Карабахи (1773–1853) написал свой труд ≪Тарих-э Карабах≫ (≪История Карабаха≫) в 1840–1844 гг. на общеупотребительном и официальном в то время персидском языке. Два экземпляра рукописи этого произведения хранятся в библиотеке Национальной академии наук Азербайджана. В своем труде Карабахи пишет следующее:

В древнейшие времена город Бардаа (Партав) была населен армянами и другими народами.250

Копия оригинала вышеуказанной части рукописи Карабахи представлена на илл. 47a Приложения. То же предложение полностью присутствует в азербайджанском переводе рукописи 1959 г. (илл. 47б). Поскольку строчки, относящиеся к армянам, противоречат сегодняшней политике руководства Азербайджана, то для ≪исправления ошибки≫ должны были быть предприняты определенные шаги. Они не заставили себя долго ждать. Н. Ахундов в своем заново отредактированном тексте 1989 г. без колебаний удалил из перевода рукописи это относящееся к армянам предложение (см. илл. 47в), как и другие упоминания армян. В итоге два перевода одной и той же книги сильно отличаются друг от друга в тех частях, где речь идет об армянах.251

Вторую главу своей книги карабахский летописец назвал ≪Старинные традиции и обязательства Карабахского вилайета≫. Она начинается так:

В дни правления в Иране Сефевидских султанов, которые сейчас пребывают в раю, Карабахский вилайет со своими племенами и армянскими махалами Хамсы — Дизаком, Варандой, Хаченом, Джрабердом и Талипем — подчинялись бегларбекству Гянджи.252

250. Гарабаѓи, Мирзa Чамал Чаваншир. Гарабаѓ Тарихи. Пер. Н. Ахундова, Бакы, 1959, с. 11–12. См. также: Mirza Jamal Javanshir Qarabaghi. Tarikh-e Qarabakh. Baku։ Academy of Sciences of Azerbaij an, Manuscript B712/11603, 4. English translation entitled A History of Qarabagh by George Bournoutian. Costa Mesa, CA, 1994, pp. 15, 16, 37.

251. Гарабаѓи, Мирза Чамал Чаваншир. Гарабаѓ Тарихи. Гарабаѓнамeлeр. Пер. Н. Ахундова. Баку, 1989, с. 108. См. также: George A. Bournoutian. Rewriting History, pp. 185–191.

252. Карабахи. Указ. соч., с. 6 рукописи (на перс. яз.).

Таким образом, Мирза Карабахи подтверждает, что пять вышеперечисленных армянских махалов (меликств) существовали еще до указанного в книге исторического периода, т.е. до первой четверти XVIII в.253

3. 3. 15. Получивший образование в Шуше историк Мирза Адигeзал-бек (1778–1840) в своей книге ≪Карабах-намэ≫, рассказывающей историю Карабаха 1736–1828 гг., подробно описывает армянские меликства Хамсы и приводит имена меликов и их родословные.254 Сегодня же в Азербайджане не только историки, но и представители широких слоев интеллигенции отрицают присутствие армян в этом регионе до 1828 г.

* * *

Азербайджанские историки утверждают, что шах сефевидской Персии Аббас Великий был царем Азербайджана. Известно, что во время войн, которые он вел против Османской империи, шах Аббас, отступая со своим войском из зоны военных действий (в основном Араратской равнины, Нахиджевана, Сюника и провинции Артаз), решил депортировать коренных армян и уничтожить все на опустошенных землях, тем самым сделав их непривлекательными для османцев. Из этих областей он в 1603–1604 гг. насильно переселил более 300 000 армян. Часть из них шах поселил в построенном около Исфахана городе Нор Джуга (Новая Джульфа), где до сих пор живут потомки тех армян и имеются действующие армянские церкви и школы.255 Другой целью шаха Аббаса было использовать в своих планах по стимулированию экономического развития Ирана армянских торговцев, мастеров и ремесленников. Армянские торговцы имели многовековой опыт торговли с различными странами Европы и, следовательно, могли быть полезны для реализации этих планов. Таким образом, шах Аббас посредством армян заложил основу прямых торговых связей между Персией и Европой.256

Здесь возникает следующий важный вопрос: если, согласно азербайджанским историкам, в регионе к югу от Кавказских гор до XIX в. Армян не было, то каким образом шаху Аббасу удалось в 1603–1604 гг. из этих мест насильно переселить в Персию более 300 000 армян?

* * *

253. Вот что пишет в наши дни об армянах выдающийся иранский историк Фируз Кязимзаде, который в период президентства Билла Клинтона был председателем Комиссии по международной религиозной свободе при правительстве США: Армяне всегда жили в Закавказье и за его пределами. В Закавказье они жили в находящихся южнее Грузии горных областях. Их земля камениста и не очень плодородна, но, находясь на пути у завоевателей, она всегда становилась полем битвы См. также: Firuz Kazemzadeh. The Struggle for Transcaucasia (1917–1921). New York and Oxford, 1951, р. 3–4.

254. Мирза Адыгозел Бай. «Гарабаѓнаме». Гарабаѓнамeлeр. Пер. Н. Ахундова. Баку, 1989, с. 36–37.

255. Sir William Ouseley. Travels in Various Countries of the East, More Particularly Persia. London, 1819–1823. Vol. 3, p. 47.

256. Susan Babaie, Kathryn Babayan, Ina Baghdiantz-McCabe and Massumah Farhad. Slaves of the Shah. London, 2004. См. также: Ouseley. Указ. соч.

Немного отойдя от темы, считаем нужным отметить, что, считая шаха Аббаса азербайджанским царем, азербайджанцы хотят присвоить не только завоеванную Аббасом территорию Армении, переименовав ее в ≪Западный Азербайджан≫. Исходя из этой логики, следующим шагом Азербайджана, вероятно, будет желание назвать всю сефевидскую империю шаха Аббаса, т.е. всю территорию Ирана Азербайджаном и забыть о существовании Ирана как независимого государства. Вот куда заведет нас подобная фальсификация истории. Азербайджан уже предпринял определенные шаги в этом направлении, назвав северо-западную часть Ирана, вплоть до города Хамадан, Азербайджаном (см. илл. 01 Приложения).

Достаточно взглянуть на вышеупомянутые тексты азербайджанских историков Мирзы Джамал Джеваншира Карабахи и Аббасa Кули Ага Бакиханова, чтобы убедиться, что армяне жили в этом регионе гораздо раньше, чем утверждают власти и исследователи нынешнего Азербайджана. О том же свидетельствуют древнегреческие историки и средневековые путешественники. Удастся ли тем, кто нелепыми измышлениями фальсифицирует историю, уничтожить всю существующую на эту тему литературу и документы? Можно уверенно сказать: ≪нет≫, на международном уровне такое совершить невозможно. Но поскольку Азербайджан принял новый алфавит, то для внутреннего потребления можно широко использовать это оружие в ходе продолжающейся транслитерации и писать так, как того требует сегодняшняя пропаганда.

Азербайджанские ученые и дипломаты используют свое новое письмо для распространения с помощью средств массовой информации фальсификаций, что разжигает в азербайджанском народе антиармянские настроения.

Рубен ГАЛЧЯН

Комментарии

Уважаемый Рубен Галчян! Вы, несомненно, проделали большой труд, сделав подробный обзор разнообразных источников (реальные они или сфальсифицированные, не будем уточнять). Но есть одно возражение, которое полностью перечеркивает весь ваш труд. В каждом из обозреваемых вами источниках ученые называют, по вашим словам, три страны - Албанию (Кавказскую), Армению и Азербайджан. Причем имея ввиду, по-вашему, только т.н. Южный Азербайджан, который является областью Ирана. Но не кажется ли вам странным, что говоря об отдельных странах, к которым вы причисляете и Армению, авторы почему-то ни единым словом не упоминают Иран? Ведь если бы Азербайджан представлял всего лишь одну из областей Ирана, было бы вполне естественно упомянуть Иран (Персию), а не Азербайджан? Однако в перечислении стран Иран отсутствует. Вызывают вопросы и некоторые другие ваши утверждения. Так что, извините, но ваши слова не вызывают доверия.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image