Дискриминация талышей в Азербайджане. Что происходит в Лeнкoранском университете?
Это высшее учебное заведение является продуктом последнего года Советского Союза. Указом от 25 сентября 1991 года начал свою деятельность как филиал Бакинского университета, а с 23 июля 1992 года как независимый университет. В первые годы Талышская этнография преподавалась как отдельный предмет. Доцент Хашим Келбиев успел издать 3 монографии на эту тему. Но в результате регулярного давления на него со стороны государственных органов он был вынужден отказаться от этой работы. Преподавание этого предмета также не заняло много времени, и было отменено. Кстати, следует отметить, что в районах компактного проживания талышей преподавание талышского языка в начальных классах по 2 часа в неделю, издание учебников, радио на талышском языке, создание Талышских культурных центров также были продуктом последних советских лет. Такой подлинной мультикультурализм продолжался до тех пор, пока НФА-Мусават не захватил власть в результате государственного переворота. Как власть этих сил, пропагандировавших турецкий фашизм, была установлена, эти свободы, предоставленные талышскому народу советской властью, стали постепенно отменяться. В сентябре 1992 года президент Абульфаз Алиев подписал указ “О защите прав и свобод национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп, проживающих в Азербайджанской Республике, государственной поддержке развития языка и культуры”. Симптоматично, что ни один из 14 пунктов, предусмотренных в этом указе, не был выполнен, наряду с начатой в Ленкоранском университете кампанией против талышей, это показало, что правительство Абульфаза состоит из лицемерных людей с фашистским мышлением.
Талышский писатель Ашрафи Сархан в те времена отмечал, что двери Ленкоранского университета буквально были закрыты для талышской интеллигенции. Однажды он должен был побыть там по личному делу. Знакомые увидевшее его в коридоре, были в ужасе. Его попросили покинуть здание университета. Отвечая на вопрос о причине, они сказали, что талышским активистам запрещено посещать университет. Сархан муаллим протестовал против этого. Тогда служба охраны вызвала полицию, чтобы увезти его оттуда. Таких многочисленных фактов подтверждали и другие активисты талышского движения.
Тот факт, что в Ленкоранском университете существует реакционная среда, не присущи цивилизованным народам и демократическим государствам, избравшим европейский путь развития, известен каждому талышскому интеллектуалу. 1 февраля 3 студента этого учебного заведения из Студенческого Силового Центра выступили с заявлением, разоблачающим позор, существующий в университете, и были немедленно арестованы полицией. Даже не смотря на то, что их выпустили на следующий день, не исключено, что в будущем против них могут быть предприняты дальнейшие репрессивные меры, в случае если они продолжат свою политическую деятельность.
Здесь позиция азербайджанской оппозиции, правозащитных организаций, политических активистов и блогеров была ожидаема. Заявление Студенческого Центра, выдвинутые там справедливые требования остались без внимания этих ура-патриотов и политиканов. Причина их такого поведения проще, чем кажется. Ведь среди выдвинутых требований нашло свое отражение осуществление прав талышского народа. Это стало причиной, чтобы азер-тюркские демократы и поборники за права человека оставались верными своим фашистским нравам. Как раньше политзаключенных талышской национальности не включили в составленный ими список, так и демократическое движение против правящего режима в единственном высшем учебном заведении Талышстана было встречено ими в полной тишине. Но отрадно, что талышские организации, политические активисты, средства массовой информации не остались равнодушными. Общественная Организация Азербайджанских Талышей, Талышский Совет Старейшин, радио ” Голос Свободного Талышстана», «Телевидение Свободного Талышстана», сайт «Tolishmedia.com» , многочисленные талышские блогеры и юзеры социальных сетей освещали это событие. Еще раз довели до сведения мировой общественности национал-фашистскую сущность режима Алиевых.
Этим еще раз было доказано, что инициативы талышей построить в азербайджанском обществе демократию, правовое государство в одном ряду с азер-тюрками — полная фантазия. Талышский народ должен объединиться вокруг идей, провозглашенных Талышским национально-освободительным движением, чтобы спастись от национального гнета режима Алиевых.
Салахаддин Айюби
Добавить комментарий