Arm Root: украшения с армянским акцентом

12 февраля, 2021 - 18:15

Татев Овакимян – модельер ювелирных изделий, преподаватель школы моделирования JWM School, руководитель авторского бренда этнических украшений Arm Root и 3-D дизайнер часового завода Kerbedanz. На протяжении 10 лет Татев вместе с командой креативных армянских мастеров создает драгоценности с национальным колоритом. Как устроен ювелирный рынок Армении? В чем разница между авторским и корпоративными брендами? Какими методами работают современные ювелиры? Об этом и о многом другом – в эксклюзивном интервью специально для портала russia-armenia.info

Татев, расскажи немного о себе. Откуда появилось желание заниматься ювелирным делом?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо перенестись воспоминаниями в далекое прошлое. Все началось еще в детстве. Главным вдохновением для меня стал мой родной дядя – мастер по дереву. Он же был моим, не побоюсь этого слова, первым учителем, который научил творчески воспринимать мир. Дядя был исключительно талантливым человеком, скромным, одаренным и совершенно точно «поцелованным» богом. Его отношение к работе, преданность делу, любовь к ручному труду воодушевляют меня по сей день, несмотря на то, что его уже нет в живых. Вообще, нашему народу свойственно творить руками. Среди армян достаточно каменщиков, кладчиков, строителей, керамистов, скульпторов. Признаюсь, что и мне с раннего детства нравилось что-то собственноручно вырезать, долбить камни, мять глину в ладонях. Даже свою первую травму я получила именно тогда, когда мастерила пальцами – в пять лет.

А что с образованием? Удалось стать сертифицированным мастером?

Конечно, удалось. Я окончила Национальный политехнический университет Армении, факультет управления экономикой предприятий. Параллельно училась в частном колледже 3-D моделированию ювелирных украшений. Позже получила вторую степень – экономическую. Когда-то меня всерьез привлекала экономика и финансовый рынок, но затем я приняла решение связать свою жизнь с миром дизайна драгоценных камней и металлов, с тем миром, где можно творить, любить свое дело и даже любоваться им. Признаюсь, мне нравится визуальная работа, которая связана как с математикой, черчением, точными данными, так и с креативным мышлением.

Редкое сочетание для хрупкой армянской девушки. Все же почему ювелирка?

Я человек создающий и созидающий. Мне нравится конструировать, собирать воедино, разрабатывать макет того или иного предмета. А еще, видимо это какое-то неосознанное стремление к эстетике, красоте, вечности всегда двигало мною. В разное время посетила всевозможные тематические музеи как в Армении, так и за рубежом, где представлены работы отдела ювелирного искусства. Иногда мне кажется, что мною движет моя генетическая память. Скорее всего, кто-то древний в моем роду так или иначе занимался именно ювелирным мастерством, а мне суждено это продолжить.

Когда и при каких обстоятельствах появился Arm Root?

В этом году нашему бренду исполняется ровно 10 лет. Это внушительная цифра для маленькой ювелирной мастерской. Однако мало кто знает наш реальный возраст. Всем почему-то кажется, что заниматься ювелиркой – просто и легко. Но ведь за каждым именитым брендом – целый пласт истории. Arm Root родился неожиданно. Я участвовала в международном конкурсе украшений 3-D моделей, и мне нужно было в кратчайшие сроки придумать название для своей работы. Согласно регламенту конкурса, в каталоге были представлены, в основном, изделия с этническим орнаментом разных стран. Конечно, я выбрала родную Армению, потому что точно знаю, что наш орнаментальный мир прикладного искусства бесконечно богат и не до конца изучен. В то время я была просто влюблена в нашу архитектуру, и поэтому орнаменты были взяты из армянского архитектурного наследия. Это настоящая сокровищница, в которую я приоткрыла дверь. Так, одним из условий конкурса было дать название своему изделию. После долгих дум я остановила свой выбор на слове «армат» (в переводе с армянского – корень – Прим. редактора) и перевела его на английский с приставкой «арм», то есть Arm Root без сокращения – это Armenian Roots. Тогда и началась история моего авторского бренда, которая продолжается до сих пор.

Расскажи про процесс и производство. Неужели ты сама мастеришь изделия вручную?

Уже нет, но когда-то все было именно так. Я действительно умею обрабатывать серебро. Кстати, серебро нуждается в более кропотливой и трудоемкой отделке. Золото – гибкое и податливое вещество в отличие от серебра, с которым я чаще сталкиваюсь в работе. Arm Root – это производство полного цикла, в основном, серебряных украшений. И конечно, у меня есть своя команда помощников, состоящая из 4 человек: художник-дизайнер, то есть я, два ювелира и закрепщик камней.  Я рада, что наша продукция имеет спрос, несмотря на то, что появляются конкуренты или же люди, которые считают себя вправе называться таковыми, не углубившись всерьез в дело. Что касается непосредственно моей работы, то я занимаюсь 3-D дизайном. Мне легче «собрать» задумку сразу на компьютере в специальной программе, нежели рисовать эскиз от руки. Не терпится увидеть конечный результат. А еще, признаюсь, что мне часто снятся собственные изделия. То есть я даже вижу то, как я должна обработать металл, чтобы получить конечный результат. Мне снятся украшения, и это окрыляет, придает стимул. Откровенно говоря, ювелирные изделия имеют какое-то мистическое свойство в моей жизни․ Замечу, что поскольку армяне с древних времен занимались астрономией, чтобы постичь тайны мироздания, соответственно, эти знания часто передавались через узоры, которые и стали частью прикладного искусства. Армянское декоративное искусство уникально тем, что переплетение узоров создает в итоге замкнутую цепочку, которая символизирует взаимосвязь всего в природе, с центральным солнцем и жизнью вокруг него. Все это мы стараемся сохранить в наших украшениях. Интересно, что в древние времена существовала традиция передавать украшения из поколения в поколение. С каждым ювелирным украшением мы передаем эту энергию и мечтаем о том, чтобы наши украшения передавались из рода в род, сохраняя историю, культуру и традиции. В моей жизни практически все связано с ювелирным мастерством. Можно сказать, что даже нас с мужем это связало. Намного позже я узнала, что отец моего супруга был ювелиром. От него в наследство нам достались чудесные эскизы, которые впоследствии могут стать источником вдохновения для другого бренда. Сожалею, что не застала своего свекра в живых, потому что уверена, что смогла бы многому научиться у него. Отмечу также, что сейчас ювелирное производство шагнуло далеко вперед. Технологии не перестают удивлять. В 21 веке нужно работать не только руками, но и пальцами на клавиатуре. 3-D модель важна точно также, как некогда эскиз. А моделирование – абсолютно отдельная специальность, без которой современным ювелирам-художникам не обойтись.

А что еще необходимо современным мастерам на твой взгляд?

Я бы сказала, что бережное отношение к истории ювелирного искусства в целом. Отношение к ремеслу должно быть исключительно деликатным. Приведу пример. Я давний поклонник древнего искусства Урарту и для того, чтобы создать изделия одноименной коллекции, в первую очередь, я стараюсь найти артефакты, оригинал, изучаю все возможные открытые источники по теме, углубляюсь в процесс, который может занять годы. Казалось бы, небольшой кулон, а работы – непочатый край. Допустим, одна из самых любимых мною работ – подвеска «Ван» и родившаяся после одноименная коллекция. К сожалению, подлинник этого изделия находится не в Армении, а в японском музее Михо недалеко от города Киото. Это украшение – свидетельство древности ювелирного ремесла из уникальной королевской коллекции города Вана, датировано 8-7 веком до нашей эры. Это сокровище нашей культуры! В своей авторской работе по мотивам этого украшения, я старалась максимально сохранить аутентичность данного изделия в оригинальной обработке и привнести толику своего видения, то есть свой почерк без излишней «отсебятины».

А как вообще устроена сама индустрия? И в чем особенность армянского рынка?

Дело в том, что мы перестали ценить свой национальный многовековой опыт. По-настоящему ценить. Наш новый слоган звучит так: “Jewelry is about keeping heritage alive” (Ювелирное искусство – это сохранность культурного наследия в живом облике – Прим. редактора). Это важно осознать. Это не простые слова. В них заложена суть миссии бренда Arm Root. К сожалению, сейчас профессия ювелира потеряла свой прежний вес и очарование. Увы, каждый, проходящий мимо «золотого рынка» (ереванский центральный рынок купли-продажи драгоценностей из золота, серебра и других металлов – Прим. редактора) считает себя «великим» мастером. Но ведь это не так! Я не люблю халатное отношение к работе. Мне претит такая самоуверенность. Да и вообще, я пришла к выводу, что нашему народу мешает излишняя самоуверенность и гордыня. Понимаете, чтобы заниматься искусством, нужно вникнуть в дело, нужно выделить для этого время, сосредоточиться над духовным смыслом. А ювелирка – это прежде всего искусство, кто бы что ни говорил. Мы должны понять, что нельзя делать армянские украшения без чтения книг об истории армянской миниатюры, допустим, или же клинописи, каллиграфии. Невозможно создать по-настоящему аутентичное изделие без прочитанных томов о декоративно-прикладном искусстве, зодчестве, архитектуре. Мы словно застряли на одном месте... А все, что творится на рынках – это коммерция, где только единицы на самом деле заняты творчеством, а не зарабатыванием денег. На это грустно и тяжело смотреть. Мы мечем бисер, и считаем себя вправе таким образом распоряжаться богатым культурным наследием предков. А оно у нас, как известно, абсолютно самодостаточное и ни на что не похожее.

Но в чем же все-таки кроется главная проблема? И какое может быть у нее решение?

Отвечая на данный вопрос, я могу говорить только за себя. Приведу еще один пример. Для того, чтобы создать какую-либо коллекцию, я иду в первую очередь в музей. Почему? Потому что именно там хранится память поколений, где музейные работники охотно помогут с библиографией, укажут на верный источник информации, направят в нужное русло, чтобы сохранить, а не видоизменить артефакт, понимаешь? Конечно, во всех изделиях Arm Root виден мой «почерк», но он не довлеет над бережным отношением к истории армянского ювелирного искусства и ремесла. Мой бренд – авторский, но деликатно относящийся к многовековой культурной традиции. Важно понять, что мы, современно поколение дизайнеров и ювелиров, не имеем права попирать прошлое и уродовать его так, как нам вздумается. К сожалению, на Вернисаже можно найти как прекрасные работы, так и непонятно как выполненные якобы «под» армянский стиль. Это режет глаз. Особенно мне – профессионалу. Говоря об авторских украшениях, стоит также обратить внимание на огромную проблему с авторскими правами. Патенты в Армении – вещь неоднозначная и, по своей сути, мало что значащая. Это большая проблема на уровне государства. И ее не решить за день или два. Нужны годы, чтобы в обществе сформировалась определенная прослойка думающих людей. Каждый художник должен понимать, что нельзя без конца штамповать реплики друг у друга, плагиатить без ведома автора, то есть того человека, который, возможно, потратил годы, чтобы найти свой почерк, стиль, чтобы вывести свою уникальную формулу работы. С этим необходимо считаться.

Расскажи, как появились в твоей жизни часы? Планируешь ли ты часовую коллекцию для Arm Root?

Kerbedanz – важный этап моего творческого пути. Но важно учесть, что я маленькая часть огромной креативной команды талантливейших мастеров. Об этом бренде лучше всего расскажут его идеологи, и я уверена, что после знакомства с этим брендом вы откроете для себя иной мир часов.

А есть ли у тебя любимый часовой и ювелирный бренды?

Да, это марка немецких часов Glashutte Watches и швейцарский бренд часов и украшений Kerbedanz. Вообще я очень люблю наручные часы. Не могу выйти без них из дома. Сразу же возникает чувство будто я «голая». Ювелирные бренды – Piaget jewelery, Graff, Yeprem jewelry. Могу также перечислить отдельных мастеров – Мамикон Мхитарян, Цолак Коштоян, Анна Берберян, Геворг Тер-Варданян, Арам Петросян, последний является главным дизайнером бренда Kerbedanz. Особенно хочу выделить французского ювелира, эмалье, представителя ар нуво по имени Рене Лалик. И, конечно же, в этот список входят мой родной дядя Овакимян Володя и отец моего мужа Алексан (Ашот) Айрапетян.

Расскажи про преподавание. Нравится ли тебе делиться знаниями?

Конечно. Более 6 лет я преподаю в школе JWM 3D Jewelry and Watch Modeling School. Мой профиль – 3-D моделирование часов и ювелирных украшений. Это уникальный опыт, который я ценю. И считаю, что, если ты «заполнен» знаниями до краев, тебе обязательно стоит опрокинуть этот «стакан», чтобы обновиться и быть готовым к чему-то новому.

Вопрос, который чаще всего тебе задают потенциальные покупатели?

Вопросов много, но один из самых ненавистных – про вес изделия. А сколько граммов золота? С такими клиентами у меня короткий разговор. Я их сразу направляю в сторону ломбарда. Мне становится безумно обидно за себя, свою команду и вообще за работу художников-ювелиров. Это оскорбление для любого уважающего себя художника. Не граммы имеют значение, не вес, а работа над изделием, полировка, конечная обработка и самое главное – энергия! То, к чему прикасаются руки не может не быть энергетически насыщенным. Когда же мы поймем, что ювелирные изделия – это произведения искусства, а не потенциальный лом золота на черный день. Никогда не задавайте такой вопрос, если вы, во-первых, уважаете себя и то, что носите, а во-вторых, если проявляете уважение к собеседнику, особенно если последний занимается ювелирным делом на профессиональном уровне.

Где можно посмотреть коллекции бренда Arm Root и заказать понравившеюся продукцию?

Весь каталог актуальных изделий можно посмотреть на одноименном сайте – www.armroot.com и на страницах наших соцсетей в Facebook и Instagram созвучно названию марки. Мы всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь с выбором украшения на любой случай. Доставка по Еревану – бесплатная. Доставка в любую точку мира зависит от соответствующих таможенных пошлин. Добавлю, что война и поствоенная ситуация в стране сильно изменила наши планы. Но мы по-прежнему хотим запустить благотворительный проект, где средства от продажи определенных изделий будут перечислены на восстановление и реабилитацию военнослужащих.

Интервью подготовила Мариам Кочарян

Комментарии

Мне больше нравятся изделия Сирушо, говорю со знанием дела, поскольку в 80-х приложил руку к серебру

PS. При работе за полировальным станком луче прикрывать голову и руки, да и красивые пальчики не мешало бы поберечь специальными резиновыми перчатками многоразового пользования. Удачи в бизнесе и в жизни, джана

И ещё, попробуй заняться филигранью и эмалью, у тебя это получится, если по душе

И ещё, попробуй заняться филигранью и эмалью, у тебя это получится, если по душе

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image