ЦЕНА ПОБЕДЫ: АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ АРМИЯ ОТУРЕЧИВАЕТСЯ

25 марта, 2021 - 16:35

Окончание. Начало здесь.

Любопытно, что в середине октября прошлого года на страницы международных СМИ просочилась информация об отстранении от дел теперь уже министра обороны АР генерал-полковника Закира Гасанова. И действительно, хотя Гасанов формально не был отправлен в отставку, но из телеэфира он практически испарился, ни в каких военных сводках не фигурировал, что в принципе не характерно для ведущей войну страны.

ЛИШЬ СПУСТЯ НЕКОТОРОЕ время после окончания боевых действий Гасанов опять засветился в роли министра, однако публичная активность его сейчас сведена к минимуму, а полномочия, очевидно, весьма формальны, что явственно бросается в глаза при мониторинге азербайджанских СМИ. Получается, что, в отличие от Садыкова, министр Гасанов смог каким-то образом частично реабилитироваться и пока еще остаться на плаву. Это может быть обусловлено двумя причинами.

Во-первых, Гасанов не штабник и большого влияния на офицеров высшего и среднего звена в действующей армии никогда не имел, следовательно, серьезно остерегаться его ни у азербайджанской власти, ни у турецких силовиков нет резона. Во-вторых, Гасанов всегда был отнюдь не в хороших отношениях с Садыковым и возглавляемым им генеральским крылом, что, собственно, сыграло ему на руку. Урезанный в полномочиях, слабый и вместе с тем хорошо информированный о настроениях генералитета министр обороны - весьма удобная фигура в качестве наводчика на бунтарей в армии.

Возможно, какое-то время он еще останется в должности, тогда как остальных генералов, особенно повязанных дружбой и прошлым с Садыковым, систематически будут отсеивать, а в отношении наиболее одиозных, таких как Ровшан Акперов, возбуждать уголовные дела.

Подробное описание случаев с Акперовым и Садыковым нам понадобилось для того, чтобы показать, что причина опалы азербайджанского генералитета заключается отнюдь не в плохом его служении властвующему режиму или в предательстве интересов страны. Налицо цели Турции: нейтрализовать наиболее важные институты в системе суверенитета Азербайджана.

Суммируя приведенные данные, получаем следующую картину.

За эффективное военное решение карабахской проблемы Ильхам Алиев согласился откупиться допуском турок к преобразованию и управлению своей армией. Эта сделка была заключена также с условием, что "отуречивание" азербайджанских вооруженных сил не должно ослабить политическую власть алиевского клана. Впрочем, это весьма сомнительная договоренность, поскольку фактическая передача контроля над армией не может самым прямым образом не сказаться на самодостаточности политического режима. Алиев не может об этом не знать, тем не менее он идет на этот шаг. Скорее всего, в условиях нарастающей в регионе геополитической неопределенности ему не остается ничего иного, кроме как поступиться суверенитетом страны и ослаблением личной власти в пользу Эрдогана.

Алиев фактически сдает своих генералов одного за другим и делает это в момент, когда эйфория победы все еще витает над страной. Здесь, очевидно, присутствует еще и глубоко личный, психологический мотив. Азербайджанскому президенту не хочется делить славу победителя с кем-нибудь из высших чинов армии. Триумфатор должен быть один. Подобное мышление присуще всем автократам, упивающимся мнимым чувством собственной исключительности. Турки же, с чьей посильной помощью был сотворен карабахский успех, мастерски используют алиевскую слабость. Сами они публично не светятся, однако, пользуясь болезненным самолюбием Алиева, его же руками устраняют неугодных азербайджанских вояк.

ФАКТИЧЕСКИ РЕЧЬ ИДЕТ О ПОЛНОМ демонтаже высшего кадрового состава азербайджанской армии. Все устраняемые генералы - выпускники советских или российских вузов, а значит, для турок они если  и не российские шпионы в прямом смысле слова, то как минимум агенты влияния Москвы в ВС союзного Турции государства. В условиях, когда Анкара прямо вступила в регион Южного Кавказа и поставила целью беспрекословное подчинение себе Азербайджана, турецкий Генштаб и спецслужбы будут систематически очищать систему от представителей военной школы геополитического соперника.

На их вакантные места будут продвигаться и уже продвигаются молодые кадры второго офицерского эшелона, в обязательном порядке прошедшие подготовку в Турции и впитавшие в себя идеологию пантюркизма вместе с комплексной методикой построения армии западного образца.

Турки стараются не афишировать этот процесс, однако уже есть сведения о том, кто из состава турецкого Генштаба делегирован осуществлять реформы и производить назначения. В основном это те офицеры, которые непосредственно принимали участие в планировании и осуществляли командование боевыми операциями в Карабахе. Прежде всего речь о начальнике оперативного управления сухопутных войск Турции генерал-майоре Бахтияре Эрсае. Также называется имя командующего дислоцированной в Эрзиджане (Ерзнка) 3-й полевой армии генерала Шерефа Энгая.

Довольно часто упоминается и фигура начальника 1-го Центра снабжения и технического обслуживания ВВС Турции генерал-майора Гекселя Кахья, систематические командировки которого в Азербайджан давно отслеживаются международными экспертами. Кстати, именно Кахья отвечал за доставку и использование в Азербайджане турецких боевых дронов.

Ну и, конечно же, во главе всего процесса лично стоит начальник Генштаба Турции генерал Яшар Гюлер. Он фактически курирует всю стратегию по превращению азербайджанской армии в придаток турецкого милитаризма.

По сути, речь идет о переформатировании и создании из нынешних азербайджанских вооруженных сил некой новой структуры, в которую закладываются основы будущей пресловутой армии Турана. Этот эксперимент на данный момент протекает достаточно успешно для Турции, и ее эмиссары ныне зачастили уже в страны Средней Азии. Им дано задание привлечь внимание тюркских государств к опыту Азербайджана, который, избавившись от "засилья российских агентов влияния", будет строить армию нового типа, способную с помощью турецкого милитаризма решить любые непосильные ранее задачи.

Программа под названием "Армия Турана" - это далеко не миф, как пытаются представить некоторые скептики, и не оторванная от реальности эрдогановская мечта, а глубоко продуманная стратегия, нацеленная на проникновение Анкары в регионы, после развала СССР дрейфующие в поисках геополитического гегемона. Армия Турана - это прямой путь к установлению политического господства в тюркском мире, для Анкары это выход в новую весовую категорию, ключ к экономическому росту посредством сбыта на новом обширном рынке продукции турецкой военно-технической промышленности.

Азербайджанской армии в этой стратегической программе отведена роль витрины, которая должна завлечь потенциальных "покупателей" идеи. На первый взгляд с этой витриной все ладно, турецкая "пилотпрограмма" в полной мере удовлетворяет азербайджанское общество. Однако спустя определенное время дело может принять неожиданный поворот, хотя еще вопрос - таким ли он будет неожиданным?

УЖЕ ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ О ТОМ, что в азербайджанской армии, особенно среди офицеров среднего и низшего звена, зреет недовольство в отношении прибирающих к своим рукам всю полноту власти турецких инструкторов. Трансформация привычного уклада и всей системы армии нервирует азербайджанских военных, тем более - представителей иных, не тюркских народностей. Таких в азербайджанской армии очень много, и им приходится терпеть издевки и притеснения высокомерных турецких кураторов на национальной почве.

Плюс к тому зреет бунт среди мирного населения районов, где проходят службу турецкие военные. Оппозиционные азербайджанские СМИ сообщают о постоянных конфликтах мирных жителей с турецкими солдатами, дислоцированными в Шарурском и Ордубадском районах Нахиджевана, а также в селениях юго-восточнее Гянджи. Жители жалуются на мародерство и хулиганские выходки солдат, граничащие с откровенным бандитизмом. Известен даже случай умышленного двойного убийства на почве какого-то спора, после чего подозреваемого в убийстве двух местных жителей турецкого солдата не арестовали, а без всяких церемоний вывезли обратно на родину.

Рано или поздно ненависть к туркам в азербайджанской армии и среди населения сгенерируется до уровня, переводящего проблему в плоскость политического конфликта. И за создавшуюся ситуацию придется отвечать в первую очередь не туркам, а лично Алиеву.

Пока же азербайджанский президент, опьяненный карабахским успехом, продолжает колесить по "освобожденным" районам, делать селфи, произносить громкие речи. За этот подарок Алиев отдал туркам на откуп армию - главный гарант суверенитета страны. И теперь вопрос в том, согласится ли сама армия терпеть столь унизительную кабалу и свое отуречивание? Ведь на генералах Садыкове, Акперове или еще на ком-либо, бежавшем или упрятанном в застенки, инакомыслие в армии не закончилось. Что будет, когда окончательно спадет эйфория в обществе, а Алиев насытится своей победой?

Богдан АТАНЕСЯН

Комментарии

У меня готов ответ на вопрос уважаемого автора и я его в скором времени озвучу ему лично, одновременно с поздравлениями

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image