Армянский магистрат — одно из самых старых зданий Ростова-на-Дону

26 марта, 2021 - 18:03

Армянский магистрат — важная страница в архитектурной биографии Бульварной площади Нахичевани-на-Дону (ныне площадь Свободы в Ростове-на-Дону). «Сегодня это единственная площадь армянского города, сохранившая свой исторический облик, сложившийся на рубеже XIX и XX веков», — читаем, открывая книгу архитектора и краеведа Любови Волошиновой «Бульварная площадь». Одна из глав исследования, затрагивающего историю Нахичевани-на-Дону, посвящена зданию Армянского магистрата, которое входит в перечень выявленных объектов культурного наследия Ростова-на-Дону.

«О почтенном возрасте этого самого старого здания Нахичевани сегодня трудно догадаться — так упростился его первоначальный вид. Объяснить это просто. Несколько раз изменялось его использование. Магистрат, торговое подворье, музей, коммунальное жилье… Сохранились на фасаде разве что ряды окон и первоначальный номер на площади — „10“, — начинает Любовь Волошинова свой рассказ об Армянском магистрате. — Крестницей здания, по сути, стала государыня Екатерина II…»

В указе Екатерины II об основании армянского города на берегу реки Дон было сказано: «…повелеваем учредить магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновениям выбираемыми из вас же по жребию начальникам, коим пользоваться чинами и жалованием по штату Азовской губернии и быть под апелляцией Наместнического правления…».

Первое временное строение магистрата было возведено вскоре после основания города. Сведений о том, как оно выглядело, не сохранилось. Скорее всего, оно было деревянным, и лес для него, как и на строительство иных домов, был отпущен «…из казны безденежно». Нынешнее каменное здание возвели после того, как было налажено производство кирпича и добыча известняка-ракушечника. Точная дата строительства неизвестна. Исследователи определяют ее началом 1790-х годов.

Проектированию казенных зданий в годы царствования Екатерины II придавалось большое значение. Правительство стремилось не только предложить образцы зданий с наиболее рациональными и удобными решениями, но и утверждать с их помощью художественные принципы классицизма, отвечающие требованиям регулярной планировки и застройки городов. К разработке проектов в составе Комиссии для устройства Санкт-Петербурга и Москвы привлекались лучшие зодчие своего времени (например, П.М. Еропкин, М.Г. Земцов, И.Е. Старов, А.Д. Захаров). Созданные ими проекты копировались и рассылались в губернские и уездные центры.

Государство через строительные комитеты в городах не требовало точного воплощения этих проектов в натуре. Они играли роль своего рода задания на проектирование разных строений в конкретных местах. В процессе проектирования и строительства их объем мог быть увеличен или уменьшен, в композицию фасадов могли вноситься изменения. Такой подход к применению образцового проекта был использован при строительстве магистрата и в Нахичевани-на-Дону.

Здание возвели прямоугольным в плане, оно имело четкую планировку, определенную поперечными несущими стенами. Облик фасадов формировал ряд проемов. Главный фасад, обращенный на площадь, акцентировался центральным четырехколонным двухъярусным порталом, на уровне второго этажа — балконом. На противоположной стороне площади в это время строился храм Святого Григория Просветителя, фасады его оформлялись подобными порталами. Так проявлялось стремление задать единое стилистическое решение площади.

В 1800 году архиепископ Иосиф Аргутинский, избранный католикосом всех армян, посетил Нахичевань-на-Дону. Отслужив молебен в первой деревянной церкви Святого Григория Просветителя (расположенной рядом со строившимся каменным храмом), он встретился с городским головой и богатыми горожанами и дал им конкретные распоряжения по ведению строительства. Вероятней всего, эта встреча происходила в здании магистрата.

Магистрат Нового Нахичевана фактически получил полные права городского самоуправления, существовавшего в России. Он объединил в себе судебные, полицейские, административные и финансовые функции города и сел.

Согласно утвержденным в 1784 году штатам, магистрат состоял из председателя и четырех заседателей, двое из которых ведали судебной частью, остальные — полицейскими функциями. «Городскими делами заведовала вначале выбираемая гражданами на три года шестигласная дума, с участием пяти членов магистрата, под председательством городского головы. Затем число гласных было доведено до 24 и 36 человек. Первоначально в заседаниях думы принимали участие также представители армянских селений» [Богданян А.М. Из прошлого. О переселении армян из Крыма на Дон. Ростов-на-Дону, 1989].

Историк П.П. Филевский оставил интересные воспоминания о службе своего отца в магистрате. «…Положение секретаря магистрата в Нахичевани было особое — это был единственный человек в городе, юридически сведущий, к тому же вполне образованный и владеющий пером. К нему шли за всяким советом и просьбами… Накануне больших праздников богатые армяне присылали гостинцы секретарю: голову сахару, самого дорогого цветочного чаю, кусок материи, рису, окорока и прочее. Отец, было, решительно запротестовал, но скоро увидел, что бороться с этим совершенно невозможно, тем более что присылали люди, не имевшие в магистрате никаких тяжб… Потом отец по совету служащих в магистрате махнул рукой и не разговаривал. А один старый армянин ему сказал: „Ты нас не серди, душа моя, мы хотим с тобой жить хорошо, жалование у тебя маленькое, а мы рады тебе помочь. Зачем брезговать нашими подарками“».

В 1868 году нахичеванский магистрат был реорганизован. Для созданной впоследствии городской управы выстроили новое здание на соседней площади. С 1872-го бывшее строение магистрата стало собственностью таганрогских купцов Гайрабетовых, в домовладении разместился постоялый двор для извозчиков. Во дворе соорудили деревянные сараи для сена и фуража, а в самом здании комнаты были отданы под столовую, кухню, жилье для управляющего и приезжих.

Использование бывшего магистрата под торговые помещения и гостиницу продолжалось до 1917 года. «А затем волна социальных перемен подарила самому старому зданию Нахичевани новых небывалых хозяев. В годы гражданской войны тяга образованных людей к истокам своей культуры оказалась сильней тревог и бед военного лихолетья», — продолжает Любовь Волошинова свой рассказ об истории здания Армянского магистрата. В здании разместился Краевой армянский музей древностей и искусства. Его вдохновителем стал бывший ректор Нахичеванской Духовной семинарии Ерванд Овакимович Шахазиз (1856–1951), известный активной просветительской деятельностью, автор ряда историко-этнографических исследований: «Новый Нахичеван и новонахичеванцы» (Тифлис, 1903), «История церкви Сурб Хач» (Тифлис, 1901), «Исторические портреты» (Тифлис, 1903).

Вокруг Ерванда Шахазиза собралась группа энтузиастов — художников, скульпторов, архитекторов, историков. Среди них были Мартирос Сарьян, сестры Мариэтта и Магдалина Шагинян, братья Михаил и Николай Лансере, Марк Григорян и многие другие.

Собранные ими за три года фонды музея включали старопечатные книги XIV века, церковную утварь, хачкары, привезенные армянами-переселенцами из Крыма, письма общественных деятелей, личные вещи и книги Микаэла Налбандяна и Рафаэла Патканяна.

Краевой Армянский музей существовал недолго. В 1921 году в Ереване был основан Культурно-исторический музей, состоящий из отделов изобразительного искусства, революции, историко-литературного и этнографического. В этот период Армянская ССР испытывала острую необходимость в деятелях науки и культуры, и целая группа создателей музея в Нахичевани (Е. Шахазиз, М. Сарьян, Р. Агарян и другие) получила приглашение на работу в Ереван.

В 1922 году из Нахичевани в Армению был вывезен архив, который насчитывал около 5 тысяч ценных документов и музейных экспонатов. Ныне они хранятся в Музее литературы и искусства имени Чаренца, Матенадаране, Государственном музее истории Армении, Центральном государственном историческом архиве Армении. Часть этих экспонатов в 1972 году при создании музея Сурб Хач вернулась в Ростов-на-Дону.

«В дальнейшем бывшему зданию магистрата была уготована печальная участь коммунального жилья. Покомнатное заселение окончательно изменило его планировку. А через пятнадцать лет за ветхостью и якобы ненужностью был разобран портал главного фасада. И здание уже предстало взору последующих поколений в простоте и безликости, которые способны стереть в памяти людей приметы важнейших событий и великих имен. Именно таким оно и остается сегодня», — заключает историю Армянского магистрата Любовь Волошинова.

Источник: Л.Ф. Волошинова. «Бульварная площадь». — Ростов-на-Дону : «Донской издательский дом», 2001. — (Серия «Судьбы улиц, площадей, зодчих»).

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image