ПИВО В РАССРОЧКУ, или ПОГЛОЩЕНИЕ ГРУЗИИ В КРЕДИТ

24 мая, 2021 - 13:37

Отныне, как бы ни старались грузинские власти скрывать динамику роста антиазербайджанских и антитурецких настроений в стране Сакартвело, эта проблема становится уже чуть ли не самой болезненной и тревожной во внутриполитической повестке Тбилиси.

В ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ процесс тотального отуречивания Аджарии стал сильно беспокоить этнических грузин, совершенно резонно вселив в них опасения относительно полной утраты Грузией этого региона в ближайшем  будущем. Экономически Аджария уже практически целиком поглощена Турцией. Ускоренными темпами меняется демографический облик Батуми и его окрестностей. Скупающие здесь бизнес, недвижимость и земли турки активно вселяются в аджарские города и деревни, соответственно вытесняя оттуда этнических грузин. При сохранении этой динамики не более чем через десятилетие дело станет за малым: политическим оформлением свершившегося факта. Кто–кто, а Турция найдет способ присоединить к себе Аджарию и уж точно терзаться сомнениями по поводу попрания международного права не будет.

В Тбилиси и в самом Батуми уже не раз проводились протестные акции против турецкого засилья в Аджарии, однако грузинское правительство всякий раз пыталось приглушить политический резонанс этих мероприятий, словно опасаясь обидеть партнеров в Анкаре.

Новая волна антитурецких протестов прокатилась в грузинском обществе в связи с событиями вокруг планируемого строительства и эксплуатации турками Намахвари ГЭС на Риони - реке, которую, как оказалось, вместе с окружающими заповедными лесами и ущельями правительство втайне от народа также передало в пользование турецкой инвестиционной компании. Митинги, на протяжении месяцев проходившие в основном в Кутаиси, иногда собирали по несколько десятков тысяч протестующих, однако и тогда грузинские власти силились представить их в качестве акций экологического движения, но никак не политической борьбы с ярко выраженной этнической составляющей.

Возможно, экспансионистская политика Турции не воспринималась бы столь остро и болезненно в грузинской среде, если бы республика одновременно не подвергалась сильному давлению со стороны другого тюркского соседа  - Азербайджана. Инструментами этого давления опять же служат инвестиционные капиталы, демографический состав некоторых грузинских регионов и вопрос нерешенности границ.

Огромный по грузинским меркам регион Квемо-Картли, в отличие от Аджарии, уже большей частью заселен тюрками, которых после 1936 года, по примеру муганских татар, тоже записали в "азербайджанцы". Теперь главная задача Баку заключается в окончательном и полном экономическом и политическом подчинении себе региона, демографический облик которого предоставляет для  этого все возможности.

Власти Грузии долгое время закрывали глаза на притязания и ползучую экспансию Азербайджана в Квемо-Картли, которые бакинская пропаганда последовательно оправдывала якобы исторической принадлежностью Борчалы (так кавказские тюрки называют этот регион) азербайджанцам. В Тбилиси усиленно делали вид, будто Грузию не тревожит вопрос излишней политической активности Баку в этом регионе, как и, впрочем, старались представить чисто технической политическую проблему произвола Азербайджана в отношении границ с Грузией. Тотальная зависимость грузинской экономики от азербайджанских компаний, инвестиций и кредитов вынуждала официальный Тбилиси лукавить, изображая конструктивный диалог вокруг темы согласования границ, в то время как азербайджанцы без особых церемоний спокойно кроили эти самые границы по собственному вкусу и удобству.

ЛИШЬ УСИЛИЯМИ АКТИВИСТОВ из националистических организаций и грузинского духовенства стало возможным обратить внимание молодежи на проблему фактической аннексии азербайджанцами монастырского комплекса Давид Гареджи вместе с обширными приграничными территориями по склонам Гареджийского кряжа. Митинги в Тбилиси и многотысячные паломнические шествия этнических грузин к захваченным азербайджанцами монастырям стали следствием пассивной реакции грузинских властей на нахрапистые и наглые действия официального Баку. Замалчивание – не лучший способ решения вопроса, однако именно так десятилетиями вело себя правительство Грузии в отношении регулярно выдвигаемых Турцией и Азербайджаном новых проблем.

В результате эти проблемы накапливались и зрели, перетекая из политической плоскости в социально-общественную, готовые в любую минуту взорваться в виде стихийных взрывных конфликтов на межнациональной почве. Последним и классическим примером тому стали масштабные столкновения азербайджанцев и сванов 16 и 17 мая в городе Дманиси. О демографическом составе этого населенного пункта и о причинах начавшегося конфликта за эти дни в прессе было рассказано уже достаточно, и, думается, повторяться не стоит. Заметим лишь, что мало кто верит в официально озвученную причину конфликта. Отказ продать в рассрочку несколько бутылок пива не мог стать причиной массовых драк с участием сотен человек, вооруженных битами, дубинками, арматурой и камнями. Понятно, что это был лишь повод к всплеску взаимной ненависти, которая годами копилась в среде дманисских коренных азербайджанцев и приезжих сванов.

На этом фоне заявления главы грузинского СГБ Вахтанга Гомелаури прозвучали весьма странно, если не сказать - смешно. "Мы делаем все, чтобы бытовая ссора не переросла в межэтнический конфликт", - сказал он. Интересно, что еще должно было случиться, чтобы грузинские власти сочли конфликт межэтническим? Может, в дело должна была вмешаться еще пара тысяч костоломов с обеих сторон? Или должны были быть десятки жертв от огнестрела?

Понятно, конечно, что грузинские власти таким образом стремятся показать, что держат ситуацию под контролем и нет повода беспокоиться. Но, как говорится, и ежу ясно, что ситуация действительно критическая и власти опасаются, что столкновения могут перекинуться на другие районы и города региона Квемо-Картли, где грузины и азербайджанцы так же, как в Дманиси, живут вперемешку. Если там полыхнет, то потушить этот пожар Тбилиси вряд ли сможет. При таких масштабах в дело пойдет и холодное, и огнестрельное оружие, появятся первые жертвы, а принятие правительством жестких мер против участников конфликта, в том числе этнических азербайджанцев, может повлечь политическое и даже военное вмешательство Азербайджана.

Заявление Гомелаури, скорее всего, носит ситуативный характер и преследует цель показать, что правительство дает шанс сторонам конфликта самим разрядить обстановку и помириться, пока дело не дошло до крови и, соответственно, жестких государственных мер. Но если эти слова не предполагают в будущем профилактической работы со смешанными грузино- тюркскими общинами по всей Грузии, а главное, если правительство будет по-прежнему закрывать глаза на причины возрастающей агрессии грузин в отношении нацменьшинств - в данном случае азербайджанцев - и ограничится только пафосными речами о братстве народов, то пороховая бочка межэтнических конфликтов когда-нибудь неизбежно разнесет всю Грузию вдребезги.

ВЛАСТЯМ СТРАНЫ, КАК БЫ ЭТО ни было для них сложно, лучше сейчас взглянуть правде в глаза и, набравшись смелости, твердо отстаивать свои интересы в сложных взаимоотношениях с Турцией и Азербайджаном. В противном случае это стихийно будет делать народ, повинуясь накопившейся ненависти и поддаваясь всевозможным провокациям, как это случилось в Дманиси. Ведь азербайджанского продавца действительно начали избивать не из-за пива, а по причине того, что грузины пребывают в бедственном социальном положении на своей же земле и зачастую живут даже хуже, чем этнические меньшинства. По причине того, что, к примеру, азербайджанская компания SOCAR на территории Грузии охотнее берет на работу этнических азербайджанцев, нежели грузин. Что на фоне вольготных условий проживания азербайджанцев в Грузии грузинам в Азербайджане по факту отказано во многих правах, в частности, в свободе вероисповедания и исполнения религиозных обрядов. Что азербайджанцы бесцеремонно ставят пограничные посты там, где им заблагорассудится, присваивая вместе с землей национально-культурное достояние грузинского народа.

Все эти несправедливые, на взгляд рядового грузина, реалии генерируют ненависть, которая в свою очередь выливается в конфликты, подобные тому, что случился в Дманиси. Таким образом рядовой этнический грузин реагирует на проблемы, которые его правительство решать не хочет либо не может. В силу всего сказанного складывается ощущение, что турецко-азербайджанское  политико-экономическое засилье окончательно сломило волю грузинской власти, но не народа.

На протяжении долгих лет в грузинской "политической моде" считалось дурным тоном обсуждать сложную проблематику грузино-турецких и грузино-азербайджанских взаимоотношений, а уж тем более призывать к сопротивлению тюркской экспансии. Причем относится это в равной мере как к действующей власти, начиная от эпохи Саакашвили и кончая "Грузинской мечтой", так и к подавляющему большинству оппозиционных партий. Взамен грузинские политики с превеликим удовольствием генерировали в обществе антироссийские настроения, наивно считая, что подсказанная и предложенная Западом тюркофилия поможет Тбилиси сбалансировать влияние России на Грузию и не допустить ее поглощения.

Однако инструментарий балансировки и расчеты новой грузинской политической элиты оказались ошибочными. Получилась аналогия с повалившимся на бок кораблем, который хотят выправить на воде, однако в результате слишком усердных действий он дает крен уже в противоположную сторону.

Сегодня возникла необходимость опять попытаться выправить судно, на сей раз уже с помощью российского и армянского факторов. В противном случае оно неизбежно пойдет ко дну в море турецко-азербайджанских устремлений к окончательному поглощению Кавказа.

Богдан АТАНЕСЯН

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Тест для фильтрации автоматических спамботов
Target Image